ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1401/18ГОРОД от 05.09.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело №7-1401/2018 город Челябинск

Судья: Табаков А.В.

РЕШЕНИЕ

05 сентября 2018 года

Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре Гильметдиновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области №584-30 от 27 мая 2010 года «Об административных правонарушениях в Челябинской области» в отношении ООО Управляющая организация «Ремжилзаказчик» защитника Резник Дарьи Олеговны на решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 25 июля 2018 года,

установил:

постановлением Административной комиссии №05-1.5-18-12/35 от 03 апреля 2018 года ООО Управляющая организация «Ремжилзаказчик» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 3 Закона Челябинской области № 584-30 от 27 мая 2010 года «Об административных правонарушениях в Челябинской области» с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 25 июля 2018 года, обжалуемое постановление оставлено без изменения.

В настоящей жалобе, защитник Резник Д.О. указывает на следующее: нарушение порядок проведения проверки, отсутствовали основания для проведения проверки, не доказан факт наличия указанных в постановлении нарушений. Кроме того не дана правовая оценка относительно принадлежности дворового проезда, на котором было скопление наледи. Полагает, что данный дворовой проезд является элементом улично-дорожной сети и относится к автомобильным дорогам местного значения. На основании делает выводы, что со стороны Управляющая организация «Ремжилзаказчик» не усматривается нарушений Жилищного законодательства.

В судебном заседании защитник Брусова Д.О. доводы жалобы поддержала.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направил. При таких обстоятельствах судья областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, выслушав участника процесса, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.


2

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Статья 3 Закона Челябинской области № 584-30 от 27 мая 2010 года «Об административных правонарушениях в Челябинской области» предусматривает административную ответственность за нарушение муниципальных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, в сфере благоустройства и озеленения территорий и обращения с отходами производства и потребления, принятых в пределах полномочий органов местного самоуправления.

Решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32 (ред. от 04.04.2017) утверждены Правила благоустройства территории города Челябинска, устанавливающие единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, определяющие порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, владельцами и арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий.

Согласно п.1 ст. 60 Правил благоустройства территории г. Челябинска физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели: обеспечивают содержание своими силами и средствами либо путем заключения договоров со специализированными организациями или организациями, осуществляющими управление/эксплуатацию

многоквартирных домов (в случае, если территория используется собственниками помещений в многоквартирном доме), элементов и (или) объектов благоустройства на отведенной и прилегающей территории с учетом требований настоящих Правил и правил благоустройства территории внутригородского района.

Юридические и физические лица, в том числе собственники индивидуальных жилых домов, индивидуальные предприниматели, проживающие или пребывающие на территории города Челябинска, обеспечивают содержание отведенной и прилегающей территории, объектов благоустройства в соответствии с настоящими Правилами и правилами благоустройства территории внутригородских районов, (п. 69).

Работы по содержанию объектов благоустройства включают: в себя помимо прочего ежедневную уборку территории (мойка, полив, подметание, удаление мусора, снега, наледи, проведение иных технологических операций для поддержания объектов благоустройства в чистоте);

В зимний период дорожки, садовые диваны, урны и прочие элементы (малые архитектурные формы), подходы к ним, а также пространство вокруг них очищаются от снега и наледи. ( п.93)


3

Тротуары, придомовые территории и проезды очищаются от снега и наледи до асфальта, посыпаются песком или другими противогололедными материалами, (п. 124)

В нарушение установленных требований вышеуказанных Правил в действиях юридического лица ООО Управляющая организация «Ремжилзаказчик» выявлен факт ненадлежащего содержания такого элемента благоустройства как проезд, расположенный во дворе дома и используемый жильцами как пешеходный тротуар, по которому осуществляется проход к подъездам дома, по адресу: ул. Мелькомбинат 2 участок 1 д. 16 в Центральном районе г.Челябинска, который не был очищен от скопления наледи и снега, не обработан противогололедными материалами.

По факту выявленных нарушений в отношении ООО Управляющая организация «Ремжилзаказчик» 20 марта 2018 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 г. № 584-30 «Об административных правонарушениях в Челябинской области» и 03 апреля 2018 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, указан состав административной комиссии, сведения об юридическом лице, описано в чем выразилось административное правонарушение.

Постановление административной комиссией вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 КоАП РФ, в постановлении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, квалификация деяния.

Доводы жалобы о нарушении порядка привлечения юридического лица к административной ответственности со ссылками на отсутствие оснований для проведения проверки состоятельными не являются в виду следующего.

В соответствии со п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В примечании к данной статье указано, что при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным


4

составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.

Данная правовая норма предоставляет право уполномоченному должностному лицу составить протокол об административном правонарушении либо непосредственно в момент обнаружения административного правонарушения, либо после оформления акта проверки.

В данном случае событие административного правонарушения выявлено ведущим специалистом отделе благоустройства МКУ АТИ Б. М.В. исходя из акта осмотра № 4-10/.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужил протокол об административном правонарушении, составленный главным специалистом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства Управления благоустройства г. Челябинска.

При изложенных обстоятельствах у должностного лица административного органа имелись достаточные основания для возбуждения дела об административном правонарушении.

То обстоятельство, что по результатам соответствующего мероприятия было возбуждено дело об административном правонарушении, требованиям закона не противоречит. Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений должностным лицом не допущено.

При составлении данного протокола об административном правонарушении от 20 марта 2018 года присутствовал представитель юридического лица на основании доверенности - Резник Д.О..

Оснований для применения в рассматриваемой ситуации положения 294- ФЗ не имелось.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).


5

Поскольку выявленное правонарушение было установлено в рамках осуществления осмотра территории Центрального района г Челябинска., положения вышеназванного Федерального закона, определяющие требования к организации и проведению проверок в данном случае не применимы. В связи с этим оснований полагать, что при проведении проверки были нарушены положения Федерального закона N 294-ФЗ, не имеется.

Вопреки доводам жалобы факт наличия указанных в постановлении нарушений подтверждается вышеперечисленными доказательствами, которые отвечает требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы о принадлежности дворового проезда, со ссылками на то, что дворовой проезд является элементом улично-дорожной сети и относится к автомобильным дорогам местного значения, в связи с чем, со стороны Управляющей организации «Ремжилзаказчик» не усматривается нарушений Жилищного законодательства, не могут быть приняты во внимание.

Дворовый проезд - объект благоустройства на придомовой территории, предназначенный для проезда транспортных средств от проезжей части улиц и дорог общественного пользования либо от квартальных проездов к жилым и нежилым помещениям многоквартирного дома или группе многоквартирных домов. ( п.11.1 Правил благоустройства)

Работы по благоустройству и содержанию на прилегающих территориях многоквартирных домов осуществляют организации, обслуживающие жилищный фонд, если собственниками заключен договор на управление/эксплуатацию многоквартирным домом. При отсутствии такого договора - собственники помещений в многоквартирном доме. (. 73 Правил)

Собственники помещений в многоквартирных домах или лица, осуществляющие по договору управление/эксплуатацию многоквартирными домами, осуществляют содержание прилегающих территорий в границах и на условиях, установленных в соответствии с пунктами 71-73 настоящих Правил. ( п. 123 Правил)

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491

Согласно п.п. «е» п. 2 данных правил в состав общего имущества земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

Придомовая территория - образованный в соответствии с законодательством земельный участок многоквартирного жилого дома, с элементами озеленения, благоустройства, включающий в себя пешеходные пути ко входам, подъезды к дому со стоянками автотранспорта и


6

площадками для жильцов данного дома - детскими, физкультурными, для отдыха, контейнеров, выгула собак и т.п. ("СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр).

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанного и из ответа начальника Управления земельных отношений об отсутствии информации о представлении земельного участка по ул. ФИО1, участок 1 д. 6 в Центральном районе г Челябинска, прихожу к выводу о том, что данный земельный участок является прилегающей территорией многоквартирного дома, в связи с чем, у ООО Управляющая организация «Ремжилзаказчик» имеется обязанность по содержанию данной территории.

Ссылка в жалобе на то, что проезд уд. 16 по ул. Мелькомбинат 2 участок 1 в Центральном районе г.Челябинска относится к автомобильным дорогам местного значения, основаны на неверном понимании действующих норм права, в связи с чем, подлежит отклонению.

Согласно Правилам благоустройства территории города Челябинска юридические лица относятся к субъектам отношений по благоустройству территории.

Юридические и физические лица, в том числе собственники индивидуальных жилых домов, индивидуальные предприниматели, проживающие или пребывающие на территории города Челябинска, обеспечивают содержание отведенной и прилегающей территории, объектов благоустройства в соответствии с настоящими Правилами и правилами благоустройства территории внутригородских районов.

Работы по благоустройству и содержанию осуществляют на земельных участках, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) и безвозмездном пользовании, аренде физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и прилегающих к ним территориях -данные физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Таким образом, на ООО Управляющая организация «Ремжилзаказчик»

возлагается обязанность по содержанию отведенной и прилегающей территории, объектов благоустройства в соответствии с настоящими Правилами и правилами благоустройства территории внутригородских районов.

Представленные в материалы дела доказательства в своей совокупности достоверно подтверждают тот факт, что в результате бездействия юридического лица не были выполнены меры по надлежащему содержанию пешеходного тротуара.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации


7

предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения мер по устранению наледи на пешеходном тротуаре, ступенях входной группы, парковке в материалы дела не представлены.

Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ООО Управляющая организация «Ремжилзаказчик» в совершении административного правонарушения. Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.

Нарушений требований ст. ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных решений, не допущено

Административное наказание назначено ООО Управляющая организация «Ремжилзаказчик» в пределах санкции части 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года N 584-30 «Об административных правонарушениях в Челябинской области», в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, является законным, обоснованным и справедливым.

Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности, обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, не свидетельствует об ошибочности выводов судьи и незаконности вынесенных по делу решений.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 25 июля 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области №584-30 от 27 мая 2010 года «Об административных правонарушениях в Челябинской области» в отношении ООО Управляющая организация «Ремжилзаказчик» оставить без изменения, жалобу защитника Резник Дарьи/Олеговны - без удовлетворения.

Судья

Е.Н. Майорова