ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-334/2022 от 04.08.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Никонова Т.Н. Дело

РЕШЕНИЕ

04 августа 2022 года

Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственность «Финэксперт» Тимаевой М. В. на решение судьи Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» на постановление врио начальника отдела ОГИБДД УМВД России по от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственность «Перспектива»,

установил:

постановлением врио начальника отдела ОГИБДД УМВД России по Нагорным А.И. от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее ООО «Перспектива») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере

Постановление было обжаловано ООО «Перспектива» в порядке ст. 30.1 КоАП РФ в Ленинский районный суд.

Определением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ жалоба передана для рассмотрения по подведомственности в Кировский районный суд .

Решением судьи Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.

Обществом с ограниченной ответственностью «Финэксперт», являющимся правопреемником общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» по всем правам и обязанностям с ДД.ММ.ГГГГ, подана жалоба в Новосибирский областной суд в соответствии со статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об оспаривании, как постановления должностного лица, так и решения суда.

В обоснование доводов жалобы указано, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ. Общество действовало правомерно и исполняло правовые нормы, регулирующие прохождение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителями транспортных средств, содержащиеся в Приказе от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров». Защитник в жалобе указала, что требование личного присутствия медицинского работника при проведении предрейсового медицинского осмотра не предусмотрено действующим законодательством.

Предрейсовый медосмотр водителя Ермилова С.В.ДД.ММ.ГГГГ был проведен медицинским работником Черкасовой Т.М., имеющей соответствующее медицинское образование, действующей по лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № ЛО-54-01-005724, предусматривающей выполнение работ( услуг) по медицинским осмотрам. Медосмотр был проведен в объеме, достаточном для допуска водителя к работе. По результатам осмотра было установлено отсутствие признаков, препятствующих исполнению работы водителя. Результат осмотра был внесен в Журнал регистрации, ведущийся на электронном носителе. На путевом листе проставлен штамп в виде наклейки-стикера о допуске, дата 2021-11-22, путевой лист подписан усиленной электронно-цифровой подписью Черкасовой Т.М., что соответствует требованиям п. 8, 10, п.п.2 п.12, п.14, 16 Порядка и п.5 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Возможность оформления путевых листов и журналов предрейсовых медицинских осмотров в электронном виде и заверение их усиленной цифровой подписью прямо закреплена действующим законодательством, что подтверждается сложившейся судебной практикой и разъяснением Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ. Факт прохождения медицинского осмотра водителем подтвержден.

Суд не обосновал, основание своего вывода о том, что Порядок 835н предполагает непосредственное взаимодействие медицинского работника с водителем. Применение положений о дистанционном наблюдении за состоянием здоровья при проведении медицинских осмотров недопустимо. Также суд не указал, какие конкретные нормы Порядка были нарушены обществом.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

В судебном заседании защитником общества Симоновой З.А. представлены дополнения к ранее поданной жалобе. Дополнения приняты судом к производству.

В представленных дополнениях фактически изложены те же доводы, что и в первоначальной жалобе. Дополнительно указано на то, что биосреда при проведении предрейсового осмотра отбирается только при условии наличия признаков опьянения. В этом случае допуск водителя невозможен. Водитель проходит химикотоксигологическое обследование самостоятельно.

Кроме того в дополнении содержится указание на то, что в настоящее время на обсуждении законодателя находится законопроект о введении в действующее законодательство нормы о возможности проведения медосмотров дистанционно.

В судебном заседании защитник общества Симонова З.А. поддержала доводы жалобы и дополнений к ней в полном объеме, новых доводов не привела.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив, в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, материалы дела в полном объеме, заслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Симонову З.А., прихожу к следующим выводам.

Согласно положениям статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении предусмотрены статьей 26.1 КоАП РФ.

Из части 1 статьи 26.2 КоАП РФ следует, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон о безопасности дорожного движения).

В соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров.

Согласно статье 23 Закона о безопасности дорожного движения медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе, обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

Абзацем 3 ч. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения определено, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Частью 7 статьи 23Частью 7 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с которой работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации.

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (далее - Порядок N 835н).

В силу пунктов 4 и 5 Порядка н предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

В соответствии с пунктом 8 Порядка н предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

Согласно пунктам 10 и 11 Порядка н предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:

1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

- количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;

- определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

В случае регистрации у работника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом не менее 20 минут).

По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:

1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);

2) отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (пункт 12 Порядка н).

Согласно пункту 14 Порядка н результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (далее - Журналы), в которых указывается дата и время проведения медицинского осмотра; фамилия, имя, отчество работника; пол работника; дата рождения работника; результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка; заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктами 12 настоящего Порядка; подпись медицинского работника с расшифровкой подписи; подпись работника.

В соответствии с пунктом 15 Порядка н Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

По результатам прохождения предрейсового, послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 Порядка н, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр (пункты 16 и 17 Порядка н).

Согласно части 1 и пунктам 4,5 части 2 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Видами медицинских осмотров являются, в том числе:

- предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

- послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Частью 1 статьи 36.2 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что медицинская помощь с применением телемедицинских технологий организуется и оказывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи.

Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий утвержден Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (далее - Порядок N 965н).

Согласно части 2 статьи 36.2 Федерального закона № 323-ФЗ и пункта 3 Порядка н телемедицинские технологии применяются при организации и оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями в целях:

- профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;

- принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации).

В соответствии с пунктом 12 Порядка н телемедицинские технологии могут использоваться при оказании следующих видов медицинской помощи:

а) первичной медико-санитарной помощи;

б) специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

в) скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

г) паллиативной медицинской помощи.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (часть 1 статьи 33 Федерального закона № 323-ФЗ).

Подпунктом 2 п. 5 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" сведения о водителе включают дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (если обязательность проведения послерейсового медицинского осмотра водителя предусмотрена законодательством Российской Федерации).

В соответствии с п. 15 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 368, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевом листе проставляется отметка "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен".

По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра проставляется отметка "прошел послерейсовый медицинский осмотр".

Таким образом, названными нормами, в их совокупности и взаимодополнении, не предусмотрено проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров удаленным способом.

По смыслу вышеприведенных норм, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры могут выполняться только медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, причем при их непосредственном участии.

Исключение составляют предрейсовые и послерейсовые медосмотры, проводимые своим работникам организациями, участвующими в эксперименте по проверке возможности проведения таких осмотров.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут на , старшим государственным инспектором БДД отделения технического надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по , было остановлено транспортное средство государственный регистрационный знак под управлением водителя Ермилова С.В. На вышеуказанном автомобиле, осуществлялась перевозка груза.

При проверке документов (путевого листа ), было установлено, что перевозка груза осуществляется транспортным средством с нарушением требований безопасности, а именно водитель Ермилов С.В. управлял вышеуказанным транспортным средством с проведением предрейсового медицинского осмотра с использованием компьютерных и телекоммуникативных технологий, чем нарушено требование статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения».

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что водитель не прошел предрейсовый медицинский осмотр в соответствии с законодательством Российской Федерации и служат основанием для привлечения ООО «Перспектива» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ.

Установлено, что предрейсовый медицинский осмотр водителя Ермилова С.В. осуществлен с применением телемедицинских технологий, в отсутствие медицинского работника, что нельзя отнести к проведению осмотра, установленным нормативными документами, способом.

Собранные по делу доказательства, подтверждающие факт совершения административного правонарушения и виновность Общества, оценены судом по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о допущении автоматизированного процесса предрейсового медицинского осмотра не могут быть признаны состоятельными, основаны на неверном толковании нормативных документов, поименованных выше. Доводы заявителя жалобы опровергаются материалами дела, не опровергают квалификацию действий юридического лица, направлены на иную оценку, собранных по делу доказательств, которым судом дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доказательств участия ООО «Перспектива» в эксперименте по проверке возможности проведения медосмотров дистанционным способом с применением телемедицинских технологий защитником не представлено.

Из вышеприведенных в решении норм, следует, что заявитель подменяет понятие «порядок проведения осмотра» - т.е. выполнения конкретных действий по осмотру водителей медицинским работником, и понятие «порядок ведения документов» - путевых листов, журнала регистрации осмотров. Нормативными документами допускается ведение документов на электронном носителе, заверение документов усиленной цифровой подписью, а не выполнение действий по медицинскому вмешательству и непосредственный осмотр физического лица.

Довод защитника о том, что в настоящее время обсуждается вопрос о внесении изменений в ст. 23 Закона 196-ФЗ, не является основанием считать действия ООО «Перспектива», совершенные ДД.ММ.ГГГГ соответствующими действующему законодательству.

В случае внесения в Закон положений, регулирующих проведение медосмотров водителей в телематическом режиме, законодателем будут определены условия их проведения, установлены соответствующие требования к такому виду осмотров. В настоящее время существующие нормативные документы не предусматривают возможности его проведения.

Прихожу к выводу, что требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела судом первой инстанции об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

При рассмотрении дела, как должностным лицом, так и судом, не допущено существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание назначено ООО «Перспектива» в пределах санкции части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, отвечает принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, а также целям наказания, установленным статьей 3.1КоАП РФ.

Заявленное защитником ходатайство о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение, поскольку вменяемое обществу правонарушение представляет собой незначительную опасность, не подлежит удовлетворению.

Санкция части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ не содержит такого вида наказания как предупреждение.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Из части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Прихожу к выводу, что в данном случае правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного ( муниципального) контроля ( надзора). Кроме того данное правонарушение порождает возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. При указанных обстоятельствах назначение такого наказания как предупреждение по правилам ст. 4.1.1 КоАП РФ, невозможно.

Исходя из того, что нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление по делу об административном правонарушении и состоявшееся судебное решение как незаконные и необоснованные, не установлено, оснований для их отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление врио начальника отдела ОГИБДД УМВД России по Нагорного А.И. от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственность «Перспектива» оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Финэксперт» без удовлетворения.

Судья Л.А.Куранова