дело №7-246/2022
РЕШЕНИЕ
г. Салехард 08 июля 2022 г.
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Дряхлова Ю.А., рассмотрев жалобу защитника ООО «Северспецстрой ЛТД» Лизуновой Л.С. на решение судьи Пуровского районного суда ЯНАО от 18 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Северспецстрой ЛТД»,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела Таркосалинского лесничества управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - старшего государственного лесного инспектора - заместителя лесничего в лесничествах автономного округа ФИО1 №136-167-21 от 22 декабря 2021 года ООО «Северспецстрой ЛТД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Пуровского районного суда ЯНАО от 18 марта 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Общества - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в суд Ямало-Ненецкого автономного округа, Лизунова Л.С. просит решение судьи районного суда и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что ООО «Северспецстрой ЛТД» фактически рубку леса не производило. Отчет об использовании лесов за 2019 год, в котором были указаны данные сведения, содержит техническую ошибку, поскольку при его заполнении Общество полагало, что необходимо внести сведения в соответствии с лесной декларацией, в которой предусмотрена указанная рубка леса. Вместе с тем, лес не вырубался. 07.10.2021 указанный лесной участок передан обратно департаменту по акту. В указанном акте содержится информация о количестве лесных насаждений, расположенных на лесном участке. Данное количество полностью соответствует объему лесных насаждений, которые имели место на лесном участке при заключении договора аренды в 2017 году. Также факт отсутствия рубки леса подтверждается космосъемкой.
В судебном заседании Лизунова Л.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Старший государственный лесной инспектор в судебное заседание суда округа не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем, препятствий для его рассмотрения в отсутствие указанных лиц не имеется.
Заслушав защитника Лизунову Л.С., изучив материалы дела в порядке ст.30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения по ст.8.27 КоАП РФ являются правила лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, а также правила лесного семеноводства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ, характеризуется бездействием лица, которое не исполнило возложенные на него обязанности по лесовосстановлению, лесоразведению, уходу за лесами, а также правила лесного семеноводства.
Из материалов дела следует, 27 марта 2017 года между департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и ООО «Сецерспецстрой ЛТД» заключен договор аренды лесного участка №50/Л-17 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (п.4 Договора аренды), общей площадью 67,2585 га в Таркосалинском лесничестве Уренгойского участкового лесничества ЯНАО в квартале №777 в выделах №№12, 14, 20, 21, 32, 38, 39, в квартале №778 в выделе №12, кадастровый номер 89:11:080101:578 (п.2 Договора аренды), срок действия договора 49 лет (п.23 Договора).
В соответствии с лесной декларацией №02 от 20.12.2018, ООО «Севердорстрой ЛТД» в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 намеревалось провести на предоставленном в аренду лесном участке рубку лесных насаждений в объеме 236 м3 на площади 6,9725 га.
Согласно отчета об использовании лесов за январь-декабрь 2019 года рубка лесных насаждений на площади 6,9725 га ООО «Севердорстрой ЛТД» проведена в полном объеме 236 м3.
Оставляя без изменения постановление №136-167-21 от 22 декабря 2021 года, судья пришел к выводу, что 31 декабря 2020 срок выполнения работ по лесовосстановлению у ООО «Северспецстрой ЛТД» по договору аренды лесного участка от 27 марта 2017 года истек. ООО «Северспецстрой ЛТД» работы по лесовосстановлению в 2020 году не выполнены, о чем свидетельствует отсутствие проекта лесовосстановления, а также акта приемки работ.
С указанными выводами судьи не могу согласиться в связи со следующим.
Согласно ч.1 ст.61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
Частью 2 статьи 64 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения и в момент вынесения постановления о назначении административного наказания) на лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, возложена обязанность выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 «Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного Кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка» № 66 от 07 мая 2019 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной ст.26 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Согласно ст.ст.2, 3 Лесного кодекса РФ отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) регулируются лесным законодательством, которое состоит из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, при регулировании правоотношений сторон, связанных с использованием лесов, приоритетное значение имеют нормы специального лесного законодательства, в рассматриваемом случае - Лесного кодекса Российской Федерации.
Исходя из ч.ч. 1, 2, 5 ст.12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются, в том числе, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия (ст.62 Лесного кодекса РФ).
Федеральным законом №212-ФЗ от 19 июля 2018 года Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1 (введена в действие с 01 января 2019 года).
Статья 63.1 Лесного кодекса РФ возлагает на юридическое лицо обязанность выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом обязанность по соблюдению указанных требований, как прямо следует из положений названных норм, возлагается на всех лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со ст.ст.43 - 46 Лесного кодекса РФ с 01 января 2019 года, то есть с момента введения в действие ст.63.1 Лесного кодекса РФ, и не связана с наличием соответствующего условия в договоре аренды лесного участка, проекте освоения лесов.
Таким образом, основанием для возникновения обязанности по проведению лесовосстановительных работ, является вырубка лесных насаждений.
В качестве доказательства рубки лесных насаждений в объеме 236 м3 на площади 6,9725 га ООО «Северспецдорстрой ЛТД» должностным лицом и судьей принят отчет об использовании лесов за январь-декабрь 2019 года.
Вместе с тем, защитник ООО «Северспецдорстрой ЛТД» Лизунова Л.С. на протяжении всего производства по делу об административном правонарушении, как в Департаменте, так в суде утверждала, что рубку лесных насаждений Общество не производило, при формировании указанного отчета возникла техническая ошибка.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе, в том числе, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 указанного Кодекса установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Вместе с тем вопреки требованиям приведенных норм права, судьей районного суда доказательства, представленные Обществом, оставлены без оценки, значимые для правильного разрешения дела обстоятельства не исследованы.
Так, как следует из материалов дела после заключения договора аренды лесного участка от 27.03.2017 №50/Л-17, между сторонами был подписан акт приема-передачи лесного участка, переданного в аренду для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в соответствии с которым Обществу был передан лесной участок в Ямало-Ненецком автономном округе, Пуровского района, Таркосалинского лесничества, Уренгойского участкового лесничества в квартале №777 в выделах №№12, 14, 20, 21, 32, 38, 39, в квартале №778 в выделе №12, кадастровый номер 89:11:080101:578.
В разделе характеристики лесного участка, раздел 1 «Распределение земель» указано, что площадь лесного участка составляет 67,2585 га, из них лесные земли - занятые лесными насаждениями 6,9725 га, нелесные земли - 60,2860 га. Из раздела 2 акта приема-передачи «Характеристика насаждений» следует, что на передаваемом лесном участке находятся защитные леса, площадью 6,9725 га/0,2360 куб.м, в том числе молодняки - 0,5189 га/0,0180 куб.м, средневозрастные: - 0,3567 га/0,0110 куб.м, спелые и перестойные: 6,0969 га/0,270 куб.м (л.д.33-36).
В ходе настоящего рассмотрения дела, защитником Лизуновой Л.С. представлен акт приема-передачи лесного участка, переданного в аренду для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 07.10.2021, в соответствии с которым арендодатель, в лице начальника отдела - лесничего отдела Таркосалинское лесничество управления лесных отношений департамента ФИО2, и ООО «Северспецстрой ЛТД», в лице генерального директора Лизуновой Л.С., составили настоящий акт о том, что на основании договора аренды лесного участка №50/Л-17 от 27.03.2017 ООО «Северспецстрой ЛТД» передал, а отдел Таркосалинское лесничество управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа принял лесной участок в Ямало-Ненецком автономном округе, Пуровского района, Таркосалинского лесничества, Уренгойского участкового лесничества в квартале №777 в выделах №№12, 14, 20, 21, 32, 38, 39, в квартале №778 в выделе №12, кадастровый номер 89:11:080101:578.
Также в указанном акте содержатся характеристики лесного участка раздел «Распределение земель», из которого усматривается, что площадь лесного участка составляет 67,2585 га, из них лесные земли - занятые лесными насаждениями 6,9725 га, нелесные земли - 60,2860 га. Из раздела 2 акта приема-передачи «Характеристика насаждений» следует, что на передаваемом лесном участке находятся защитные леса, площадью 6,9725 га/0,2360 куб.м, в том числе молодняки - 0,5189 га/0,0180 куб.м, средневозрастные: - 0,3567 га/0,0110 куб.м, спелые и перестойные: 6,0969 га/0,270 куб.м.
Анализ указанных документов в своей совокупности позволяет сделать вывод, что лесные насаждения, переданные Обществу по договора аренды лесного участка от 27.03.2017, на площадь 6,9725 га, объемом 0,2360 куб.м, в полном объеме возвращены Обществом Таркосалинскому лесничеству 07.10.2021 по акту приема-передачи, при этом качественные характеристики лесных насаждений (молодняк, средневозрастные, спелые и перестойные) также не изменились.
В связи с чем, прихожу к выводу, что рубка лесных насаждений ООО «Северспецстрой ЛТД» на арендованном лесном участке не производилась, в связи с чем обязанность по проведению лесовосстановительных работ у Общества не возникла.
Указанный вывод также подтверждает Акт осмотра незадействованного лесного участка, в составе земель лесного фонда, предоставленного ООО «Северспецстрой ЛТД» на основании договора аренды №50/Л-17 от 27.03.2017, из которого следует, что лесной участок в Ямало-Ненецком автономном округе, Пуровского района, Таркосалинского лесничества, Уренгойского участкового лесничества в квартале №777 в выделах №№12, 14, 20, 21, 32, 38, 39, в квартале №778 в выделе №12, кадастровый номер 89:11:080101:578, общей площадью 67,2585 га, осмотрен в натуре, является незадействованным. К указанному акту прилагаются фотографии, из которых следует, что лесные насаждения на участке имеются.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах решение судьи Пуровского районного суда ЯНАО от 18 марта 2022 года, постановление заместителя начальника отдела Таркосалинского лесничества управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - старшего государственного лесного инспектора - заместителя лесничего в лесничествах автономного округа ФИО1 №136-167-21 от 22 декабря 2021 года в отношении ООО «Северспецстрой ЛТД» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу защитника ООО «Северспецстрой ЛТД» Лизуновой Л.С. - удовлетворить.
решение судьи Пуровского районного суда ЯНАО от 18 марта 2022 года, постановление заместителя начальника отдела Таркосалинского лесничества управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - старшего государственного лесного инспектора - заместителя лесничего в лесничествах автономного округа ФИО1 №136-167-21 от 22 декабря 2021 года в отношении ООО «Северспецстрой ЛТД» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Ю.А. Дряхлова