ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-261/2021 от 01.07.2021 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья: Шарапова О.Ю. Дело № 7-261/2021

УИД 58RS0009-01-2021-001011-69

РЕШЕНИЕ

1 июля 2021 года город Пенза

Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу защитника Акционерного общества «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» им. М.В. Проценко» (далее - АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко») по доверенности Ротановой Д.Н. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенским областям Маркина М.Ю. от 25 марта 2021 года № ИЮ-02-039/2021 и решение судьи Зареченского городского суда Пензенской области от 30 апреля 2021 года № 12-35/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко»,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенским областям Маркина М.Ю. от 25 марта 2021 года № ИЮ-02-039/2021 АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Решением судьи Зареченского городского суда Пензенской области от 30 апреля 2021 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» Ротановой Д.Н. - без удовлетворения.

В поданной в Пензенский областной суд жалобе защитник АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» Ротанова Д.Н. просит постановление должностного лица административного органа, а также решение судьи городского суда Пензенской области отменить. В обоснование жалобы указывает, что Общество является правопреемником ФГУП «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» и оформленные на 34 из 44 выявленных видов отходов I-V классов опасности паспорта являются бессрочными. В отношении 10 паспортов, которые были выявлены при проведении проверки на предприятии впервые, носили единичный характер. За аналогичное правонарушение уже было привлечено должностное лицо, считают наказание строгим. Также указывает, что при рассмотрении дела судом доводы, связанные с характером и последствиями вмененного правонарушения, имущественным и финансовым положением юридического лица при назначении наказания не учитывались.

В судебном заседании защитник АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» Ротанова Д.Н. доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить. Наказание, назначенное Обществу в виде штрафа в размере 200000 рублей снизить, ввиду тяжелого финансового положения.

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенским областям Терехова Е.О. доводы жалобы не признала, просила в удовлетворении жалобы отказать, обжалуемые процессуальные акты оставить без изменения.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, административный материал, изучив отчет о финансовых результатах АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» за январь - май 2021 года, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 паспорт отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности») от 16.08.2013 № 712, действовавшим в период вменяемого правонарушения, - Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки в период с 8 февраля 2021 года по 9 марта 2021 года в отношении АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» было выявлено неисполнение обязанности по составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, а именно: АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В, Проценко» не были составлены паспорта на 44 вида отходов I - IV класса опасности, образующих в результате деятельности предприятия.

Так, по результатам лабораторных исследований было установлено, что АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» не составлены паспорта на 10 видов отходов производства и потребления, фактически образующихся на территории предприятия: лом и отход изделий из текстолита незагрязненный; пыль стеклотекстолита при его механической обработке; обтирочный материалы, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); отходы упаковочных материалов из бумаги, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%); перчатки из натуральных волокон, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%); упаковка из бумаги и/или картона с полиэтиленовым вкладышем, загрязненная порошковой краской на основе полимеров; опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); отходы упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные хлоридами щелочных металлов; ткань фильтровальная из полимерных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%). Не составлены паспорта на 34 вида отходов производства и потребления, фактически образующихся на территории предприятия, которые были разработаны и действовали до момента правопреемства от ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко».

Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 19 марта 2021 года № ИЮ-02-039/2021; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 9 марта 2021 года № 2-ПЛ-002/2021; документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; экспертными заключениями по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора № 1, № 2, № 3, № 4 от 26 февраля 2021 года, № 5, № 6 от 5 марта 2021 года; актами отбора проб отходов № 194К, № 195К, № 196К, № 197К, № 198К, № 199К от 15 февраля 2021 года, № 223К, № 224К от 18 февраля 2021 года, № 262К, №. 262К от 25 февраля 2021 года; протоколами компонентного состава отхода № 194К.576, № 195К.577, № 196К.578 от 19 февраля 2021 года, № 197К.23, № 198К.24, № 199К.25 от 20 марта 2021 года, № 223К.26 от 1 марта 2021 года, № 224К.579 от 24 февраля 2021 года, № 262К.584, № 263К.31 от 4 марта 2021 года; заключениями по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний по заявке Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 20 февраля и 4 марта 2021 года; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 2 апреля 2021 года.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Действия АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко», не выполнившего установленные требования и обязательные мероприятия по составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, несмотря на имевшуюся возможность для соблюдения законодательства в области природопользования, квалифицированы по части 9 статьи 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса.

Вопреки доводам жалобы, имеющиеся в деле доказательства виновности АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» в совершении вмененного административного правонарушения являются достаточными.

Доводы защитника Общества относительно правопреемства и бессрочности действия паспортов отходов I - IV классов опасности; о повторном привлечении к ответственности за одно и то же правонарушение; о малозначительности правонарушения были рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований к переоценке не усматриваю.

Вместе с тем, с учетом установленных при рассмотрении настоящей жалобы обстоятельств, полагаю, что имеются основания для частичного удовлетворения жалобы и снижения назначенного АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» административного наказания в виде административного штрафа.

В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу на постановление, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Защитником АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» Ротановой Д.Н. в целях подтверждения тяжелого финансового положения юридического лица представлен отчет о финансовых результатах деятельности за январь - май 2021 года, из которого следует, что за указанный период Общество понесло чистые убытки в сумме 93189000 рублей.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что назначение АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» административного наказания даже в пределах минимального размера, установленного санкцией части 9 статьи 8.2 КоАП РФ, может быть высоко обременительным для данного субъекта экономической деятельности, повлечет избыточное ограничение его имущественных прав и интересов и в такой ситуации не будет отвечать целям административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 3.1, статьи 4.1 - 4.3 КоАП РФ, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, нахожу возможным постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенским областям Маркина М.Ю. от 25 марта 2021 года № ИЮ-02-039/2021 и решение судьи Зареченского городского суда Пензенской области от 30 апреля 2021 года № 12-35/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, изменить в части назначенного АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» административного наказания, снизив размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 9 статьи 8.2 КоАП РФ, но не менее половины минимального размера, то есть до 100 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

РЕШИЛА:

Жалобу защитника АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» Ротановой Д.Н. удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенским областям Маркина М.Ю. от 25 марта 2021 года № ИЮ-02-039/2021 и решение судьи Зареченского городского суда Пензенской области от 30 апреля 2021 года № 12-35/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначенного АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» административного наказания, снизив размер административного штрафа до 100 000 рублей.

В остальной части постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенским областям Маркина М.Ю. от 25 марта 2021 года № ИЮ-02-039/2021 и решение судьи Зареченского городского суда Пензенской области от 30 апреля 2021 года № 12-35/2021 оставить без изменения.

Судья - Н.П. Крючкова