ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-555/2023 от 14.09.2023 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7- 555/2023 Судья: Бухаринова К.С.

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск 14 сентября 2023 года

Судья Челябинского областного суда Малкова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу защитника Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области Афанасьевой Д.О. на постановление начальника отдела - <данные изъяты>ФИО15 от 17 марта 2023 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 11 мая 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области,

у с т а н о в и л :

постановлением начальника отдела - <данные изъяты> (далее по тексту - МСОСП по ОВИП ГУ ФССП России по Челябинской области) ФИО16 от 17 марта 2023 года администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 11 мая 2023 года постановление должностного лица от 17 марта 2023 года оставлено без изменения.

В жалобе, адресованной в Челябинский областной суд, защитник Афанасьева Д.О. просит отменить принятые акты, освободить администрацию Чебаркульского муниципального района Челябинской области от административной ответственности, указывая в обоснование доводов жалобы на принятие мер по исполнение решения суда, подписано соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета, получение которой возможно только в 2025 году, кроме того размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение проектно-изыскательных работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среды. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока для обжалования решения судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 11 мая 2023 года.

Представители Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области, административного органа о времени и месте рассмотрения дела извещены, не явились. При таких обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

С учетом представленных материалов дела, считаю возможным восстановить защитнику Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области срок обжалования решения Центрального районного суда г. Челябинска от 11 мая 2023 года.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве")

Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В ходе рассмотрения дела установлено, что по возбужденному постановлением МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области № 6061/21/740022-ИП от 23 марта 2021 года исполнительному производству Администрацией Чебаркульского муниципального района Челябинской области не исполнена содержащаяся в исполнительном документе обязанность по осуществлению финансирования мероприятий по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления (ликвидации несанкционированной свалки), расположенной по адресу: Челябинская область, <данные изъяты> (KH общей площадью 1270 кв.м.

15 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП ГУ ФССП России по Челябинской области, в связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе в установленный добровольный срок, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Постановлением судебного приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП ГУ ФССП России по Челябинской области от 08 декабря 2021 года назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 24 января 2022 года.

08 декабря 2021 года должностным лицом МСОСП по ОВИП ГУ ФССП России по Челябинской области назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 24 января 2022 года.

Согласно представленной информации от 07 апреля 2021 года № 1105 Администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области, направила в адрес МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области, дорожную карту, согласно которой:

2020 год - Направлено письмо № 2835 от 26 ноября 2020 года Губернатору Челябинской области о выделение дотации на уборку свалок в 2021 года, направлено письмо № 2834 от 26 ноября 2020 года в Министерство экологии ЧО выделение дотации на уборку свалок в 2021 г.

2021 год - 1) оформление объекта (свалки) накопленного вреда окружающей среде в муниципальную собственность. 2) подача заявки на включения в перечень выявленных и оцененных объектов накопленного вреда окружающей среде. 3) подача заявки в Министерство экологии на выделение субсидии на выполнение проектно-изыскательских работ по ликвидации объекта НВОС и ликвидацию объекта НВОС.

2022 год - Включение в перечень выявленных и оцененных объектов накопленного вреда окружающей среде в соответствии с Приказом Министерства экологии Челябинской области от 07 ноября 2019 года № 861.

2023 год - Выполнение проектно-изыскательских работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде.

2024 год - Ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде.

Согласно представленной информации от 30 июля 2021 года № 2500 Администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области, обратилась в адрес Губернатора Челябинской области ФИО1 по вопросу финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.

Из ответа Министерства экологии Челябинской области, срок подачи заявления о предоставлении субсидии из областного бюджета на рекультивацию/ликвидацию свалок TKO до 1 марта года предшествующего году получения субсидий.

Согласно представленной информации от 24 марта 2022 № 1317 Администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области, направила в адрес МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области, дорожную карту, согласно которой:

2022 год - 1) оформление объекта (свалки) накопленного вреда окружающей среде в муниципальную собственность. 2) подача заявки на включения в перечень выявленных и оцененных объектов накопленного вреда окружающей среде. 3) Включение в перечень выявленных и оцененных объектов накопленного вреда окружающей среде в соответствии с Приказом Министерства экологии Челябинской области от 07.11.2019 г. № 861.

2023 год - подача заявки до 01 марта 2023 года в Министерство экологии на выделение субсидии на выполнение проектно-изыскательских работ по ликвидации объекта НВОС и ликвидацию объекта НВОС.

2024 год - выполнение проектно-изыскательских работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде.

2025 год - ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде.

Согласно представленной информации от 20 мая 2022 года № 1898 Администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области, направила в адрес MСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области, дорожную карту, согласно которой:

2021-2022 год 1) оформление объекта (свалки) накопленного вреда окружающей среде в муниципальную собственность. 2) подача заявки на включения в перечень выявленных и оцененных объектов накопленного вреда окружающей среде. 3) Включение перечень выявленных и оцененных объектов накопленного вреда окружающей среде в соответствии с Приказом Министерства экологии Челябинской области от 07 ноября 2019 года №861.

2022-2023 год - Подача заявки в Министерство экологии на выделение субсидии на выполнение проектно-изыскательских работ по ликвидации объекта НВОС и ликвидацию объекта НВОС.

2024 год - Выполнение проектно-изыскательских работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде.

2025 год - Ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде.

Согласно представленной информации от 03 февраля 2023 года № 0349 Администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области, направила в адрес МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области, дорожную карту, согласно которой:

2023 год - В настоящее время ведется работа по подготовке соглашения о предоставления субсидии местному бюджету из областного бюджета на разработку проектной сметной документации на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда. В 2023 г. планируется выполнение проектно- изыскательских работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среды.

2024 год - Планируется ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде.

Администрацией Чебаркульского муниципального района Челябинской области, в новый срок установленным судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП ГУ ФССП по Челябинской области, не были предоставлены документы, подтверждающие действия, направленные на исполнение решения суда.

В виду неисполнения во вновь установленный срок требований исполнительного документа 17 марта 2023 года начальником отдела - старшим судебным приставом Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП по Челябинской области ФИО18 вынесено постановление о привлечении Администрации к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые, в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности Администрации в совершении вмененного административного правонарушения.

Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства виновности юридического лица, подателем жалобы не представлено.

Доказательств исполнения Администрацией требований исполнительного документа в установленный срок представлено не было. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в бездействии администрации признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы относительно принятия мер по исполнению судебного акта со ссылками на подписание соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета, получение которой возможно только в 2025 голу, размещение извещения о проведении электронного аукциона на выполнение проектно-изыскательных работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среды не являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

Уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П). Такие уважительные причины при рассмотрении дела не усматриваются.

В данном случае судебное решение о ликвидации несанкционированной свалки в установленные сроки не исполнено, в суд за отсрочкой исполнения решения суда Администрация не обращалась, отсрочка (рассрочка) не предоставлена.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушен.

Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым. Оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется, решение суда не исполняется длительное время.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

постановление начальника отдела - <данные изъяты>ФИО17<данные изъяты> от 17 марта 2023 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 11 мая 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области оставить без изменения, жалобу защитника Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области Афанасьевой Д.О. – без удовлетворения.

Судья С.В. Малкова