Дело № 7-2/2016
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 13 января 2016 года
Судья Ленинградского областного суда Лебедев А.В.
при секретаре Порохневе В.И.,
рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Расчетный центр» И.И.Е. на решение судьи Тосненского городского суда Ленинградской области от 13 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением исполняющего обязанности заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО № от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Расчетный центр» И.И.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Тосненского городского суда Ленинградской области от 13 ноября 2015 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба И.И.Е. без удовлетворения
На вышеуказанное решение И.И.Е. подана жалоба, в которой она просит решение отменить. В обоснование жалобы указывает, что решение судьи является незаконным и необоснованным, так как выводы судьи несоответствуют обстоятельствам дела, недоказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, а именно на ООО «Расчетный центр» не распространяются положения Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляющих платежными агентами», поскольку общество не осуществляет прием наличных денежных средств от населения, тогда как население в безналичном порядке вносит денежные средства в кредитные организации, а в последующем путем безналичного расчета денежные средства перечисляются на расчетный счет ООО «Расчетный центр», что указывает на то, что ООО «Расчетный центр» не является оператором по приему платежей.
Выслушав объяснения И.И.Е. и ее защитника, которые жалобу поддержали, представителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО, который полагал, что нет оснований для удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115- ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Подпунктом «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляется следующее квалификационное требование: прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Согласно п. 3 данного Постановления требования к такой подготовке и обучению кадров организаций, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
В соответствии с п. 10 Положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03 августа 2010 года № 203 «Об утверждении положения о требованиях и подготовке и обучению кадров, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций. Однократное обучение в форме целевого инструктажа должны пройти, в том числе, руководитель организации, главный бухгалтер организации, либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).
В соответствии с п.п.1 ч.1 ст.7.3 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны: принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.
В силу п.2 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 7 пункта 1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта.
В силу п.п. 1 и 2 п.1 ст.6 Федерального закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция представляет собой: операции с денежными средствами в наличной форме, зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию.
В соответствии с п.п.4 п.1 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
За неисполнение законодательства в части организации и. (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, наступает административная ответственность наступает по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, повлекших непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представлении в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
Установлено, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной МРУ Росфинмониторинга по СЗФО в отношении ООО «Расчетный центр» с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, выявлено, что генеральный директор ООО «Расчетный центр» И.И.Е. нарушила требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившиеся в неисполнении требований законодательства в части осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а именно:
В нарушение п.2 ст.7 Закона РФ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) в ООО «Расчетный центр» отсутствуют разработанные и утвержденные правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
В нарушение п.3 Постановления Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», п.10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203, лицо, ответственной в ООО «Расчетный центр» за исполнение правил внутреннего контроля на момент проведения проверки не назначено, то есть отсутствует. Документы, подтверждающие прохождение целевого инструктажа генеральным директором ООО «Расчетный центр», не представлены. Соответственно, с учетом отсутствия в обществе специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, в обществе не организована подготовка и обучение сотрудников согласно нормам действующего законодательства с учетом положений Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203.
В нарушение п.1 ст.7.3 Закона № 115-ФЗ обществом не осуществлены действия, направленные на выявление среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;
В нарушение п.2 ст.6 Закона № 115-ФЗ ООО «Расчетный центр» не осуществлены действия, направленных на выявление организаций и физических лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица, а также в проверяемом периоде обществом не использовался личный кабинет на Портале Росфинмониторинга, проверки клиентов в соответствии с п.п.7 п.1 ст.7 Закона № 115-ФЗ обществом в проверяемый период не проводились;
В нарушение п.п.2 п.1 ст.7 Закона № 115-ФЗ ООО «Расчетный центр» не принимаются меры по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов, в том числе, по установлению в отношении них сведений, предусмотренных п.п. 1 п.1 ст.7 Закона № 115-ФЗ;
В нарушение п.п.2 п.1 ст.6 Закона № 115-ФЗ ООО «Расчетный центр» не осуществляются действия, направленные на выявление операций, подлежащих обязательному контролю, т.к. отсутствуют разработанные и утвержденные правила внутреннего контроля;
В нарушение п.п.4 п.1 ст.7 Закона № 115-ФЗ ООО «Расчетный центр» не представляет информации о подлежащих обязательному контролю, указанных в п.п.1 п.1 ст.6 Закона № 115-ФЗ, операциях.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о доказанности вины И.И.Е. в совершении вышеуказанного административного правонарушения.
Вина И.И.Е. в совершении вышеуказанного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг.; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; договорами, заключенными ООО «Расчетный центр»: ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «ТС», ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «ГГ», муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенным с администрацией МО Тосненский район Ленинградской области, по условиям которых ООО «Расчетный центр» обязуется производить расчет, начисление, сбор и обработку платежей с населения за пользование жилым помещением и коммунальные услуги, а денежные средства, полученные от населения, перечислять на счета заказчиков по договорам (поставщиков услуг); Уставом ООО «Расчетный центр», отражающим наличие таких функций у общества; счетами-извещениями; договорами с банковскими организациями; агентским договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным ООО «Расчетный центр» с ФГУП «ПР»; дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к договору № от ДД.ММ.ГГГГ, карточками счета 58 за 2012-2014г.г., за январь-июль 2015г., отражающими факт перечисления ООО «Расчетный центр» денежных средств, полученных от населения, на счета организаций (ресурсоснабжающих и управляющих компаний), указанных в договорах; договорами беспроцентных займов; договорами о возвратной финансовой помощи; платежными поручениями, подтверждающих перечисление средств по договорам беспроцентных займов, договорам о возвратной финансовой помощи, иными представленными по делу доказательствами, другими доказательствами по делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Вывод должностного лица и судьи о наличии вины И.И.Е. в совершении вышеуказанного административного правонарушения основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.
Административное наказание назначено И.И.Е. в пределах санкции, установленной ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, данных о характере совершенного административного правонарушения, личности виновного лица и его имущественном положении, обстоятельства, смягчающего административную ответственность, и с соблюдением требований ст. ст. 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые всесторонне и полно проверены судьей первой инстанции с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ и так же не влияют на правильность вывода о виновности И.И.Е. в совершении вышеуказанного административного правонарушения.
Существенных нарушений норм процессуального права при производстве по делу, позволяющих рассматривать постановление должностного лица и решение судьи как незаконное и необоснованное, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Тосненского городского суда Ленинградской области от 13 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Расчетный центр» И.И.Е. – без удовлетворения.
Судья:
(судья С. В.А.)