ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-385/2022 от 28.06.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 28 июня 2022 года № 7-385/2022

г. Вологда

Судья Вологодского областного суда Молокова Л.К., рассмотрев жалобу руководителя лесохозяйственного отдела ООО ""ФИО1 на решение судьи Великоустюгского районного суда Вологодской области от 28.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя лесохозяйственного отдела ООО ""ФИО1,

установила:

постановлением начальника Великоустюгского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 от 15.03.2022 №... руководитель лесохозяйственного отдела ООО "" (далее – ООО "")» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, руководитель лесохозяйственного отдела ООО "" ФИО1 просил постановление административного органа отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Великоустюгского районного суда Вологодской области от 28.04.2022 постановление начальника Великоустюгского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 от 15.03.2022 №..., вынесенное в отношении руководителя лесохозяйственного отдела ООО "" ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе ФИО1, ссылаясь на отсутствие в своих действиях состава вменяемого административного правонарушения и нарушение судом норм материального права, просит решение судьи от 28.04.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.

В силу части 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений.

Приказом Минприроды России от 04.12.2020 № 1014 утверждены Правила лесовосстановления, состав проекта лесовосстановления, порядок разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений (далее – Правила лесовосстановления).

В соответствии с пунктом 3 Правил лесовосстановления (Приложение 1 к приказу №1014) лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Естественное восстановление лесов происходит вследствие как природных процессов, так и мер содействия естественному лесовосстановлению, указанных в пункте 17 настоящих Правил.

Проект лесовосстановления разрабатывается лицами, на которых в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению, на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества, проекта освоения лесов, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования (пункт 3 Приложения № 2 к Приказу Минприроды России от 04.12.2020 № 1014).

ФИО1 с <ДАТА> исполняет обязанности руководителя лесохозяйственного отдела ООО "", в его должностные обязанности согласно инструкции входит: обеспечение качественного ведения лесного хозяйства на территории арендованной базы; обеспечение процесса воспроизводства лесов на арендованных лесных участках: лесовосстановление, лесохозяйственные работы; организация и контроль выполнения лесохозяйственных, лесовосстановительных и лесокультурных работ. В подчинении ФИО1 имеется специалист по охране лесов и лесовосстановлению.

ООО "" является лицом, осуществляющим рубки лесных насаждений на основании договора аренды лесного участка №... от 20.08.2008, заключенного между Департаментом лесного комплекса Вологодской области и ООО "", и договора от 01.02.2021 №... передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 20.08.2008 новому арендатору ООО "", следовательно, обязано осуществлять мероприятия по лесовосстановлению.

Как следует из подпунктов «ж» и «з» пункта 11 договора аренды, арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в Проекте освоения лесов и приложении № 6; приемка выполненных работ осуществляется в соответствии с графиком сдачи-приемки работ, ежегодно устанавливаемым соглашением сторон.

Проектируемые способы и объемы лесовосстановления указаны в таблице 4.5.4. Проекта освоения лесов и составляют 824 га ежегодно.

Объемы лесовосстановительных мероприятий ежегодно корректируются с учетом наличия площадей вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или пригодных для лесовосстановления земель, на которых в зависимости от количества и состояния на них подроста и молодняка определяются способы лесовосстановления в соответствии с требованиями Правил лесовосстановления (примечание к таблице).

Объем лесовосстановительных работ на 2021 год определен Великоустюгским территориальным отделом - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области на площади 477,2 га. Площадь определена на основании сведений из государственного лесного реестра о непокрытых лесом лесных участках по состоянию на 01.01.2021.

График выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов на лесном участке, переданном в аренду по договору аренды лесного участка, на 2021 год направлен в адрес ООО "" и получен последним 16.03.2021.

Согласно отчету о воспроизводстве лесов и лесоразведении по форме № 1-ВЛ за февраль-декабрь 2021 года, представленному в Департамент лесного комплекса Вологодской области 10.01.2022, в 2021 году ООО "" выполнило лесовосстановительные мероприятия частично на площади 211,4 га.

Письмом от 10.12.2021 ФИО1, действуя по доверенности от имени ООО "", направил в адрес Департамента лесного комплекса Вологодской области письмо с просьбой согласовать перенос срока сдачи работ по виду «СЕВ» на площади 265,3 га на летний период 2022 года со ссылкой на возможность доставить технику и топливо на отдаленные участки лишь в зимний период. В указанном ходатайстве отказано письмом Департамента от 28.12.2021.

За нарушение требований лесного законодательства в части воспроизводства лесов, выразившееся в невыполнении в 2021 году объемов лесовосстановительных мероприятий на площади 265,8 га, ООО "" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.27 КоАП РФ (постановление от 28.02.2022).

Руководитель лесохозяйственного отдела ООО "" ФИО1 оспариваемым в жалобе постановлением также привлечен к административной ответственности по аналогичной статье за то, что, являясь должностным лицом общества, ответственным за соблюдение требований лесного законодательства в сфере воспроизводства лесов, ненадлежащим образом исполнил свои служебные обязанности.

Разрешая жалобу, судья районного суда, правильно руководствуясь положениями Лесного кодекса Российской Федерации, оценив собранные в ходе производства по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, пришла к верному выводу об обоснованном привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности по статье 8.27 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и вина лица установлены и подтверждаются доказательствами, собранными в ходе производства по делу.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по статье 8.27 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

В своей жалобе ФИО1 ссылается на то, что осмотр лесных участков, на которых производилась заготовка древесины в 2020 году, расположенных в кварталах 81 (выделы 3,16,22 д.4) площадью 42,4 га, 71 (выделы 17,20,22,23 д.7) площадью 36,6 га, 69 (выделы 6,7 д.2) площадью 47,6 га, 72 (выделы 9,15,16 д.6) площадью 47,8 га, 58 (выделы 8,12 д.7) площадью 33,9 га, 73 (выделы 24,29,10 д.6) площадью 37,3 га, 50 (выделы 8,19 д.7) площадью 36,8 га, произведен работниками Департамента в летний период 2021 года. После осмотра уточнен способ лесовосстановления, о чем внесены изменения в проекты лесовосстановления, а также изменены сроки выполнения данных работ: ноябрь 2021 года – апрель 2022 года. Работы в установленный срок обществом выполнены.

Полагает, что в силу пункта 9 Приложения № 2 к Приказу Минприроды России от 04.12.2020 № 1014 и положений Проекта освоения лесов планирование работ по лесовосстановлению на следующий год должно осуществляться только на основании результатов осмотра мест рубок текущего года. При этом у лесопользователя имеется 2 года на подготовку проекта лесовосстановления после проведения осмотра мест рубок, в ходе которого устанавливается фактически вырубленная площадь и состояние лесного участка, в связи с чем, по его мнению, ООО "" указанные сроки не нарушило.

С указанными доводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 Приложения № 2 Правил лесовосстановления за 30 календарных дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению лица, на которых в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению, направляют проект лесовосстановления в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления).

В соответствии с пунктом 9 Приложения 2 к приказу № 1014 при составлении проекта лесовосстановления проводится обследование лесного участка с определением его характеристик в соответствии с пунктом 2 состава проекта лесовосстановления и оценкой пригодности для выращивания на нем лесных насаждений, устанавливаются количество и размещение жизнеспособного подроста и молодняка главных лесных древесных пород, уровень захламленности валежной древесиной и лесосечными отходами, количество и высота пней, пригодность участка для работы техники, заселенность почвы вредными организмами, уточняется тип лесорастительных условий и определяется технология создания лесных культур. В очагах распространения вредных организмов породный состав и первоначальная густота посадки (посева) лесных культур определяются на основании специальных обследований.

Проект лесовосстановления готовится по результатам обследования в отношении земель предназначенных для лесовосстановления не позднее двух лет с момента их отнесения к таким землям.

Внесение изменений в проект лесовосстановления допускается на основании результатов натурных обследований, которые свидетельствуют о необходимости проведения мероприятий, не учтенных в проекте, и осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта лесовосстановления (пункт 13 Приложения № 2 к Приказу).

В материалы дела представлены проекты лесовосстановления на 2021 год в отношении лесных участков, на которых ООО "" не в полном объеме выполнило мероприятия по лесовосстановлению, в связи с чем пункт 9 Состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений (Приложение 2 к приказу № 1014) применению не подлежит, поскольку проекты уже были изготовлены, согласованы с государственным органом и включены в График выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов на лесном участке, переданном в аренду по договору аренды лесного участка №... от 20.08.2008.

В соответствии с указанными проектами лесосеки вырублены в 2020 году, срок выполнения работ по лесовосстановлению определен на 2020-2021 годы, технология выполнения работ - сохранение подроста при разработке лесосеки.

Согласно проектам лесовосстановления с изменениями на 15.11.2021 Обществом избрана технология выполнения естественного лесовосстановления в виде минерализации поверхности почвы.

При этом у ООО "" имелась возможность своевременно провести обследование места рубок, осуществленных в 2020 году, в бесснежный период, вовремя уточнить способ лесовосстановления и на основании полученных данных провести в 2021 году лесовосстановительные мероприятия.

Пунктом 8 Правил лесовосстановления предусмотрено, что в целях выполнения лесовосстановления осуществляется ежегодный учет площадей вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или пригодных для лесовосстановления земель, при котором, в зависимости от состояния и количества на них подроста и молодняка, определяются способы лесовосстановления в соответствии с требованиями, содержащимися в таблицах 2 Приложений 1 - 41 к настоящим Правилам.

Учет земель, предназначенных для лесовосстановления, производится по результатам обследования, данным государственного лесного реестра, материалам лесоустройства, материалам специальных обследований, при отводе лесосек и осмотре мест осуществления лесосечных работ (осмотре лесосек) (пункт 9 Правил лесовосстановления).

В данном случае объем лесовосстановительных работ на 2021 год определен Великоустюгским территориальным отделом - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области на основании сведений из государственного лесного реестра о непокрытых лесом лесных участках по состоянию на 01.01.2021, после чего составлен график выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов на лесном участке, переданном в аренду по договору аренды лесного участка №... от 20.08.2008, который вместе с Перечнем мест выполнения работ по лесовосстановлению на лесном участке, переданном в аренду по договору аренды лесного участка №... от 20.08.2008 на территории Великоустюгского лесничества на 2021 год, направлен для согласования в адрес ООО "".

Автор жалобы ссылается на то, что график выполнения работ со стороны общества согласован не был, однако каких-либо возражений относительно него и объема лесовосстановительных работ ООО "" не представило. Обратное материалами дела не доказано. Более того, соблюдая требования графика, ФИО1, как указано выше, ходатайствовал о переносе срока сдачи работ по СЕВ на летний период 2022 года.

Довод о том, что проект лесовосстановления должен быть подготовлен именно после осмотра мест рубок (осмотра лесосеки), не состоятелен, поскольку фактическими целями осмотра лесосеки согласно пункту 3 приложения № 4 к Приказу Минприроды России от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» является проверка соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.

Таким образом, осмотр лесосеки является лишь одним из способов учета земель, предназначенных для лесовосстановления, но не единственным.

Довод жалобы на подмену Департаментом понятий «выполнение работ» и «приемка работ» также не состоятелен, поскольку арендатор по условиям заключенного договора обязан сдать результат работ по окончанию сроков их выполнения в соответствующие даты, отраженные в графике сдачи-приемки работ, который ежегодно согласовывается между сторонами договора.

Общество осуществило работы на площади 211,4 га и сдало их результаты Департаменту, которые приняты. Результаты работ на оставшейся площади не приняты, но и не были отражены обществом в отчете о воспроизводстве лесов и лесоразведении по форме № 1-ВЛ за январь-декабрь 2021 года.

Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену решения, не установлено.

При таких обстоятельствах, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

решение судьи Великоустюгского районного суда Вологодской области от 28.04.2022 оставить без изменения, жалобу руководителя лесохозяйственного отдела ООО ""ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Вологодского областного суда Л.К. Молокова