ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1522/2021 от 07.07.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

судья Анищенко Т.В.

дело №7-1522/2021 (12-869)

Р Е Ш Е Н И Е

г.Пермь 7 июля 2021 г.

Судья Пермского краевого суда Алексеев А.А., при секретаре Бобиной Д.А., с участием законного представителя ТСН «ТСЖ Уфимская 26» Дорофеева Н.А., потерпевшего Г., прокурора отдела прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья Уфимская 26» Дорофеева Николая Анатольевича на постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 30.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья Уфимская 26»,

у с т а н о в и л :

постановлением судьи Свердловского районного суда г.Перми от 30.04.2021 товарищество собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья Уфимская 26» (далее – ТСН «ТСЖ Уфимская 26», Товарищество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, заявитель просит постановление районного суда отменить, либо заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение. Указывает, что вопрос об использовании земельного участка МКД под пост охраны был вынесен на общее собрание собственников МКД (№ 8 в Повестке собрания), которое было проведено 05.03.2021. Положительное решение по вопросу не было принято. Правлением ТСН «ТСЖ Уфимская 26» принято решение о вынесении данного вопроса на отдельное голосование собственников. Полагает, что ТСН «ТСЖ Уфимская 26» в полном объеме выполнило требование представления прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства, не предпринимало и не предпринимает действий, квалифицирующихся как умышленное невыполнение требований прокурора. Напротив, всеми своими поступками Товарищество показывает свое намерение действовать исключительно в правовом поле и в рамках действующего законодательства, что так же подтверждается перепиской с органами ИГЖН и Прокуратуры, предоставлением копий и оригиналов всех запрашиваемых документов, протоколами объяснений со стороны руководства ТСН «ТСЖ Уфимская 26», а так же иными документами, представленными в материалы административного дела. Умысла сознательно не исполнять представление прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства со стороны ТСН «ТСЖ Уфимская 26» не было. На 04.03.2021 все действия были выполнены. Со стороны ТСН «ТСЖ Уфимская 26» были предприняты все меры для устранения нарушений, указанных в предписании.

В судебном заседании в краевом суде законный представитель юридического лица Дорофеев Н.А. доводы жалобы поддержал.

Потерпевший Г., прокурор Масленникова И.А. считали жалобу необоснованной.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Диспозиция статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невыполнение любых законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, в том числе перечисленных в Федеральном законе от 17.11.1995 № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», подлежащих в силу ст. 6 названного Закона безусловному исполнению в установленный срок.

В силу положений ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно части 3 статьи 22 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Привлекая Товарищество к административной ответственности по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда обоснованно исходил из наличия в действия юридического лица состава вменяемого административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Свердловского района г. Перми по обращению Г. проверки исполнения жилищного законодательства при эксплуатации общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Уфимская, 26, было установлено, что положения ст. 36, 44 Жилищного кодекса РФ выполняются не в полной мере, в частности, установлено, что на территории земельного участка многоквартирного дома № 26 по ул. Уфимская г. Перми расположен пост дежурного (будка), в отсутствие положительного решения общего собрания собственников по использованию земельного участка для этих целей.

В связи с выявленными нарушениями в адрес ТСН «ТСЖ Уфимская 26» прокурором Свердловского района г. Перми направлено представление от 25.01.2021 № 337ж-2020, об его безотлагательном рассмотрении с участием представителя прокуратуры района, принятии мер по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших, в том числе с требованием рассмотреть вопрос использования земельного участка МКД под пост охраны на общем собрании собственников МКД (копию протокола общего собрания собственников МКД направить в адрес прокуратуры района).

Указанное представление прокурора ТСН «ТСЖ Уфимская 26» было получено 04.02.2021, следовательно, месячный срок для его исполнения и направления письменного сообщения о принятых мерах истек 04.03.3021.

В установленный срок до 04.03.2021 ТСН «ТСЖ Уфимская 26» требование прокурора Свердловского района г. Перми о рассмотрении вопроса использования земельного участка МКД под размещение поста охраны на общем собрании собственников не выполнено, документы (информация) подтверждающие исполнение представления в данной части в прокуратуру района не поступили, также как и уведомление о невозможности их предоставления в установленный срок либо ходатайство о продлении срока. Сведения о мерах по устранению нарушения, причин и условий ему способствовавших, прокурору не сообщены.

Совершение правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.03.2021; заявлением Г. от 27.07.2020; коллективным заявлением жильцов МКД от 07.02.2020; представлением от 25.01.2021; ответами на представление; протоколом № 2 от 17.02.2018; протоколом общего собрания № 2 от 05.03.2021; протоколом № 4-21 от 07.02.2021; протоколом № 6-21 от 06.03.2021; объяснениями председателя правления ТСН Дорофеева Н.А. от 24.03.2021, от 28.10.2020, от 25.12.2020, от 21.01.2021; информацией Росреестра от 30.10.2020; отчетом об отслеживании почтового отправления и другими материалами дела.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых приведенным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом, в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.

Следовательно, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательств наличия объективных причин невозможности выполнения ТСН «ТСЖ Уфимская 26» требований прокурора, изложенных в представлении, а равно принятия всех зависящих от него мер для его выполнения, в материалы дела не представлено.

Согласно пункту 4 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме извещаются о проведении собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

Таким образом, у Товарищества имелась возможность в установленный прокуратурой месячный срок, со дня вынесения представления, известить собственников многоквартирного дома о проведении собрания, провести его и представить в прокуратуру необходимую информацию.

С учетом установленных по делу обстоятельств, бездействие ТСН «ТСЖ Уфимская 26» правильно квалифицировано судьей районного суда по статье 17.7 КоАП РФ, как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Факт предоставления ТСН «ТСЖ Уфимская 26» ответа и документов после истечения срока, установленного в представлении прокурора, не дает оснований для освобождения Товарищества от ответственности за совершение административного правонарушения.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки судьи районного суда, они не опровергают наличие в действиях ТСН «ТСЖ Уфимская 26» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления районного суда.

Оснований для замены назначенного ТСН «ТСЖ Уфимская 26» административного штрафа предупреждением не имеется.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, замена наказания в виде штрафа наказанием в виде предупреждения осуществляется в соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, установленных ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, по смыслу названной нормы закона, является правом, а не обязанностью судьи или административного органа, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении.

Обстоятельства, которые бы послужили безусловным основанием для замены назначенного административного наказания на предупреждение, из материалов дела не усматривается.

Юридическому лицу назначено административное наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено судьей с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, задач законодательства об административных правонарушениях, требований ст.ст. 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ТСН «ТСЖ Уфимская 26» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ТСН «ТСЖ Уфимская 26» допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 30.04.2021 оставить без изменения, жалобу законного представителя товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья Уфимская 26» Дорофеева Николая Анатольевича - без удовлетворения.

Судья – подпись-