ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-418/2022 от 13.04.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Шелудченко Т.А. 7-418/2022

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сидорова С.В. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 24.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора обособленного подразделения по Ставропольскому краю ООО «Газонефтепродукт Сеть» Сидорова С.В.,

установил:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Ставропольского края по использованию и охране земель Лынник О.Н. от 06.07.2021 № 146 директор обособленного подразделения по Ставропольскому краю ООО «Газонефтепродукт Сеть» (далее - общество) Сидоров С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей (далее – постановление от 06.07.2021).

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 24.12.2021 постановление от 06.07.2021 оставлено без изменения, жалоба Сидорова С.В. – без удовлетворения (далее – решение судьи от 25.08.2021).

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, Сидоров С.В. считает решение судьи от 24.12.2021 незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями административного законодательства. Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что именно Сидоров С.В. ответственен за оформление прав на земельные участки, используемые обществом. В должностных обязанностях отсутствуют полномочия как по оформлению прав на земельные участки, так и оформление правоустанавливающих документов на земельные участки, заключение договоров аренды на земельные участки. В связи с чем полагает, что Сидоров С.В. не является субъектом данного административного правонарушения.

Также указывает, что при вынесении решения суд не принял во внимание и не исследовал довод заявителя о том, что размещение информационного табло на земельном участке без оформления на него каких-либо прав не образует события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 7.1 КоАП РФ, поскольку размещение информационного табло не сопряжено с обязанностью его владельца по приобретению права пользования земельным участком.

Считает, что поскольку информационное табло (стела) было размещено на земельном участке до его назначения на должность директора обособленного подразделения и он никаким образом не мог повлиять на его месторасположение, либо узаконить право на использование земель под информационное табло а получать разрешение на использование земель под информационным табло (стелой), на земельном участке находящимся в государственной или муниципальной собственности, без его предоставления и установления сервитутов, не было необходимости.

Информационная стела, расположенная при подъезде к АЗС ООО «ГНП сеть» предоставляет клиентам АЗС информацию, позволяющую заблаговременно определить свою потребность в предлагаемых на АЗС услугах и, соответственно, произвести безопасный маневр в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации для въезда на АЗС согласно установленным информационным указателям и дорожным знакам.

В обоснование доводов жалобы приводит примеры судебной практики.

Просит решение судьи от 24.12.2021 отменить, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав мнение ведущего специалиста-эксперта Отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Масленцовой И.С., возражавшей против удовлетворения жалобы, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ наступает за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, и влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1 КоАП РФ, согласно ч. 1 ст. 23.21 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный земельный надзор (за исключением органа, осуществляющего государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

Статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Действие - это активное поведение лица, направленное на достижение определенной цели.

Бездействие - невыполнение своих обязанностей или неприменение своих прав, которые лицо обязано применять по роду своей деятельности.

Противоправность деяния выражается в нарушении требований действующего законодательства, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 7.1 КоАП РФ находится в Главе 7 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны собственности", поэтому при определении признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что родовым объектом защиты являются отношения в области охраны собственности.

Административная ответственность, согласно приведенной правовой норме, наступает за нарушение права собственности на земельный участок путем самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, то есть за совершение названных действий при отсутствии воли собственника этого земельного участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

Из буквального и правового толкования диспозиции ст. 7.1 КоАП РФ следует, что самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, не охватывает деяние по использованию земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Соответственно юридическим фактом, позволяющим вменить субъекту административного правонарушения нарушение земельного законодательства, является установление факта использования лицом земельного участка, принадлежащего иным лицам, последние из которых в установленном порядке не выражали свою волю на использование земельного участка лицом, в действиях которого обнаружили признаки самовольного занятия или использования определенной территории.

Объект рассматриваемого административного правонарушения - общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.

Предметом рассматриваемого состава административного правонарушения являются земли и составляющие их земельные участки, то есть части поверхности земли, включая покрывающий их почвенный слой. Границы таких земельных участков обязательно должны быть определены и закреплены в установленном законом порядке путем проведения необходимой процедуры государственной регистрации.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными на установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке (размещение на участке каких-либо сооружений, строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; использование земельного участка путем его засевания сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений, разведения в плодородном слое бактериально обогащенных культур и т.п.) при отсутствии на то воли собственника этого земельного участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется умышленным совершением противоправных действий, предусмотренных диспозицией данной нормы, причем в форме прямого умысла (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Субъекты рассматриваемого состава административного правонарушения – граждане, должностные лица, юридические лица.

Рассматриваемый состав носит формальный характер, поскольку административная ответственность наступает с момента совершения названных виновных действий, независимо от возникновения или отсутствия негативных последствий, так как сами по себе действия, составляющие объективную сторону состава, влекут нарушение установленного порядка владения, пользования и распоряжения самовольно занятым земельным участком либо существующего на него права собственности.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними в соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Из п. 1 ст. 260 ГК РФ следует, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом.

В силу пунктов 1, 2 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником участка.

Главой IV ЗК РФ предусмотрено предоставление земельных участков в аренду, право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут) и безвозмездное пользование земельными участками. Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 26 ЗК РФ).

Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в ст. 39.1 ЗК РФ.

В соответствии с этой нормой такие земельные участки предоставляются в числе прочего на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

То обстоятельство, что право на использование спорного земельного участка лицо не зарегистрировало в установленном порядке, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.

С 20.03.2015 диспозиция ст. 7.1 КоАП РФ не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Из материалов дела видно, что государственным инспектором Ставропольского края по использованию и охране земель Евенко Р.З. на основании задания на проведение административного обследования объекта земельных отношений - земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Пригородная, 249, в квартале 424, с кадастровым номером <…1>, видом разрешенного использования «под автозаправочной станцией» (далее – земельный участок КН <…1>), 07.05.2021 проведено обследование вышеуказанного участка и составлен акт административного обследования объекта земельных отношений № 42, согласно которому установлено следующее.

Границы земельного участка КН <…1> установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.

По сведениям ФГИС ЕГРН на земельный участок КН <…1> зарегистрировано право аренды в пользу ООО «Газонефтепродукт Сеть», о чём в сведениях ФГИС ЕГРН сделана регистрационная запись № <…1> - 26-477/2021-6 от 04.05.2021.

Выездом на место было установлено, что на вышеуказанном земельном участке расположена автозаправочная станция, о чём свидетельствует рекламная вывеска «Газпром».

На дату обследования границы земельного участка на местности определялись с применением аппаратуры геодезической спутниковой Торсоn Hiper SR (№ 1212-12460, свидетельство о поверке № ГСИ 02156 от 08.06.2020), Торсоn Hiper SR (№ 1212-11822, свидетельство о поверке № 2005423 от 22.09.2020).

В ходе обследования установлено, что за пределами данного земельного участка, а именно с северной стороны на части земельного участка неразграниченной территории общего пользования, площадью 6 кв.м, расположена информационная стела АЗС «Газпром» с указанием цен на реализуемые продукты.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 08.06.2021 государственным инспектором Ставропольского края по использованию и охране земель Евенко З.Р. протокола об административном правонарушении в отношении директора обособленного подразделения по Ставропольскому краю ООО «Газонефтепродукт Сеть» Сидорова С.В. о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ (далее – протокол от 08.06.2021) (л.д. 113-114).

06.07.2021, рассмотрев протокол от 08.06.2021 и материалы настоящего дела № 146 об административном правонарушении, заместитель главного государственного инспектора Ставропольского края по использованию и охране земель Лынник О.Н. вынес постановление о привлечении должностного лица Сидорова С.В. к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ (л.д. 115).

Оставляя постановление от 06.07.2021 без изменения, судья районного суда согласился с выводами должностного лица административного органа, указав, что вышеуказанные обстоятельства и вина должностного лица общества Сидорова С.В. в совершении административного правонарушения подтверждаются материалами дела.

Соглашаясь с выводами судьи районного суда, полагаю необходимым также указать следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ (ред. 27.12.201) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.

При этом согласно абз. 2 п. 1 ст. 3.3 данного Федерального закона отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Из материалов дела видно, что обществом самовольно занята и используется под размещение информационной стелы АЗС «Газпром» прилегающая с североной стороны к арендуемому обществом земельному участку КН <…1> часть земельного участка, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного на территории муниципального образования города Ставрополя и находящегося, в силу вышеприведенных правовых норм, в распоряжении органа местного самоуправления муниципального района – Администрации муниципального образования города Ставрополя.

В силу ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Действия ООО «Газонефтепродукт Сеть», самовольно занявшего и использующего вышеупомянутую часть земельного участка без полученного в установленном порядке волеизъявления Администрации муниципального образования города Ставрополя, то есть при отсутствии на то предусмотренных законом прав, свидетельствуют о том, что привлекаемым к административной ответственности должностным лицом - директором обособленного подразделения по Ставропольскому краю ООО «Газонефтепродукт Сеть» Сидоровым С.В. не были приняты все необходимые меры для соблюдения нормы закона, за нарушение которой установлена административная ответственность, и не осуществлен надлежащий контроль за исполнением земельного законодательства.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Собранные доказательства являлись достаточными для разрешения дела по существу.

Действия директора обособленного подразделения по Ставропольскому краю ООО «Газонефтепродукт Сеть» Сидорова С.В. верно квалифицированы по ст. 7.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и положениями земельного законодательства.

Протокол об административном правонарушении в отношении Сидорова С.В. составлен уполномоченным на то должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, предъявляемыми к его форме и содержанию.

Оснований для признания его недопустимым доказательством оснований не имеется.

Доводы настоящей жалобы, были предметом проверки в ходе рассмотрении дела, своего подтверждения не нашли, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в деянии Сидорова С.В. объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении Сидорова С.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Сидорову С.В. по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 7.1 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые могли повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 24.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора обособленного подразделения по Ставропольскому краю ООО «Газонефтепродукт Сеть» Сидорова С.В. оставить без изменения, жалобу Сидорова С.В. – без удовлетворения.

Судья

Ставропольского краевого суда О.В. Загорская