ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-276/20 от 18.05.2020 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 18 мая 2020 года № 7-276/2020

г. Вологда

Судья Вологодского областного суда Мещерякова Н.В. при секретаре Журавлевой В.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 26.02.2020, которым постановление заместителя Губернатора Вологодской области, начальника Департамента финансов Вологодской области А.В.Н. от 23.12.2019 №..., вынесенное в отношении начальника Департамента экономического развития Вологодского области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения,

установила:

постановлением заместителя Губернатора Вологодской области, начальника Департамента финансов Вологодской области А.В.Н. от 23.12.2019 №... начальник Департамента экономического развития Вологодского области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, ФИО1 обратился с жалобой в суд, просил отменить постановление должностного лица, прекратить производство по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения.

В обоснование жалобы указал, что он лично не разрабатывал форму соглашения, на момент подписания соглашения ему не было известно, что указанная форма не соответствует установленным требованиям. Нарушение устранено, негативных последствий не наступило, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Защитники ФИО1 по доверенностям ФИО2, ФИО3 в судебном заседании жалобу поддержали.

В судебном заседании представители Департамента финансов Вологодской области по доверенностям ФИО4, ФИО5, ФИО6 возражали против удовлетворения жалобы.

Судьей вынесено приведенное решение.

В жалобе ФИО1, ссылаясь на прежние доводы, просит отменить постановление должностного лица, решение судьи, прекратить производство по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Часть 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Разрешая дело, судья первой инстанции, руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1.2 Порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета субсидии автономному учреждению Вологодской области в сфере поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности и субъектов малого и среднего предпринимательства «Бизнес-инкубатор» в целях предоставления финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности, реализующим проекты на территории Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 13.11.2017 № 993 (далее – Порядок № 993), установив, что Департамент экономического развития Вологодской области, руководителем которого является ФИО1, допустил нарушение условий предоставления субсидии АУ ВО «Бизнес-инкубатор», пришел к правильному выводу об обоснованном привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с выводами судьи в указанной части не имеется.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Департамента финансов Вологодской области от 17.07.2019 № 294 «О проведении плановой выездной проверки» консультантом контрольно-ревизионного управления Департамента финансов Вологодской области проведена плановая выездная проверка деятельности Департамента экономического развития Вологодской области по использованию средств областного бюджета за 2018 год с проведением встречных проверок у получателей субсидий.

В ходе проверки установлено, что Департамент экономического развития Вологодской области предусмотрел включение в расчет значения целевого показателя «создание новых рабочих мест в рамках реализации проектов субъектами деятельности в сфере промышленности» численности работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, заключенным между заемщиком и работником, что не соответствует определению вновь созданного рабочего места, установленного в пункте 1.2 Порядка № 993. Кроме того, Департаментом не предусмотрен порядок осуществления контроля за соблюдением АУ ВО «Бизнес-инкубатор» условий предоставления субсидии.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ФИО1 замещает должность начальника Департамента экономического развития Вологодской области с 25.12.2017.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, установлена и подтверждается материалами дела.

Доказательства, положенные в обоснование вывода о виновности ФИО1 в совершении инкриминируемого ему деяния, последовательны, находятся в достаточном соответствии друг с другом, полно и объективно отражают событие административного правонарушения и его вину, а потому обоснованно признаны достоверными относительно обстоятельств правонарушения и имеющими доказательственную силу.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушены.

Вопреки доводам заявителя, в его действиях, направленных на нарушение условий предоставления субсидий, как правильно указано судьей первой инстанции, признаков малозначительности не содержится, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

В то же время судьей первой инстанции не учтено, что при назначении административного наказания должностным лицом нарушены требования статьи 4.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Перечень отягчающих административную ответственность обстоятельств, которые подлежат учету при назначении административного наказания, установлен частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

В то же время в соответствии с частью 3 статьи 4.3 КоАП РФ настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Изложенное означает, что при назначении административного наказания в случае отсутствия в статье Особенной части КоАП РФ указания на признание иных обстоятельств в качестве отягчающих административную ответственность, признание в качестве таковых иных, не предусмотренных частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ, обстоятельств недопустимо. Также не могут быть учтены в качестве отягчающих административную ответственность обстоятельств признаки объективной стороны административного правонарушения.

Из содержания постановления заместителя Губернатора Вологодской области, начальника Департамента финансов Вологодской области А.В.Н. от 23.12.2019 №..., вынесенного в отношении начальника Департамента экономического развития Вологодского области ФИО1, следует, что в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства учтено отсутствие в соглашении о предоставлении субсидии каких-либо контрольных действий со стороны Департамента и порядка осуществления контроля за соблюдением АУ ВО «Бизнес-инкубатор» условий предоставления субсидии, что привело к ненадлежащему осуществлению такого контроля. Как указано в постановлении, отчет об использовании субсидии не был проверен на предмет достоверности и целевого использования средств, что повлекло нарушение условий предоставления субсидии со стороны АУ ВО «Бизнес-инкубатор» в части достижения показателей эффективности предоставления субсидии и предоставления займов с нарушением целей их предоставления, что является отягчающим обстоятельством.

Такого обстоятельства частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ не предусмотрено. В статье 15.15.5 КоАП РФ, по части 1 которой ФИО1 назначено административное наказание, также не содержится указания на возможность признания вышеназванного обстоятельства в качестве отягчающего административную ответственность.

Отсутствие в соглашении о предоставлении субсидии порядка осуществления контроля за соблюдением АУ ВО «Бизнес-инкубатор» условий предоставления субсидии является квалифицирующим признаком административного правонарушения, вмененного ФИО1

Таким образом, отягчающее административную ответственность обстоятельство учтено должностным лицом при вынесении постановления при отсутствии предусмотренных законом оснований.

В связи с изложенным постановление должностного лица и решение судьи подлежат изменению путем исключения из мотивировочной части постановления указания на признание отягчающего административную ответственность обстоятельства, а также снижения размера административного штрафа, назначенного ФИО1, до 10 000 рублей.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 26.02.2020, постановление заместителя Губернатора Вологодской области, начальника Департамента финансов Вологодской области А.В.Н. от 23.12.2019 №..., вынесенные в отношении начальника Департамента экономического развития Вологодского области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить:

исключить из мотивировочной части постановления указание на признание в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства отсутствие в соглашении о предоставлении субсидии каких-либо контрольных действий со стороны Департамента и порядка осуществления контроля за соблюдением АУ ВО «Бизнес-инкубатор» условий предоставления субсидии, что привело к ненадлежащему осуществлению такого контроля;

снизить размер административного штрафа, назначенного ФИО1, до 10 000 рублей.

В остальной части решение и постановление оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Вологодского областного суда Н.В. Мещерякова