ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-541/20 от 13.08.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7- 541/2020 судья Загуменнова Е.А.

РЕШЕНИЕ

город Челябинск 13 августа 2020 года

Судья Челябинского областного суда Малкова С.В., при секретаре Епишиной Э.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу защитника ПАО «Орскнефтеоргсинтез» Бейлисон Р.Е. на постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Уральского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 12270/20 от 31 января 2020 года и решение судьи Советского районного суда г.Челябинска от 28 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Орскнефтеоргсинтез»,

установил:

постановлением государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Уральского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 31 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г.Челябинска от 28 мая 2020 года, Публичное акционерное общество «Орскнефтеоргсинтез» (далее ПАО «Орскнефтеоргсинтез») привлечено к административной ответственности ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей.

В жалобе в областной суд, защитник ПАО «Орскнефтеоргсинтез» Бейлисон Р.Е. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить. В жалобе ссылается на то, что событие правонарушения и вина заявителя в совершении правонарушения отсутствует. В обоснование указала, что перед погрузкой работниками ПАО «Орскнефтеоргсинтез» вагон был осмотрен и признан годным под погрузку наливаемого продукта. Налив осуществлялся в соответствии с действующей технологической инструкцией, после окончания грузовых операций вагон принят представителем станции. При приемосдаточных операциях проводился осмотр вагона, в том числе на предмет плотности закрытия клапана и отсутствия течи груза перед закрытием заглушки нижнего сливного прибора. Вагон был залюкован, ЗПУ «Спрут -777» затянуто до конца. Во время и после окончания налива вагон из ставки не выводился, пределы эстакады налива светлых нефтепродуктов не покидал и был выведен вместе с другими вагонами данной ставки с путей эстакады налива нефтепродуктов. Доказательств не герметичного закрытия крышки сливной арматуры в деле не имеется, на момент отправки груза замечаний у Перевозчика относительно технической и коммерческой пригодности вагона не имелось.

Защитник ПАО «Орскнефтеоргсинтез» ФИО1 в судебном задании доводы жалобы поддержала.

Представитель Уральского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание в Челябинский областной суд не явились, извещены, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО2 оснований для отмены или изменения принятых по делу постановлений не нахожу.

В соответствии с частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено, что под перевозочным процессом понимается совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона № 17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и их права, обязанности и ответственность регламентированы положениями Федерального закона от 10.01.2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Закон N 18-ФЗ).

В ст. 2 Федерального закона № 18-ФЗ дано понятие термина «опасный груз», согласно которому это груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Согласно абз. 3 ст. 20 Федерального закона № 18-ФЗ подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, проводятся грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами.

Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн (абз. 4 ст. 20 Федерального закона № 18-ФЗ). Таким образом, обязанность по проверке технической исправности котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн перед наливом возложена на грузоотправителя.

В соответствии с Алфавитным указателем опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом (Приложение 2) Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 05.04.1996 № 15), груз «Топливо для реактивных двигателей» является опасным грузом.

Порядок и условия перевозки железнодорожным транспортом грузов (в том числе опасных) наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума на сети железных дорог государств - участников Содружества установлен Правилами №50, которые являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, грузоотправителей и грузополучателей, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, обслуживающих грузоотправителей и грузополучателей (пункт 1.1 Правил № 50).

Согласно пункту 3.1.1 названных Правил перевозка жидких грузов наливом осуществляется только в технически исправных и предназначенных для этих грузов вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа.

Абзацем 7 пункта 2.1.20 Правил перевозки установлено, что техническое состояние и пригодность под перевозку опасных грузов кузовов специализированных вагонов, а также их арматуры и оборудования определяет грузоотправитель.

В соответствии с пунктом 3.2.23 Правил перевозки по окончании налива грузоотправитель обязан, среди прочего, герметично закрыть крышки загрузочного люка, бункера, сливоналивной арматуры, заглушек.

При рассмотрении дела было установлено, 17.12.2019 года в 00 часов 10 минут работником ВЧДЭ, производившим технический осмотр вагона в парке отправления была обнаружена течь светлой жидкости с характерным запахом из-под крышки нижнего сливного прибора, в 00 час. 40 мин. силами работников ПТО штангу крышки нижнего сливного прибора подтянули путем закручивания вина на три оборота, течь груза не прекратилась, в 00 час. 58 мин. по приказу №34 начальника станции Челябинск-Главный был поднят пожарный поезд и вагон №73657982 отцеплен в тупик «качек» для устранения течи груза. При осмотре данного вагона было обнаружено: крышка нижнего сливного прибора течь груза – светлой жидкости с характерным запахом 40 капель в минуту. С крышки загрузочного люка было снято исправное ЗПУ отправителя «Спрут-777»РЖДУ №7353151. Штангу нижнего сливного прибора закрутили на 1,5 оборота через верхний загрузочный люк. Винт крышки нижнего сливного прибора дополнительно подтянули. В 02 часа 50 минут течь груза полностью устранили. Крышку верхнего загрузочного люка закрыли плотно, в пломбировочные ушки установили исправное ЗПУ «ТП-50» РЖДА №3262340. Вагон находился под непрерывной охраной работников ФГП ВО ЖДТ РФ. По факту течи груза оформлен акт общей формы от 17.12.2019 года №75/4312.

По произошедшему факту проведено расследование, в ходе которого установлено, что ПАО «Орскнефтеоргсинтез» нарушение п. 3.2.23 «Правил перевозки жидких грузов наливом в вагонах цистернах и вагонов бункерского типа для перевозки нефтебитума», а именно причиной течи из вагона явилось негерметичное закрытие крышки сливоналивной арматуры (клапан нижнего сливного прибора закрыт не плотно).

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что грузоотправителем (ПАО «Орскнефтеоргсинтез») допущены нарушения установленных требований и правил перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, что подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств и свидетельствует о наличии в деянии общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

Выводы судьи о виновности ПАО «Орскнефтеоргсинтез» в совершении административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным при рассмотрении дела. Не согласиться с данными выводами оснований не имеется.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что обществом предпринимались достаточные меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, регламентирующих правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте, а также наличия обстоятельств, подтверждающих объективную невозможность их исполнения, в материалах дела не имеется.

Таким образом, ПАО «Орскнефтеоргсинтез» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 11.14 КоАП РФ.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, являлись предметом проверки судьи районного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в решении, и не влекут его отмену.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.

Постановление должностного лица соответствует требованиям статей 29.7, 29.9 КоАП РФ, в нем содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.

Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание в виде штрафа должностным лицом назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 11.14 КоАП РФ, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья районного суда дело проверил в полном объеме. Решение судьи отвечает требованиям статьи 30.7 КоАП РФ, является законным, обоснованным и мотивированным.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда,

решил:

постановление государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Уральского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 12270/20 от 31 января 2020 года и решение судьи Советского районного суда г.Челябинска от 28 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Орскнефтеоргсинтез» оставить без изменения, жалобу защитника ПАО «Орскнефтеоргсинтез» Бейлисон Р.Е. – без удовлетворения.

Судья С.В. Малкова