Дело № 7 - 202/2020 судья Максимов А.Е.
РЕШЕНИЕ
город Челябинск 04 марта 2020 года
Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 96» по жалобе <данные изъяты><данные изъяты> муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 96» ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору ТВВ № 010364 от 14 ноября 2019 года, решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 28 января 2020 года,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору ТВВ № 010364 от 14 ноября 2019 года юридическое лицо муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №96» (далее - МАДОУ «Детский сад №96») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Златоустовского городского суда от 28 января 2020 года постановление должностного лица изменено, снижен размер ранее назначенного юридическому лицу административного наказания в виде административного штрафа до 75 000 рублей.
В жалобе в Челябинский областной суд <данные изъяты><данные изъяты> МАДОУ «Детский сад №96» просит решение судьи и постановление должностного лица отменить. В жалобе обращает внимание на сложное финансовое положение, устранить нарушения, указанные в акте не имели возможности из-за недостаточного финансирования и короткого срока, в настоящее время нет полномочий по устранению нарушений. В обоснование доводов жалобы на ограниченный бюджет учреждения, дополнительные денежные средства на выполнение нарушений не выделены, юридическое лицо устранило своими силами и возможностями нарушения, изложенные в постановлении под п. 3 – демонтированы пластиковые панели. Полагает, что имеются основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку негативные последствия отсутствовали, при оценки малозначительности необходимо исходить из конкретных обстоятельств совершения правонарушения, усматривает необходимые обстоятельства для применения положений о малозначительности в настоящем случае.
Представители административного органа, МАДОУ «Детский сад №96» ФИО1 в судебное заседание Челябинского областного суда, будучи надлежаще извещенными, не явились, доказательств, подтверждающих уважительность причины неявки, не представили. На основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что государственным инспектором города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору ДДА на основании распоряжения №293 от 10 октября 2019 года начальника ОНДиПР №1 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области АЕА проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении МАДОУ «Детский сад №96».
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства определяются и регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – «Федеральный закон № 69-ФЗ»).
Согласно ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, предусмотрены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (далее – «Правила противопожарного режима в РФ»).
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – «Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ»).
Положения указанного Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе, при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (ст.1).
В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ).
Согласно статье 134 Федерального закона №123-ФЗ от 22 июля 2008г. строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности (ч.1)
Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону (ч.2).
Техническая документация на строительные материалы должна содержать информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, приведенных в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними (ч.3).
Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону (ч.6).
Обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащими требования к отдельным видам продукции (ч.4 ст.145 Федерального закона №123-ФЗ от 22 июля 2008г.).
Как следует из положений ст.53 Федерального закона №123-ФЗ от 22 июля 2008г. каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре.
При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений установлены Сводом Правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденным и введенным в действие Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171 (далее по тексту «СП 1.13130.2009») в соответствии со ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ.
Согласно п.4.2.5. СП 1.13130.2009 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев. Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
В силу п. 5.2.15 СП 1.13130.2009 в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются); высота ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть не менее 0,8 м.
Также СП 1.13130.2009 установлено, что перед наружной дверью (эвакуационным выходом) должна быть горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери (п.8.1.3).
В коридорах на путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов (п.4.3.3).
В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6 (п.4.3.4).
Поручни и ограждения в зданиях дошкольных учреждений должны отвечать следующим требованиям: в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются); высота ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть не менее 0,8 м. (п.5.2.7).
Лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать у глухих (без световых проемов) частей стен класса пожарной опасности не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже REI(EI)30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой не менее 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от плоскости оконных проемов (п.4.4.2).
Согласно п.33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Как следует из материалов дела по окончанию плановой выездной проверки МАДОУ «Детский сад № 96», расположенного по адресу: <адрес> установлено, что МАДОУ «Детский сад № 96» нарушены требования стандартов, норм и правил пожарной безопасности, а именно:
1. в нарушение ч.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3; п. 8.1.3 СП 1.13130.2009, п.33 ППР в РФ перед эвакуационным выходом из коридора 1-й младшей группы (№5 по тех. паспорту, 1 этаж) непосредственно наружу отсутствует горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери (фактически перед выходом две ступени шириной 25 см);
2. в нарушение ч.4 ст.4, ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3, п.33 ППР в РФ, п. 4.3.3 СП 1.3130.2009 в коридоре эвакуационного выхода 1-й младшей группы (№6 по тех.паспорту, 1-й этаж) размещено оборудование (радиатор отопления), выступающее из плоскости стены на высоте 0,09 м, при требуемой не менее 2м.;
3. в нарушение ч.1, 2,3,6 ст.134, табл.28, ч.4 ст.145 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 на пути эвакуации, в тамбуре (№1 по тех.паспорту, 1 этаж) отделка стен выполнена пластиковыми панелями с неопределенными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом опасности выше КМ1);
4. в нарушение ч.4 ст.4, ст.53 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3, п.33 ППР в РФ, п. 4.3.3 СП 1.3130.2009 в коридоре эвакуационного выхода 4-й подготовительной группы (№56 по тех.паспорту, 1-й этаж) размещено оборудование (радиатор отопления), выступающее из плоскости стены на высоте 0,03 м, при требуемой не менее 2м;
5. в нарушение ч.4 ст.4, ст.53 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3, п.33 ППР в РФ, п. 4.3.3 СП 1.3130.2009 в коридоре эвакуационного выхода 5-й 1-й младшей группы (№73 по тех.паспорту, 1-й этаж) размещено оборудование (радиатор отопления), выступающее из плоскости стены на высоте 0,18 м, при требуемой не менее 2м.;
6. в нарушение ч.4 ст.4, ст.53 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3, п.4.3.4 СП 1.13130.2009 п.4.3.4 перед эвакуационным выходом из тамбура (№74 по тех.паспорту, 1-й этаж) непосредственно наружу в полу имеется перепад высотой 0,12 м;
7. в нарушение ч.4 ст.4, ст.53, п.5.2.7 СП 1.13130.2009 в перегородке, отделяющей обособленный выход наружу из подвального этажа (№33 по тёх.паспорту, 1-й этаж), от лестничной клетки, предназначенной для эвакуации людей, имеется дверной проем. При этом указанная перегородка должна быть глухой, противопожарной перегородкой 1-го типа;
8. в нарушение ч.4 ст.4, ст.53 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3, п.33 ППР в РФ, п.4.3.3. СП 1.3130.2009 в коридоре эвакуационного выхода 3-й 2-й ранней группы (№39 по тех.паспорту, 1-й этаж) размещено оборудование (радиатор отопления), выступающее из плоскости стены на высоте 0,06 м, при требуемой не менее 2 м;
9. в нарушение ч.4 ст.4, ст.53 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3, п.4.6 СНиП П-2-80, п.4.2.5 СП 1.13130.2009 ширина эвакуационного выхода из тамбура 3-й 2-й ранней группы (№40 по тех. паспорту, 1-й этаж) непосредственно наружу в свету составляет 76 см. при требуемой ширине не менее 0,8м.;
10. в нарушение ч.4 ст.4, ст.89 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3, п.3.23 СНиП П-64-80, п.5.2.15 СП 1.13130.2009 в ограждении наружной эвакуационной лестницы из 6-й средней группы (№3 по техпаспорту, 2-й этаж) вертикальные элементы располагаются с просветами более 0,1 м (фактически расстояние между вертикальными элементами от 0,12м до 0,18м);
11. в нарушение ч.4 ст.4, ст.53 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3, п.4.10 СНиП П-2-80, п.33 ППР в РФ, п.4.4.2 СП 1.3130.2009 перепад высоты выхода из спального помещения 7-й старшей группы (№14 по тех. паспорту, 2-й этаж) на площадку лестницы 3-го типа, составляет 0,1 м;
12. в нарушение ч.4 ст.4, ст.53 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф, п.4.6 СНиП П-2-80, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 4.2.5 ширина эвакуационного выхода из спального помещения 8-й средней группы (№15 по тех. паспорту, 2-й этаж) на наружную эвакуационную лестницу в свету составляет 76 см. при требуемой ширине не менее 0,8м;
13. в нарушение ч.4 ст.4, ст.89 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3, п.3.23 СНиП П-64-80, п. 5.2.15 СП 1.13130.2009 в ограждении наружной эвакуационной лестницы из 10-й 2-й младшей группы (№39 по техпаспорту, 2-й этаж) вертикальные элементы располагаются с просветами более 0,1 м (фактически расстояние между вертикальными элементами от 0,13м до 0,15м);
14 в нарушение ч.4 ст.4, ст.89 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3, п.3.23 СНиП П-64-80, п.5.2.15 СП 1.13130.2009 в ограждении наружной эвакуационной лестницы из музыкального зала (№55 по техпаспорту, 2-й этаж) вертикальные элементы располагаются с просветами более 0,1 м (фактически расстояние между вертикальными элементами 0,18м);
15 в нарушение ч.4 ст.4, ст.53 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3, п.4.10 СНиП П-2-80, п.33 ППР в РФ, п.4.4.2 СП 1.3130.2009 перепад высоты выхода из спального помещения 12-й, 2-й младшей группы (№42 по тех. паспорту, 2-й этаж) на площадку лестницы 3-го типа, составляет 0,09 м;
16. в нарушение ч.4 ст.4 ст.89 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3, п.3.23 СНиП П-64-80, п. 5.2.15 СП 1.13130.2009 в ограждении наружной эвакуационной лестницы из 12-й 2-й младшей группы (№42 по техпаспорту, 2-й этаж) вертикальные элементы располагаются с просветами более 0,1 м (фактически расстояние между вертикальными элементами от 0,12 м до 0,15 м);
17. в нарушение ч.4 ст.4, ст.53 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3, п.4.6 СНиП П-2-80, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 ширина эвакуационного выхода из группы 9-й старшей группы (№26 по тех. паспорту, 2-й этаж) на наружную эвакуационную лестницу в свету составляет 69 см. при требуемой ширине не менее 0,8м;
18. в нарушение ч.4 ст.4, ст.53 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3, п.4.10 СНиП П-2-80, п.33 ППР в РФ, п.4.4.2 СП 1.3130.2009 перепад высоты выхода из группы 9-й старшей группы (№26 по тех. паспорту, 2-й этаж) на площадку лестницы 3¬го типа, составляет 0,07 м;
19. в нарушение ч.4 ст.4, ст.89 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3, п.3.23 СНиП П-64-80, п. 5.2.15 СП 1.13130.2009 в ограждении наружной эвакуационной лестницы из группы 9-й старшей группы (№26 по техпаспорту, 2-й этаж) вертикальные элементы располагаются с просветами более 0,1 м (фактически расстояние между вертикальными элементами от 0,12м до 0,15м).
Изложенные обстоятельства, указывающие на нарушение требований пожарной безопасности и вина юридического лица установлена основании совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, которые согласуются между собой и свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Установленные нарушения послужили основанием для составления протокола и вынесения постановления в адрес юридического лица.
Всем доказательствам, должностным лицом и судьей при пересмотре дела дана должная правовая оценка согласно статье 26.11 КоАП РФ, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в полном объеме. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ. Каких-либо противоречий, собранные по делу доказательства не содержат.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Доводы о возможности применения положений о малозначительности безосновательны.
В силу положений статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Категория малозначительности административного правонарушения относится к числу оценочных, и определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения. Освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях.
Изложенные в жалобе доводы о сложном финансовом положении, о частичном устранении нарушений, об отсутствии финансовой возможности устранить нарушения в настоящее время, устранении нарушений, не требующие больших финансовых вложений, не предусмотренных бюджетом, не свидетельствуют о малозначительности правонарушения в настоящем случае. Сам характер правонарушений, количество нарушений, зафиксированных в акте, характер угрозы общественным отношениям в результате нарушений требований пожарной безопасности, даже при отсутствии выраженных последствий, прямо указывают на то, что малозначительным совершенное МАДОУ «Детский сад №96» правонарушение в сфере пожарной безопасности признано быть не может.
В силу изложенного, оснований для прекращения производства по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется. Юридическое лицо правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа.
Административное наказание назначено МАДОУ «Детский сад №96» с учетом положений ч.ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией частей 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Челябинского областного суда,
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору ФИО2 № 010364 от 14 ноября 2019 года, решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 28 января 2020 года - оставить без изменения, жалобу <данные изъяты><данные изъяты> муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад №96» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Е.Н. Майорова