ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-2249/2017(21-1392/17) от 29.11.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Мыц Е.А.

Дело № 7-2249/2017 (21-1392/2017)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 29 ноября 2017 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу администрации Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края в лице законного представителя главы сельского поселения – главы администрации Фокинского сельского поселения ФИО1 на решение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 19.10.2017 по делу по жалобе на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краю от 29.08.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края,

у с т а н о в и л а:

Постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краюот 29.08.2017 № 476/17/59040-АП администрация Фокинского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

Решением судьи Чайковского городского суда Пермского края от 19.10.2017, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы администрации Фокинского сельского поселения, постановление от 29.08.2017 № 476/17/59040-АП оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, заявитель просит об отмене решения судьи городского суда, указав на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о вине Администрации в неисполнении решения, непринятии ею для этого всех зависящих мер. Не выяснялся вопрос о наличии у должника возможности в установленный срок исполнить требование о предоставлении жилого помещения.

В рассмотрении жалобы в краевом суде законный представитель ФИО1, будучи извещенным о рассмотрении дела, участие не принимал, защитника не направил.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства. Часть 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.

Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации ( ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Статьей 113 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 02.01.2015 на основании исполнительного листа № 2-1493/2014 выданного Чайковским городским судом Пермского края 15.10.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краювозбуждено исполнительное производство № **-ИП о возложении на администрацию Фокинского сельского поселения обязанности предоставить Б1., Б2., Б3., Б4. по договору социального найма другое жилое помещение, благоустроенное применительно к с. Фоки Чайковского района Пермского края, состоящее из двух жилых комнат, общей площадью не менее 41,6 кв.м, находящееся в границах Фокинского сельского поселения Пермского края. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

В связи с неисполнением решения 03.04.2015 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Фокинского сельского поселения исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в дальнейшем неоднократно назначался новый срок для исполнения судебного акта, а постановлением заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краю от 14.07.2017 администрация Фокинского сельского в очередной раз привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ.

23.08.2017 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краю администрации Фокинского сельского поселения вновь вручено требование от 21.08.2017 об исполнении решения суда в срок до 24.08.2017.

Во вновь установленный должностным лицом службы судебных приставов срок требования исполнительного документа должником исполнены не были, что послужило основанием для составления 25.08.2017 в отношении администрации Фокинского сельского поселения протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.17.15 КоАП РФ.

Установив факт неисполнения администрацией Фокинского сельского поселения решения суда в установленный срок при имеющемся наложенном административном штрафе уже по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, должностное лицо правильно квалифицировало деяние Администрации по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление должностного лица, судья городского суда обоснованно исходил из того, что установленные обстоятельства дела свидетельствуют о правильной квалификации совершенного сельской администрацией деяния.

Собранные по делу доказательства (постановление о возбуждении исполнительного производства, постановление о взыскании исполнительского сбора, требование, протокол об административном правонарушении, другие собранные по делу доказательства) в их совокупности подтверждают тот факт, что администрация Фокинского сельского поселения, являясь должником по исполнительному производству, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 24.08.2017, установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Оценка имеющихся доказательств произведена судьей городского суда по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Оснований для переоценки выводов судьи районного суда не имеется.

Доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок ввиду наличия обстоятельств, объективно препятствующих администрации Фокинского сельского поселения исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования, в материалах дела отсутствуют.

Как должник по исполнительному производству администрация Фокинского сельского поселения не только имеет права, но и несет обязанности в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», неисполнение которых влечет, в том числе, административную ответственность.

Незначительный срок, предоставленный для исполнения судебного решения, при существе возложенных на должника обязательств сам по себе не является основанием к отмене решения от 19.10.2017, учитывая длительность неисполнения исполнительного документа (более двух лет).

При таких обстоятельствах, в отсутствие существенных процессуальных нарушений, которые бы повлияли на законность привлечения администрации Фокинского сельского поселения, основания для отмены как решения от 19.10.2017, так и постановления от 29.08.2017 отсутствуют.

Между тем, решая вопрос о назначении администрации Фокинского сельского поселения административного наказания, заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краю учел в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства - длительное неисполнение решения суда после неоднократного привлечения к административной ответственности и неоднократных требований судебного пристава-исполнителя с назначением нового срока исполнения решения суда.

Однако, данное обстоятельство не может учитываться в качестве отягчающего ответственность, не отвечает требованиям ст.4.3 КоАП РФ. Должностным лицом ошибочно фактически был расширен установленный ст. 4.3 КоАП РФ исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. В связи с изложенным постановление начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краю от 29.08.2017 и решение судьи городского суда от 19.10.2017 подлежат изменению путем исключения из них суждения о наличии такого отягчающего административную ответственность обстоятельства, как длительное неисполнение решения суда после неоднократного привлечения к административной ответственности и неоднократных требований судебного пристава-исполнителя с назначением нового срока исполнения решения суда, а размер назначенного административного штрафа подлежит снижению с 70000 рублей до 50000 рублей.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л а:

Постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краюот 29.08.2017, решение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 19.10.2017 изменить, исключив указание на наличие в действиях администрации Фокинского сельского поселения отягчающего административную ответственность обстоятельства - длительное неисполнение решения суда после неоднократного привлечения к административной ответственности и неоднократных требований судебного пристава-исполнителя с назначением нового срока исполнения решения суда;

снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа с 70000 рублей до 50000 рублей.

В остальной части постановление и решение оставить без изменения, жалобу администрации Фокинского сельского поселения - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись