ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-538/18 от 22.08.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 7-538/2018

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 22 августа 2018 г.

Судья Ленинградского областного суда Лебедев А.В.,

при секретаре Конкине Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя муниципального бюджетного учреждения «Управление благоустройства и дорожного хозяйства» (далее – МБУ «УБДХ», Учреждение) ФИО5 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО1 от 07.03.2018 и решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области Медведской Ю.В. от 07.05.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО1 от 07.03.2018 юридическое лицо - МБУ «УБДХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В постановлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут при проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица ООО «ДИЕГО», проведенной во исполнение распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области выявлено, что МБУ «УБДХ» заключены договоры с ООО «Вологодский аккумуляторный завод» по утилизации и обезвреживания отходов, с ООО «ПТГ-Эколог» по обезвреживанию отработанных масел и смеси нефтепродуктов отработанных, с ООО «Экологическое предприятие «Меркурий» по сбору, транспортированию, использованию, обезвреживанию отходов I-V класса опасности, с ООО «Спецавтотранс» по оказанию услуг по размещению завезенных на полигон отходов потребления и производства 2-5 классов опасности, с ООО «Новый Свет-ЭКО» по оказанию услуги по размещению завезенных на полигон отходов потребления и производства 3-5 класса опасности, и с ООО «ДИЕГО» по оказанию услуги по приему твердых коммунальных отходов относящихся к отходам V класса опасности для обработки и утилизации, что подтверждают представленные акты приема передачи отходов производства и потребления. МБУ «УБДХ» осуществляет деятельность по адресу: 188300, <...>, в результате которой образуются отходы производства и потребления: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, аккумуляторы свинцовые отработанные, отходы минеральных масел, фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные, фильтры очистке масла автотранспортных средств, отработанные, фильтры воздушные автотранспортных средств, шины автомобильные, камеры пневматических шин, мусор от офисных и бытовых помещений (исключая крупногабаритный), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный), растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам и т.д. При этом, в нарушение требований закона, МБУ «УБДХ» не предоставило отчетность по форме № 2-ТП (отходы) за 2017 год, а также МБУ «УБДХ» не утверждены разработанные проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что 13.02.2018 послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении МБУ «УБДХ».

Законным представителем МБУ «УБДХ» указанное постановление должностного лица обжаловано в судебном порядке.

Решением судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области Медведской Ю.В. от 07.05.2018 постановление государственного инспектора ФИО1 от 07.03.2018 изменено, исключен вывод о нарушении МБУ «УБДХ» требований закона в части не предоставления отчетности по форме №2-ТП (отходы) за 2017 год, снижен размер назначенного штрафа до 50 000 рублей, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.

Директором МБУ «УБДХ» ФИО5 на решение судьи от 07.05.2018 и постановление должностного лица от 07.03.2018 подана жалоба, в которой законный представитель просит указанные акта отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. По мнению законного представителя, поводом для возбуждения административного дела послужило непредставление Учреждением формы 2-ТП (отходы) в органы Росприроднадзора по форме, утвержденной Приказом Росстата от 28.01.2011 № 17, который на дату возбуждения производства по делу об административном правонарушении (13.02.2018) утратил силу, а следовательно отсутствовал повод для возбуждения административного дела, что влечет признание незаконными последующих действий должностного лица.. Кроме того, должностное лицо собрало доказательства до возбуждения производства по делу, что влечет признание представленных доказательств недопустимыми.

Законный представитель МБУ «УБДХ» ФИО5 извещен, но в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, в силу чего дело в порядке ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав объяснения защитника, который жалобу поддержал, исследовав материалы дела, а так же материалы дела об административном правонарушении, представленные Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно положениям ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Условия и способы сбора, хранения и захоронения отходов производства и потребления должны быть безопасными для окружающей среды и регулируются законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

На основании ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

На основании ч. 4, 5 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Установлено, что 13.02.2018 Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области выявлено, что МБУ «УБДХ», расположенное по адресу: 188300, <...>, осуществляет деятельности МБУ «УБДХ» по благоустройству и уборка территорий, текущий, ямочный ремонт автомобильных дорог, ликвидация несанкционированных свалок, осуществление сбора, хранения, использования, обезвреживания, транспортирования, размещение и утилизации отходов производства и потребления, содержание и текущий ремонт тротуаров, уход за газонами, обрезка кустарников и деревьев, содержание детских игровых и спортивных площадок и т.п. в соответствии с уставом организации, в результате которой образуются отходы производства и потребления: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, аккумуляторы свинцовые отработанные, отходы минеральных масел, фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные, фильтры очистке масла автотранспортных средств, отработанные, фильтры воздушные автотранспортных средств, шины автомобильные, камеры пневматических шин, мусор от офисных и бытовых помещений (исключая крупногабаритный), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный), растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам и т.д.

МБУ «УБДХ» заключены договоры с ООО «Вологодский аккумуляторный завод» по утилизации и обезвреживания отходов, с ООО «ПТГ-Эколог» по обезвреживанию отработанных масел и смеси нефтепродуктов отработанных, с ООО «Экологическое предприятие «Меркурий» по сбору, транспортированию, использованию, обезвреживанию отходов I-V класса опасности, с ООО «Спецавтотранс» по оказанию услуг по размещению завезенных на полигон отходов потребления и производства 2-5 классов опасности, с ООО «Новый Свет-ЭКО» по оказанию услуги по размещению завезенных на полигон отходов потребления и производства 3-5 класса опасности, и с ООО «ДИЕГО» по оказанию услуги по приему твердых коммунальных отходов относящихся к отходам V класса опасности для обработки и утилизации, что подтверждают представленные акты приема передачи отходов производства и потребления.

В нарушение вышеуказанных требований закона, МБУ «УБДХ» не утверждены разработанные проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в силу чего МБУ «УБДХ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.

Вина МБУ «УБДХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, правоустанавливающими документами МБУ «УБДХ», актом проверки, распоряжением, ответом Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ, другими доказательствами по делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

При этом, суд учитывает, что в соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные могут быть установлены протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом.

Согласно п.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Комитета государственного экологического надзора ЛО от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Диего» проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ из Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу в Комитет государственного экологического надзора ЛО поступили сведения о том, что МБУ «УБДХ» в том числе не утверждены разработанные проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение за 2017 год, в силу чего ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды ЛО ФИО1 в отношении МБУ «УБДХ» в порядке п.2 ст. 28.1 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, что соответствует требованиям закона и опровергает доводы жалобы.

Доказательств, подтверждающих, что в 2017 году МБУ «УБДХ» утверждены разработанные проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не представлено.

Установив, что Приказ Федеральной службы государственной статистики Министерства Экономического развития РФ от 28.01.2011 №17, которым утверждена форма отчетности №2-ТП (отходы), утратил свою силу на момент выявления административного правонарушения и не подлежит применению при составлении отчетности за 2017 год, суд первой инстанции обоснованно исключил из обжалуемого постановления должностного лица вывод о нарушении МБУ «УБДХ» требований закона в этой части.

В остальной части вывод о наличии вины МБУ «УБДХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.

Административное наказание, с учетом изменений, внесенных решениемя судьи от 07.05.2018, назначено МБУ «УБДХ» с учетом фактических обстоятельств дела, данных о характере совершенного административного правонарушения, личности виновного лица и его имущественном положении, и с соблюдением требований ст. ст. 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, оснований для прекращения производство по делу не имеется.

Доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые всесторонне и полно проверены с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ и не влияют на правильность выводов о наличии вины МБУ «УБДХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Существенных нарушений норм процессуального права при производстве по делу, позволяющих рассматривать вышеуказанные акты как незаконные и необоснованные, по делу не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО1 от 07.03.2018, с учетом изменений, внесенных решением судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области Медведской Ю.В. от 07.05.2018, и решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области Медведской Ю.В. от 07.05.2018 оставить без изменения, жалобу законного представителя МБУ «УБДХ» – без удовлетворения.

Судья: