ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-234/17 от 24.07.2017 Томского областного суда (Томская область)

Судья Дутов О.А. Дело № 7 – 234/2017

РЕШЕНИЕ

24 июля 2017 года г. Томск

Судья Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев дело по жалобе защитника публичного акционерного общества «Газпром» (далее - ПАО «Газпром») Первухина М.В. на решение судьи Кривошеинского районного суда Томской области от 23 мая 2017 года, вынесенное по жалобе на постановление и представление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Газпром»,

установил:

постановлением председателя Комитета государственного лесного контроля и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области № 27/2017 от 31.01.2017 ПАО «Газпром» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Кроме того, по данному делу об административном правонарушении вынесено представление от 31.01.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Кривошеинского районного суда Томской области от 23.05.2017 представление по делу № 27/2017 от 31.01.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, отменено, постановление по делу 27/2017 от 31.01.2017 оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными по делу актами, защитник ПАО «Газпром» Первухин М.В. обратился с жалобой, в которой просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи в части отказа в удовлетворении требования об отмене постановления от 31.01.2017 № 27/2017 и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы приводит доводы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, который истек 29.11.2015, поскольку, по мнению заявителя, административное правонарушение не является длящимся. Ссылается, что договор возобновил свое действие на тех же условиях на неопределенный срок в соответствии п.2 ст. 621 ГК РФ, что, по мнению заявителя, влечет продление срока действия Проекта освоения лесов и положительного заключения экспертизы, полагает, что Проект освоения лесов к договору продолжает действовать в настоящее время, а вменяемое обществу правонарушение не допущено. Указывает, что судом не были применены нормы, подлежащие применению, и применены не подлежащие применению положения постановления Правительства РФ от 21.09.2015 № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка», что, по мнению заявителя, свидетельствует о незаконности решения от 23.05.2017. Ссылается, что административный орган незаконно разделил выявленное нарушение на два, составив два разных протокола об административных правонарушениях от 17.01.2017 и два постановления от 31.01.2017 № 27/2017 и 28/2017, исходя из которых использование лесного участка в отсутствие проекта освоения лесов и лесной декларации является нарушением одного и того же подпункта «а» пункта 3.3. договора, которое выявлено административным органом в виде разных административных правонарушений, что свидетельствует о нарушении ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ и является основанием для отмены каждого из постановлений.

В судебное заседание законный представитель ПАО «Газпром», а также защитник Первухин М.В. не явились, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, Первухиным М.В. направлена телеграмма о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем судья определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела­­­ об административном правонарушении, заслушав пояснения представителя административного органа Андреева М.П., судья приходит к выводу о том, что постановление от 31.01.2017 и решение от 23.05.2017 подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

Административная ответственность по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ наступает за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Согласно п. 13 ч.1 ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

В соответствии со ст.45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Согласно ст.9 ЛК РФ право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

В соответствии со ст.72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных ст. 45 ЛК РФ, заключается на срок до сорока девяти лет.

Во исполнение требований ст.45 ЛК РФ приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 10.06.2011 № 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, согласно п.7 которых на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

Согласно положениям ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно положениям ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 29.02.2012 №69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки (Зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2012 N 24075), которым установлены требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки установлено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В соответствии с пунктами 28-30, 33, 34 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований, на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (п.28-29); для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка (п.30); внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом (п.33); проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажных носителях и один - в электронном виде (п.34.).

В соответствии со ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ранее действовавшему Порядку государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденному приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545, утратившему силу 11.02.2017, в связи с принятием приказа Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (п.2). Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации (п.3). Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее - Лесопользователи), для проведения Экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде. В заявлении указываются, в том числе, вид и срок использования лесов (п.5). Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов. Срок проведения Экспертизы может быть продлен в зависимости от содержания проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней (п.7). Срок действия положительного заключения Экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов (п. 14). Изменения и дополнения, вносимые в проект освоения лесов, подлежат Экспертизе в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком (п. 15).

В соответствии с ч. 11. ст. 74 JIK РФ типовые договоры аренды лесных участков утверждаются Правительством Российской Федерации для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.

Действительно в соответствии с подпунктом «г» пункта 12 типовой формой договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 №1003, арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора аренды разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения (государственной или муниципальной) экспертизы и не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения (государственной или муниципальной) экспертизы.

При этом п.2 указанного постановления установлено, что типовой договор аренды лесного участка, утвержденный настоящим постановлением, применяется для всех видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, а потому ссылка в решении судьи от 23.05.2017 на указанную норму не свидетельствует о незаконности решения судьи районного суда, а лишь указывает на то обстоятельство, что требование о предоставлении арендаторами проекта освоения лесов при использовании лесных участков своей актуальности не утратило.

Вопреки доводам жалобы, из материалов дела об административном правонарушении следует, что ПАО «Газпром», являясь арендатором частей лесного участка по договору аренды частей лесного участка № 180/05/11 от 28.06.2011, использовало часть арендованного лесного участка, указанную в п. 1.2 данного договора, площадью 2,1805 га, расположенного в Кривошеинском районе, Кривошеинском лесничестве, Кривошеинском участковом лесничестве, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а именно: размещения объекта «Реконструкция средств ЭХЗ с внедрением системы телемеханики газопровода НГПЗ - Парабель-Кузбасс «ООО «Томсктрансгаз» без предоставления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, чем нарушило подп. «а» п. 3.3. и подп.«в» п.3.4 названного договора аренды, ст.88 Лесного кодекса Российской Федерации, что было выявлено 09.12.2016 в ходе плановой документарной и выездной проверки.

При этом, согласно подп. «а» п. 3.3 договора аренды арендатор имеет право приступить к использованию части лесного участка только после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и подачи лесной декларации к использованию частей лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора.

Из системного толкования действующего законодательства и материалов дела следует, что в соответствии с подп. «в» п. 3.4 указанного договора аренды арендатор обязан был разработать и предоставить арендодателю новый проект освоения лесов с положительным заключением экспертизы в течение трех месяцев со дня возобновления договора аренды частей лесного участка на неопределенный срок (п.2 ст.610 ГК РФ) либо внести изменения в предыдущий проект в установленном законодательством порядке.

Виновность ПАО «Газпром» в совершении правонарушения подтверждается совокупностью исследованных в ходе разбирательства по делу доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 17.01.2017, составленным без существенных нарушений требований законодательства и уполномоченным должностным лицом; договором аренды частей лесного участка № 180/05/11 от 28.06.2011; актом проверки от 09.12.2016 № 3; актом обследования лесного участка от 30.11.2016; отчетом промежуточным от 23.11.2016; распоряжением от 13.12.2011 № 1455 и иными материалами дела.

Таким образом, в ходе разбирательства по делу установлено, что ПАО «Газпром» совершено правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, поскольку по истечении 28.11.2014 срока действия старого проекта освоения лесов новый проект освоения лесов арендодателю не предоставлялся, ПАО «Газпром» в нарушение договора аренды на момент проведения проверки 09.12.2016 использовало лесной участок без проекта освоения лесов.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, а затем и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ПАО «Газпром» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, вина ПАО «Газпром» в совершении указанного административного правонарушения установлена в полном объеме на основании письменных материалов дела, при этом доводы жалобы о том, что отсутствует событие административного правонарушения, на момент вынесения постановления по делу истек срок давности привлечения к административной ответственности, нарушены положения ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ, также отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.

Время совершения административного правонарушения должностным лицом установлено верно, совершенное правонарушение является длящимся, поскольку юридическому лицу вменяется не бездействие, а конкретное действие – в нарушение договора аренды использование лесного участка без проекта освоения лесов, а потому днем совершения правонарушения является день его выявления уполномоченным лицом - 09.12.2016.

При рассмотрении дела должностное лицо и судья всесторонне, полно и объективно выяснили имеющие значение для дела обстоятельства, всем представленным доказательствам в совокупности дали оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, правильность которой сомнений не вызывает. Выводы должностного лица и судьи мотивированы в постановлении и решении, оснований не соглашаться с ними не имеется.

Доводы жалобы защитника Первухина М.В. по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались судьей районного суда, уже получили надлежащую правовую оценку в решении судьи, не согласиться с которой у судьи, рассматривающего дело по жалобе, оснований не имеется.

Оснований полагать нарушенными положения ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ на данной стадии производства по делу не имеется, на что верно указано в решении от 23.05.2017.

Таким образом, обстоятельств, влекущих отмену обжалуемого решения судьи районного суда, в жалобе не приведено и при рассмотрении дела не установлено.

Административное наказание ПАО «Газпром» назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ и в пределах санкции ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ. Оснований для признания совершенного деяния малозначительным не усматривается.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену вынесенных по делу постановления и решения, в ходе производства по делу не допущено.

Представлению от 31.01.2017 об устранении причин и условий совершения правонарушения по делу № 27/2017 уже дана надлежащая оценка в решении судьи от 23.05.2017.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления от 31.01.2017 и решения от 23.05.2017 не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Кривошеинского районного суда Томской области от 23 мая 2017 года, постановление председателя Комитета государственного лесного контроля и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области № 27/2017 от 31 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении ПАО «Газпром» оставить без изменения, жалобу защитника ПАО «Газпром» Первухина М.В. – без удовлетворения.

Судья Томского областного суда А.И. Гончаров