РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск дело № 7-307/2019 21 мая 2019 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» на решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 февраля 2019 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганснефтегаз»,
установил:
Постановлением начальника Ханты-Мансийского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (Природнадзор Югры) № 01-214/2018 от 18 декабря 2018 года ООО «РН-Юганскнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере шестидесяти тысяч рублей за загрязнение нефтью (горючим веществом) лесного участка Нефтеюганского лесничества Лемпинского участкового лесничества Лемпинского урочища в квартале 316 выделе 4, в период пожароопасного сезона, чем нарушило требования ст.ст. 51, 53 Лесного Кодекса Российской Федерации; п.п. «в» п.33 главы 8, п.34, п.35 главы 9 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417.
Решением судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 февраля 2019 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» по доверенности ФИО1 выражает несогласие с указанным решением суда просит его отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении в полном объеме требований ООО «РН-Юганскнефтегаз» о признании незаконным и отмене постановления №01-214/2018 от 18.12.2018, вынесенного должностным лицом Природнадзора Югры. В доводах жалобы указывает, что должностным лицом при проведении проверки не соблюдены обязательные процедуры, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так же считает, что действия Природнадзора Югры по проведению проверки в отношении Общества с участием экспертной организации ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз» являются грубым нарушением требований к организации и проведению проверок юридических лиц, установленных Законом №294-ФЗ, поскольку между ООО «РН-Юганскнефтегаз» и ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз» имеются гражданско-правовые отношения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Общества – ФИО2, оснований для отмены решения судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры не нахожу.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов лесного законодательства является сохранение лесов, в том числе посредством их охраны и защиты.
Леса подлежат охране от пожаров (часть 1 статьи 51 Лесного Кодекса Российской Федерации).
В силу п. «в» статьи 33 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №417 от 30.06.2007 года, не допускается хранение нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнение предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом…).
Согласно статье 34 указанных Правил пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации трубопроводов полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободными от горючих материалов.
Статьей 35 Правил установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно-противоправным и наказуемым признается нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Объективной стороной указанного правонарушения являются действия (бездействие) лица, выражающиеся в нарушении правил пожарной безопасности в лесах.
Приказом Департамента природоохранных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры №17 от 22 марта 2018, на территории Ханты-Мансийского автономного округа с 23 апреля 2018 года открыт пожароопасный период.
Из материалов дела следует, что уполномоченным должностным лицом Природнадзора Югры при патрулировании лесов в районе лесного участка Нефтеюганского лесничества Лемпинского участкового лесничества Лемпинского урочища (квартал 316 выдел 4) около куста № 252 Приразломного месторождения нефти обнаружен участок на котором произошел инцидент разлива нефтепродуктов. На участке имеется запах нефтепродуктов, нефтепродукты располагаются на поверхности почвы, в углублениях, имеется обваловка N 60,76383? E 70,79018?
Согласно выписке из государственного лесного реестра Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №86/006/18/471 от 23.08.2018г. земельный участок, на котором выявлено размещение нефтепродуктов относится к землям лесного фонда.
Из акта технического расследования следует, что причиной аварии послужила внутренняя коррозия трубопровода, а последствиями аварии явился разлив нефти на земли лесного фонда.
Заключением КХА от 10.08.2018г. №376 ЗАО «Научно исследовательский центр «Югранефтегаз» подтверждается, что в отобранной с лесного участка контрольной пробе, концентрация нефтепродуктов превысила фоновую концентрацию в 152,2 раза, содержание хлоридов в почве превышает фоновую концентрацию в 2,4 раза.
Изложенные обстоятельства, послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности. Оснований не согласиться с выводами должностного лица и судьи районного суда о виновности ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении вменённого административного правонарушения, не имеется.
Согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является как непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, так и сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает возможность осуществления на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), в том числе путём патрулирования лесов (пункт 11 часть 1 статьи 83, части 2, 2.1 статьи 96, пункт 2 часть 3 части 2, 2.1 статьи 96 настоящего Кодекса).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.04.2016 № 233 утверждён «Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» (далее – Административный регламент).
Пунктами 77, 78 и 79 Административного регламента предусмотрено, что на основании приказа (распоряжения) руководителей (заместителя руководителя) уполномоченного органа, и в целях пресечения и предотвращения нарушений лесного законодательства должностными лицами уполномоченных органов проводятся мероприятия по контролю в лесах (патрулирования и плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков). Мероприятия по патрулированию проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Право уполномоченного органа осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации также закреплено в подпункте «б» пункта 8 «Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 ((в ред. Постановления Правительства РФ от 01.11.2012 N 1128).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно частей 1 и 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в том числе, осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.
На основании пункта 1 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор Югры) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), охраны атмосферного воздуха и водных объектов, региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений), а также функции в области экологической экспертизы на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 30.08.2013 N 324-п, от 24.01.2014 N 28-п, от 22.12.2016 N 550-п)
В соответствии с п. 5.6.3 указанного Положения в полномочия Службы входит проведение мероприятий по контролю (плановые (рейдовые) осмотры, обследования, патрулирования) в установленной сфере деятельности (в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 21.11.2014 N 438-п).
Патрулирование, по своей сути, является регулярным, систематическим обследованием определенных территорий с целью выявления и пресечения фактов нарушений лесного законодательства. Должностные лица не обязаны предупреждать пользователей лесных участков о каждом случае проведения патрулирования.
Очевидно, что патрулирование лесов должностными лицами Службы может осуществляться без взаимодействия с юридическим лицом, ведущим разрешенную хозяйственную деятельность на территории, входящей в ведение Службы.
Таким образом, в силу положений, установленных названными нормативными актами, государственный инспектор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области окружающей среды по распоряжению руководителя территориального отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вправе проводить мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах для предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований лесного законодательства.
Из материалов дела видно, что на основании распоряжения заместителя руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа Югры №01-105/2018 от 11 июля 2018 года специалистами Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды объектов животного мира и лесных отношений проведены мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области охраны окружающей среды. Согласно планового (рейдового) задания осмотры и обследование лесных участков проведены должностными лицами в кварталах №№91, 89, 170, 177, 208, 209, 239, 240, 241, 280, 281, 282, 283, 315, 316, 317 Лемпинского урочища, Лемпинского участкового лесничества Нефтеюганского территориального отдела – лесничества.
По результатам планового (рейдового) осмотра составлен Акт №01-105/2018 от 16 июля 2018 года.
После проведения рейдового мероприятия и установления нарушений (Акт №01-105/2018 от 16 июля 2018 года) начальником Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений на имя руководителя Природнадзора Югры направлено мотивированное представление о проведении проверки.
Распоряжением руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры № 01-117/2018 от 18 июля 2018 года была назначена внеплановая, выездная проверка ООО «РН-Юганскнефтегаз» на участке лесного фонда Нефтеюганского лесничества Лемпинского участкового лесничества Лемпинского урочища в том числе и квартале 316. Проведение проверки согласовано с прокуратурой.
Таким образом, нарушений при проведении проверки должностными лицами Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, не установлено.
Помимо указанного, в жалобе представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» считает, что действия Природнадзора Югры по проведению проверки в отношении Общества с участием экспертной организации ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз» являются грубым нарушением требований к организации и проведению проверок юридических лиц, установленных Законом №294-ФЗ, поскольку между ООО «РН-Юганскнефтегаз» и ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз» имеются гражданско-правовые отношения.
Вместе с тем, данные доводы ошибочны, поскольку прямого запрета на привлечение экспертов, состоящих в трудовых отношениях с организациями, с которыми у проверяемого лица имеются договорные отношения, нормы Закона №294-ФЗ, не содержат.
Конфликт интересов, влекущий необъективность результатов работы привлеченных экспертов, судом первой инстанции не был выявлен.
Кроме того, нахождение на участке лесного фонда горючих материалов (нефти) установлено государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений без применения специальных познаний экспертов (визуальным методом обнаружено нахождение нефти и нефтеродуктов), что Обществом не опровергнуто, вследствие чего факт привлечения экспертов ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз» к отбору проб и подготовке заключения, а также факт заключения данным юридическим лицом договора с Обществом, юридического значения для данного дела не имеет.
Кроме того, согласно Акту технического расследования инцидента от 24 июля 2017 года и расчетом жидкости, излившейся из трубопровода при инциденте на нефтесборном трубопроводе от 17 июля 2017 года подтверждается, что по нефтесборному трубопроводу транспортируется газоводонефтяная эмульсия, общее количество жидкости, вытекшей на поверхность составляет 0,967 м3, прямые потери нефти, составили 0,538 т.
Нефть, в силу своих свойств (легковоспламеняющаяся и самовозгорающаяся жидкость) является горючим веществом.
Таким образом, факт наличия ООО «РН-Юганскнефтегаз» в период пожароопасного сезона на лесных участках горючих веществ был установлен Природнадзором Югры на основании достоверных доказательств, добытых, в том числе, в результате проверки, проведенной без нарушений требований Федерального закона №294-ФЗ.
ООО «РН-Юганснефтегаз» не было лишено возможности давать объяснения по делу на этапе возбуждения дела об административном правонарушении, поскольку в адрес последнего направлялись определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
Также, Общество было надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте составления протокола.
ООО «РН-Юганскнефтегаз» была представлена возможность для защиты своих интересов при производстве по делу об административном правонарушении.
Административное наказание назначено ООО «РН-Юганскнефтегаз» в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, регламентированного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Несогласие законного представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьёй допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.9, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 февраля 2019 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганснефтегаз», оставить без изменения, жалобу ООО «РН-Юганскнефтегаз» – без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры С.М. Ушакова