Дело № 7-140/2016
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 17 февраля 2016 года
Судья Ленинградского областного суда Лебедев А.В.,
при секретаре Мальцеве А.С.,
рассмотрев жалобу законного представителя ЗАО «ЭКО-Балт» Р.И.С. на постановление судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 09 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 09 декабря 2015 года ЗАО «ЭКО-Балт» (далее общество), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В своем постановлении судья указывает, что ЗАО «ЭКО-Балт» 16.11.2015г. в 17 ч. 00 мин. по адресу: <адрес> осуществляет хозяйственную деятельность с несоблюдением экологических требований при обращении с отходами производства и потребления 1-4 класса опасности для окружающей среды, а именно: не подтверждено отнесение отхода, образующегося в результате хозяйственной деятельности предприятия при эксплуатации мобильных туалетных кабинок, к конкретному классу опасности, не составлен паспорт на отход, образующийся в результате хозяйственной деятельности при эксплуатации мобильных туалетных кабинок; не составлена и не представлена в уведомительном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2014г. не составлен и не представлен в срок до ДД.ММ.ГГГГ отчет государственной статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) за 2014г. в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо- Западному федеральному округу, чем нарушены требования, предусмотренные Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 30 от 16.02.2010г. «Об утверждении порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещения отходов (за исключением статистической отчетности».
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, законный представитель ЗАО «ЭКО-Балт» Р.И.С. обратился с жалобой, в которой просит решение отменить. В обосновании жалобы указывает, что ЗАО «ЭКО-Балт» заключило Договор с ООО «БС» на обслуживания мобильных туалетных кабинок, в соответствии с которым силами ООО «БС» выкачанная жидкая фракция сдается на очистные сооружения ГУП «Водоканал» Санкт-Петербурга, а после её очистки удаляется путем отведения в водные объекты, согласно письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 12-59/16226 от 13 июля 2015 года, данные жидкие фракции следует считать сточными водами и обращение с ними регулируется нормами водного законодательства, но не жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми осуществляется в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, в силу чего обществу незаконно вменены нарушения, связанные с не подтверждением отнесения отхода, образующегося в результате хозяйственной деятельности предприятия при эксплуатации мобильных туалетных кабинок, к конкретному классу опасности, и не составлением паспорта на отход, образующийся в результате хозяйственной деятельности при эксплуатации мобильных туалетных кабинок. Кроме того, по мнению заявителя, законом не предусмотрена обязанность общества составлять и представлять ежегодно в уведомительном порядке в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2014г. При этом, не составление и не представление в срок до 01.02.2015г. отчета государственной статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) за 2014г. произошло по вине инженера К.С.В., который привлечен к дисциплинарной ответственности за допущенное нарушение. Вышеуказанные обстоятельства не были учтены судьей при рассмотрении дела по существу, а так же не был рассмотрен вопрос о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью деяния, что является основанием для отмены постановления судьи.
Законный представитель ЗАО «ЭКО-Балт» Р.И.С. извещен, но в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, в силу чего дело в порядке п. 3 ст. 25.4 КоАП РФ было рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав объяснения защитника К.С.В., который жалобу поддержал, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 14 ФЗ РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «ЭКО-Балт» и ООО «БС» заключен Договор с на обслуживания мобильных туалетных кабинок, в соответствии с которым силами ООО «БС» выкачанная жидкая фракция сдается на очистные сооружения ГУП «Водоканал» Санкт-Петербурга, которые в последующем удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки (л.д. 144-167).
При таких обстоятельствах, с учетом того, что вышеуказанные жидкие фракции являются сточными водами и обращение с ними регулируется нормами водного законодательства, с учетом письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 12-59/16226 от 13 июля 2015 года, прихожу к вводу о том, что в указанной части обществом не допущено нарушений Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в силу чего из объема предъявленных Обществу нарушений подлежит исключению нарушения, связанные с не подтверждением отнесения отхода, образующегося в результате хозяйственной деятельности предприятия при эксплуатации мобильных туалетных кабинок, к конкретному классу опасности, и не составлением паспорта на отход, образующийся в результате хозяйственной деятельности при эксплуатации мобильных туалетных кабинок.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с п. 2 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 г. № 30 «Об утверждении порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3615, ст. 3616; 2009, N 31, ст. 3923, N 52, ст. 6441) относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Росприроднадзора.
Согласно п.п. 3, 5, 6 вышеуказанного выше приказа, субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе - представляется в соответствующий терри ториальный орган Росприроднадзора.
Согласно Приказа Росстата от 28.01.2011 г. № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления предоставляют в срок до 01 февраля после отчетного периода территориальному органу Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы).
В силу ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судьей установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в 17 ч. 00 мин. в ходе проверки Департаментом государственного экологического надзора выявлено, что по адресу: <адрес> ЗАО «ЭКО-Балт» осуществляет хозяйственную деятельность с несоблюдением экологических требований при обращении с отходами производства и потребления 1-4 класса опасности для окружающей среды, а именно: ЗАО «ЭКО-Балт» не составлена и не представлена в уведомительном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ. в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2014г., не составлен и не представлен в срок до ДД.ММ.ГГГГ. отчет государственной статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) за 2014г. в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, чем нарушены требования, предусмотренные Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 30 от 16.02.2010г. «Об утверждении порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещения отходов (за исключением статистической отчетности».
Проверка законности и обоснованности постановления судьи показывает, что вывод судьи о нарушении ЗАО «ЭКО-Балт» вышеуказанных требований закона, кроме нарушений исключенных судом второй инстанции, основан на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Так, обстоятельства нарушения ЗАО «ЭКО-Балт» вышеуказанных требований закона, кроме нарушений исключенных судом второй инстанции, подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 20.11.2015г., распоряжением о проведении плановой проверки, сведениями о среднесписочной численности работников ЗАО «ЭКО-Балт», договором аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ., проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ЗАО «ЭКО-Балт», в соответствии с которым в ходя хозяйственной деятельности общества образуются отходы, планом природоохранных мероприятий на 2014-2015 г., паспортами отходов 1-4 классов опасности, расчетом класса опасности, проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, данными учета в области образования с отходами, принятых отходов и переданных, договором, в соответствии с которым ЗАО «ЭКО-Балт» поручает ООО «Р» выполнить работы по инвентаризации источников образования сходов, разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и другие, договорами от 12.10.2015г. и 01.10.2014г., в соответствии с которыми ЗПО «ЭКО-Балт» поручает ООО «Экологическое предприятие «М» и ООO «ПИ» поручает работы по сбору, транспортированию, использованию, обезвреживанию отходов 1-4 классов опасности, по вывозу и размещению отходов 4-5 классов опасности, договором на размещение в части хранения отходов хозяйствующего субъекта от ДД.ММ.ГГГГ актами приема-передачи отходов, нормативами образования отходов и лимиты на их размещение, договором на обслуживание мобильных туалетных кабин от ДД.ММ.ГГГГ договором возмездного оказания услуг по приему хозяйственно-бытовых стоков, счетами за обслуживание мобильных туалетных кабин, актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ., иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, нарушения ЗАО «ЭКО-Балт» вышеуказанных требований закона, кроме нарушений исключенных судом второй инстанции, образуют состав вышеуказанного административного правонарушения.
Вывод судьи о наличии в действиях ЗАО «ЭКО-Балт» состава вышеуказанного административного правонарушения является правильным, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями статей 2.1 и 2.2 КоАП РФ.
При этом привлечение инженера К.С.В. за нарушение вышеуказанных требований законодательства к дисциплинарной ответственности не освобождает Общество от административной ответственности за совершение вышеуказанного правонарушения.
Административное наказание назначено ЗАО «ЭКО-Балт» в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, данных о характере совершенного административного правонарушения, имущественном положении, и с соблюдением требований ст. ст. 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, оснований для прекращения производства за малозначительностью деяния не имеется.
Иные доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые всесторонне и полно проверены с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ и не влияют на правильность выводов о наличии вины ЗАО «ЭКО-Балт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм процессуального права при производстве по делу, позволяющих рассматривать постановление судьи как незаконное и необоснованное, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст.30.7 КоАП РФ
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 09 декабря 2015 года изменить, исключить из объема нарушений, вмененных ЗАО «ЭКО-Балт», нарушения, связанные с не подтверждением отнесения отхода, образующегося в результате хозяйственной деятельности предприятия при эксплуатации мобильных туалетных кабинок, к конкретному классу опасности, и не составлением паспорта на отход, образующийся в результате хозяйственной деятельности при эксплуатации мобильных туалетных кабинок.
В остальной части постановление судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 09 декабря 2015 года – оставить без изменения.
Судья:
(Судья Н. Л.А.)