ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1317/17 от 23.06.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 7-1317/2017

Судья: Вардугин И.Н

РЕШЕНИЕ

23 июня 2017 года

город Челябинск

Судья Челябинского областного суда Зарипова Ю.С., при секретаре Дмитриевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу директора ООО «Челябинский областной лесхоз» Гурмана А.А. на решение судьи У вельского районного суда Челябинской области от 31 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Челябинский областной лесхоз»,

установил:

постановлением заместителя руководителя ЧОБУ «Увельское лесничество» Баландина А.И. № 39 от 20 июля 2016 года ООО «Челябинский областной лесхоз» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Увельского районного суда Челябинской области от 31 марта 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе в Челябинский областной суд директор ООО «Челябинский областной лесхоз» Гурман А.А. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи. Указывает, что ООО «Челябинский областной лесхоз» не является субъектом вмененного правонарушения, так как не является лицом осуществляющим рубку лесных насаждений и заготовку древесины. Полагает, что судьей нарушены требования статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ. Ссылается на невозможность сжигания порубочных остатков ввиду объявленного 14 апреля 2016 года пожароопасного сезона. Считает, что постановление вынесено неправомочным на то должностным лицом.

В отзыве на жалобу ЧОБУ «Увельское лесничество» указало на законность и обоснованность вынесенных по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда, отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

Представители ООО «Челябинский областной лесхоз» Гурман А.А., Балакирев М.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержали.

Представитель ЧОБУ «Увельское лесничество» Баландин А.И. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменном отзыве.


Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи городского суда не нахожу.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе, правилами пожарной безопасности в лесах.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).

Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

Согласно пункту 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются, в том числе: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в виде предупреждения или административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, между Главным управлением лесами Челябинской области и ООО «Челябинский областной лесхоз» 10 октября 2012 года заключен договор № 718 аренды лесного участка.

07 апреля 2016 года в адрес директора ООО «Челябинский областной лесхоз» Гурман А.А. направлено извещение о проведении осмотра лесосек.


з

19 апреля 2016 года и 21 апреля 2016 года в присутствии представителя юридического лица - начальника Увельского территориального отдела ООО «Челябинский областной лесхоз» Миронова В.Н. произведен осмотр мест рубок зимней заготовки, в ходе которого были выявлены следующие нарушения требований пункта 17 Правил пожарной безопасности:

- до начала пожароопасного сезона 2016 года не были сожжены порубочные остатки на лесосеках зимней заготовки в Увельском участковом лесничестве (квартал 77 выдел 7,9 делянка 2 вид рубки ССР); Хомутининском участковом лесничестве (квартал 45 выдел 56 делянка 2 вид рубки ПРХ, квартал 102 выдел 4,5,6,22,25 делянка 1 вид рубки ВСР);

- не осуществлена весенняя доочистка мест рубок, на лесосеках, где производилась заготовка древесины в зимнее время, а именно, Увельское участковое лесничество (квартал 77 выдел 2,3,4 делянка 3 вид рубки ССР); Хомутининское участковое лесничество (квартал 60 выдел 14 делянка 1 вид рубки ВСР, квартал 71 выдел 6 делянка 3 вид рубки ВСР, квартал 71 выдел 14 делянка 2 вид рубки ПРХ, квартал 113 выдел 9,10,39,40 делянка 1 вид рубки ВСР, квартал 147 выдел 16 делянка 2, вид рубки ВСР, квартал 147, выдел 17 делянка 1, вид рубки ВСР).

05 июля 2016 года в отношении ООО «Челябинский областной лесхоз» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Факт нарушения требований пункта 17 Правил пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении № 39 от 05 июля 2016 года, договором аренды лесного участка № 718 от 10 октября 2012 года, актами осмотра порубок от 19 и 21 апреля 2016 года, а также другими материалами дела.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, и объективно выяснены фактические обстоятельства дела. В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлено наличие события административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства


свидетельствуют о том, что у юридического лица ООО «Челябинский областной лесхоз» имелась возможность для соблюдения требований законодательства, за нарушение которого частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принцип презумпции невиновности нарушен не был, бремя доказывания распределено с учетом требований статьи 1.5 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу лица привлеченного к административной ответственности, по делу не усматривается.

Законность и обоснованность постановления должностного лица в полном объеме проверены судьей районного суда с соблюдением требований, установленных статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, постановление вынесено заместителем руководителя ЧОБУ «Увельское лесничество» Баландин А.И. в пределах своих полномочий.

Так, статьей 23.24 КоАП РФ установлено, что органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор и лесную охрану, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.29 - 8.32 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе в том числе: руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители.

В соответствии с частью 2 статьи 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2.1 части 2 статьи 96 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти


Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.

Аналогично решен федеральным законодателем вопрос определения субъектов, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах.

Так, в силу части 2 статьи 97 Лесного кодекса РФ, федеральный государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Челябинской области от 22 августа 2013 года № 251-П утвержден Перечень должностных лиц учреждений, подведомственных Главному управлению лесами Челябинской области, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Челябинской области, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с данным Перечнем заместители руководителей, начальники территориальных отделов, начальники лесных отделов, лесничие участковых лесничеств, инженеры по охране и защите леса, инженеры по лесосырьевым ресурсам, инженеры по лесовосстановлению, юристы бюджетных учреждений - заместители старших государственных лесных инспекторов в лесничествах и лесопарках Челябинской области осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Челябинской области.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава ЧОБУ «Увельское лесничество» имеет право пресекать нарушения лесного законодательства, оформлять протоколы об административных правонарушениях, обеспечить их рассмотрение, направлять заявления в правоохранительные органы о привлечении нарушителей к ответственности в установленном порядке; осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства.

В связи с чем, ссылки заявителя на выданное Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу Главному управлению лесами Челябинской области предписание от 10 декабря 2015 года № 16-об-03/10, в соответствии с пунктом 1 которого на Главное управление лесами


6

Челябинской области возложена обязанность обеспечить приведение в соответствие с законом Устава Челябинского областного бюджетного учреждения «Красноармейское лесничество», основанием к отмене обжалуемых актов не являются. Обоснованность же выданного предписания предметом рассмотрения настоящего дела не является.

Таким образом, постановление о привлечении ООО «Челябинский областной лесхоз» к административной ответственности вынесено в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, уполномоченным на основании статьи 23.24 КоАП РФ рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что ООО «Челябинский областной лесхоз» не является субъектом вмененного административного правонарушения, несостоятельны. Так, согласно договору аренды лесного участка № 718 от 10 октября 2012 года, спорный лесной участок был передан обществу для заготовки древесины на условиях полного выделения лесного хозяйства, при этом это общество обязано соблюдать на предоставленном ему в аренду лесном участке Правила пожарной безопасности.

Ссылка в жалобе на невозможность сжигания порубочных остатков ввиду объявленного 14 апреля 2016 года пожароопасного сезона, а также на то, что проверка проведена 19 и 21 апреля 2016 года, не может быть принята во внимание, поскольку юридическое лицо обязано соблюдать требования законодательства, в частности, до начала пожароопасного сезона сжечь порубочные остатки на лесосеках зимней заготовки, осуществить весеннюю доочистку мест рубок, однако, данное требование ООО «Челябинский областной лесхоз» не было выполнено.

Указание в жалобе о нарушении требований статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ в рамках настоящего дела об административном правонарушении не принимается во внимание.

Иные доводы настоящей жалобы по своему содержанию повторяют позицию при рассмотрении дела должностным лицом, а также доводы жалобы, поданной на постановление должностного лица, являлись предметом проверки должностного лица и судьи, им дана надлежащая оценка, выводы о необоснованности жалобы должным образом мотивированы. Оснований не согласиться с правовой оценкой не имеется.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, иное толкование последним норм КоАП РФ, не свидетельствует о нарушении норм материального права и несоблюдении процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Назначенное ООО «Челябинский областной лесхоз» административное наказание соответствует санкции части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, назначено с


7

учетом всех обстоятельств, предусмотренных статьей 4.1 КоАП РФ, что соответствует содеянному, отвечает целям административного наказания, указанным в статье 3.1 КоАП РФ.

Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену принятого постановления при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

Оснований для удовлетворения жалобы и отмены, вынесенных по делу, постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя ЧОБУ «Увельское лесничество» № 39 от 20 июля 2016 года, решение судьи Увельского районного суда Челябинской области от 31 марта 2017 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Челябинский областной лесхоз» Гурмана А.А. - без удовлетворения.

Судья Ю.С. Зарипова