Судьи Жила Н.Л., Комарова В.А. Дело № 7-21-758/2022
Р Е Ш Е Н И Е
8 августа 2022 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобы защитника ФИО1 – ФИО4 на решения судей Находкинского городского суда Приморского края от 11 апреля 2022 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного бухгалтера ООО «Реми-8» ФИО1,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Приморскому краю № от 2 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 11 апреля 2022 года, должностное лицо - главный бухгалтер ООО «Реми-8» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Приморскому краю № от 2 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 11 апреля 2022 года, должностное лицо - главный бухгалтер ООО «Реми-8» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
С вынесенными по делам об административных правонарушениях актами не согласился защитник ФИО1 – ФИО4, который в поданной в Приморский краевой суд жалобе просит отменить решения судей Находкинского городского суда от 11 апреля 2022 года и прекратить производство по делам об административных правонарушениях.
Также защитником ФИО4 заявлены ходатайства о восстановлении срока обжалования судебных решений, которые подлежат удовлетворению, учитывая, что первоначально защитником принимались меры по обжалованию решений в установленные сроки.
Определением судьи вышеназванные дела объединены в одно производство.
ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, жалоба рассмотрена в ее отсутствие, с участием ее защитника.
Изучив доводы жалоб и материалы дела, заслушав пояснения защитника ФИО1 – ФИО4, поддержавшего доводы жалоб, мнение представителя МИ ФНС России № 16 по Приморскому краю ФИО5, полагавшего, что вынесенные по делам решения подлежат оставлению без изменения, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) из физических лиц резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами РФ ( подпункт «а» пункт 6 части 1 статьи 1); иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство (подпункт «б» пункта 6 части 1 статьи 1). Таким образом, физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ, являются нерезидентами (подпункт «а» пункт 7 части 1 статьи 1).
На основании подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. Там же установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица – резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами – нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Таким образом, работодатель-резидент обязан выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту исключительно в безналичной форме, то есть через банковские счета в уполномоченных банках.
Как следует из материалов дела, в период с 1 июня 2019 года по 31 августа 2019 года главным государственным инспектором Межрайонной ИФНС России № 16 по Приморскому краю была проведена проверка соблюдения валютного законодательства ООО «РЕМИ-8» по вопросу выплаты заработной платы иностранным работникам. В результате проверки установлено, что между ООО «РЕМИ-8» и иностранными гражданами ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11у., ФИО12у. заключены трудовые договоры с повременной системой оплаты труда. Согласно ответу УМВД России по Приморскому краю Управления по вопросам миграции от 28 декабря 2020 года указанные иностранные граждане не имеют вида на жительство в России, следовательно, на основании пункта 6 и пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ, являются нерезидентами.
Несмотря на это, ООО «РЕМИ-8» произвело выплаты указанным работникам-нерезидентам из кассы предприятия заработной платы:
- 19 июля 2019 года за период работы с 1 по 31 июля 2019 года в сумме 30 000 рублей согласно платежным ведомостям №191, №193 от 19 июля 2019 года (расходные кассовые ордера №247 и №252 от 19 июля 2019 года);
- 5 августа 2019 года за период работы с 1 по 31 июля 2019 года в сумме 44975,2 рублей согласно платежной ведомости №211 от 5 августа 2019 года (расходный кассовый ордер №270 от 5 августа 2019 года).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения главного бухгалтера ООО «РЕМИ-8» ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением № от 2 июня 2021 года (за выплаты, осуществленные 19 июля 2019 года) и постановлением № от 2 июня 2021 года (за выплаты, произведенные 5 августа 2019 года).
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом генерального директора ООО «РЕМИ-8» от 1 октября 2014 года №б/н главный бухгалтер ФИО1 назначена ответственным лицом по соблюдению валютного законодательства.
Таким образом, главный бухгалтер ООО «РЕМИ-8» ФИО1, являющаяся ответственным лицом указанной организации по соблюдению валютного законодательства, допустила совершение ООО «РЕМИ-8» (резидента), операций по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица – нерезидента валюты Российской Федерации не через банковские счета в уполномоченных банках, то есть в нарушение требований части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, в связи с чем в её действиях (бездействии) обоснованно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.
Не допущено при производстве по делу и существенных процессуальных нарушений. Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено в пределах двухгодичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вопреки доводам жалобы дело об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – по месту совершения административного правонарушения, которое в рассматриваемом случае характеризуется бездействием и определено местом исполнения должностным лицом главным бухгалтером ООО «РЕМИ-8» своих обязанностей (<...>). Изложенное согласуется с правовой позицией, сформулированной в абзаце 3 подпункта «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В рассматриваемом случае главный бухгалтер ООО «РЕМИ-8» ФИО1 непосредственно выдачу наличных денежных средств иностранным гражданам не осуществляла, а допущенное ею как должностным лицом нарушение заключается в невыполнении возложенной на нее обязанности по выплате заработной платы работникам-нерезидентам исключительно с использованием банковских счетов.
В соответствии с дополнительным соглашением от 13 мая 2019 года к трудовому договору № 12/14 от 1 октября 2014 года, заключенному ООО «РЕМИ-8» с ФИО1, последняя принята на должность главного бухгалтера ООО «РЕМИ-8», основное подразделение которого находится в <...>.
Таким образом, указание в постановлениях в качестве места совершения правонарушений адреса, по которому ФИО1 исполняет свои должностные обязанности, как и рассмотрение дел об административных правонарушениях должностным лицом МИ ФНС России № 16 по Приморскому краю, соответствует положениям статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснениям Верховного суда Российской Федерации.
Доводы жалоб о совершении ФИО1 одного административного правонарушения, связанного с неоднократной выплатой иностранным работникам заработной платы наличными денежными средствами, обоснованы отклонены, поскольку выплаты заработной платы иностранным гражданам, совершенные в разные даты и по разным платежным документам, являются самостоятельными валютными операциями и их выявление в результате одной проверки не может являться основанием для их квалификации как одного длящегося правонарушения.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делам актов в части назначенного административного наказания.
В соответствии с Федеральным законом от 23 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 6 марта 2022 года, статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу в случае, если постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Вмененные ФИО1 административные правонарушения выявлены при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора)ю.
Так, согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), указанный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Пунктом 5 части 3.1 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что при осуществлении валютного контроля не применяются положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок.
Указанные нормы не исключают валютный контроль из видов государственного контроля, а ограничивают применение к данному виду государственного контроля положений Федерального закона № 294-ФЗ об организации и проведении проверок, которые регламентируются специальными правовыми актами, в частности Федеральным законом № 173-ФЗ и Административным регламентом осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам), (далее – Административный регламент), утвержденным приказом ФНС России от 26 августа 2019 года № ММВ-7-17/418@.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ и подпункта «а» пункта 6 Административного регламента, государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования реализуется налоговыми органами и иными органами валютного контроля в форме проведения проверки.
Из представленных материалов следует, что проверка соблюдения валютного законодательства ООО «РЕМИ-8» была проведена на основании поручения заместителя начальника МИФНС России № 16 по Приморскому краю № от 13 апреля 2021 года. По результатам указанной проверки, в соответствии с пунктами 57, 58 Административного регламента составлены справка о проведенной проверке соблюдения валютного законодательства от 13 мая 2021 года и акт проверки соблюдения валютного законодательства от 24 мая 2021 года, в которых в качестве нарушений валютного законодательства зафиксированы несколько выплат заработной платы работникам - иностранным гражданам, в том числе произведенные ООО «РЕМИ-8» 19 июля и 5 августа 2021 года.
Таким образом, указанные правонарушения выявлены при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в связи с чем к ним подлежат применению положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное постановление.
Учитывая, что в рассматриваемом деле в рамках одной проверки выявлено два административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и постановления о назначении административного наказания не исполнены, соответствующие постановления и решения судей городского суда подлежат изменению путем назначения ФИО1 административного наказания с учетом требований части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, с учетом положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении ФИО1 административного наказания подлежат учету и изменения, внесенные в санкцию части 1 статьи 15.25 указанного Кодекса Федеральным законом от 13 июля 2022 № 235-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В соответствии с указанными изменениями совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет для должностных лиц наложение административного штрафа в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, но не более тридцати тысяч рублей.
На момент совершения административного правонарушения санкция части 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривала для должностных лиц административный штраф в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Максимальная сумма выплат, произведенных с нарушением валютного законодательства, по рассматриваемым делам составляет 44975,2 рублей, в связи с чем размер штрафа для должностного лица может быть назначен в пределах от 8995,04 рубля (20%) до 17990,08 рубля (40%), что улучшает положение ФИО1 и подлежит применению.
Учитывая смягчающее наказание обстоятельство – наличие малолетнего ребенка и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, полагаю возможным назначить штраф в минимальном размере.
Оснований для замены назначенного ФИО1 административного штрафа на предупреждение не имеется.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Одним из основополагающих условий, установленных указанной нормой для возможности замены административного штрафа на предупреждение, является совершение административного правонарушения впервые. При этом понятие «совершение административного правонарушения не впервые» не аналогично понятию «повторное совершение административного правонарушения, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.
Как следует из правового подхода, сформулированного в пункте 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 года, условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают.
Таким образом, валютная операция, совершенная с нарушением требований валютного законодательства 5 августа 2021 года, не может расцениваться как впервые совершенное административное правонарушение с учетом аналогичного правонарушения, совершенного 19 июля 2021 года.
При данных обстоятельствах, с учетом применяемого на основании части 5 статьи 4.4 КоАП РФ правила назначения административного наказания, оснований для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановления начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Приморскому краю № от 2 июня 2021 года и № от 2 июня 2021 года, решения судей Находкинского городского суда Приморского края от 11 апреля 2022 года и от 11 апреля 2022 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера ООО «Реми-8» ФИО1 – изменить.
Назначить ФИО1 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании части 5 статьи 4.4 указанного Кодекса административное наказание в виде административного штрафа в размере 8995,04 рубля.
В остальной части все указанные акты оставить без изменения, жалобы защитника ФИО1 – ФИО4 удовлетворить частично.
Судья А.В. Фаленчи