Судья Бахарева Е.Б.
Дело № 7-556/2020 / 21-358/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А., рассмотрев в судебном заседании 25 мая 2020 г. в г. Перми жалобу начальника управления охраны и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н1. на решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 17 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "МТМ-Строй"
у с т а н о в и л:
постановлением начальника управления охраны и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н1. от 28 октября 2019 г. № 05-01/83-19 общество с ограниченной ответственностью "МТМ-Строй" (далее по тексту – ООО "МТМ-Строй") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 17 февраля 2020 г., указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, начальник отдела лесного надзора и административного производства Управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н1. просит об отмене решения судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность, указав на допущенные судьей районного суда процессуальные нарушения и несогласие с произведенной судьей районного суда оценкой по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель ООО "МТМ-Строй", защитник Х., должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении и подавшее жалобу Н1., извещенные надлежаще, участие не принимали.
Защитник Кейзеров Д.М., в судебном заседании, полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив доводы жалоб, возражений, заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
На основании части 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
В силу части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденных Приказом Минприроды России № 474 от 13 сентября 2016 г. (далее по тексту - Правила заготовки древесины) заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ контракта).
В соответствии с пунктом 17 Правил заготовки древесины в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.
При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
По правилам пункта 18 Правил заготовки древесины отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Согласно части 1 статьи 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение, договоров купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Из материалов дела следует, что ООО "МТМ-Строй", переданы для заготовки древесины лесные участки на территории Большесосновского сельского участкового лесничества, что подтверждается договором аренды лесного участка ** от 12 ноября 2009 г.
4, 5 и 6 сентября 2019 г., на основании письма Управления Федеральной службы безопасности по Пермскому краю (вх. № 30-01-16.4_вх-77 от 4 сентября 2019 г.), совершен выезд в лесной массив, расположенный ****.
В ходе проверочных мероприятий произведен натурный осмотр лесосеки в выделе ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества (урочище СХПК "Верхпоткинский") Очерского лесничества ГКУ "Управление лесничествами Пермского края", внесенной в лесную декларацию ООО "МТМ-Строй" ** от 21 ноября 2017 г., в соответствии с декларацией на делянке площадью 12,6 га предполагалось проведение сплошной рубки, в период с 22 ноября 2017 г. по 21 ноября 2018 г., разрешенный для изъятия объем древесины составляет 340 м3 деревьев породы "сосна", 170 м3 деревьев породы "ель", 680 м3 деревьев породы "береза" и 510 м3 деревьев породы "осина". При проведении осмотра производилась фотосъемка и съемка местности GPS навигатором GARMIN GPS map 62. По результатам осмотра составлен Акт осмотра лесного участка, ведомости перечета пней срубленных ликвидных деревьев, а также ведомость учета модульных деревьев породы "сосна".
По итогам сплошного перечета пней срубленных ликвидных деревьев произведен расчет кубомассы вырубленной древесины.
На делянке ** в выделе ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества (урочище СХПК "Верхпоткинский") Очерского лесничества ГКУ "Управление лесничествами Пермского края" произведен натурный осмотр лесосеки, по результатам которого установлено, что площадь фактической рубки составляет 10,4 га, все деревья на лесосеки срублены одним способом, предположительно в одно время, о чем свидетельствует характер спилов на пнях, степень разложения и конфигурация порубочных остатков, одновременно с натурным осмотром лесосеки произведен сплошной перечет пней срубленных ликвидных деревьев в результате которого установлено, что при заготовке древесины существенно превышен объем изъятия древесины пород "сосна" и "ель".
По итогам сплошного перечета пней срубленных ликвидных деревьев Н1., заместителем главного государственного лесного инспектора Пермского края, произведен расчет кубомассы вырубленной древесины на делянке ** в выделе ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества (урочище СХПК "Верхпоткинский") Очерского лесничества ГКУ "Управление лесничествами Пермского края".
Согласно справки расчета суммы ущерба, причиненного в результате незаконной рубки в границах выдела ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества (урочище СХПК Верхпоткинский") Очерского лесничества ГКУ "Управление лесничествами Пермского края" объем незаконной рубки по породам (м3), определен на основании разницы между объемом фактически вырубленной ликвидной древесины и объемом древесины, задекларированной для заготовки на данной лесосеке, а именно:
- деревья породы сосна для заготовки разрешены в объеме 340 м3, фактически вырублено в объеме 927,2 м3, деревья породы сосна в объеме 587,2 м3 срублены незаконно;
- деревья породы ель для заготовки разрешены в объеме 170 м3, фактически вырублено в объеме 327,8 м3, деревья породы ель в объеме 157,8 м3 срублены незаконно;
Всего на осмотренной лесосеке незаконно вырублено 745 м3 деревьев пород "сосна" и "ель", ущерб причиненный государственному лесному фонду противоправными действиями составляет 8417133 руб.
Также, в целях установления точного периода проведения работ по заготовке древесины на делянке ** в выделе ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества (урочище СХПК Верхпоткинский") Очерского лесничества ГКУ "Управление лесничествами Пермского края", были получены данные дистанционного зондирования Земли с геопортала Европейского космического агентства (https://apps/sentinel-hub.com/eo-browser/), а именно спутниковые снимки высокого разрешения от орибтальных группировок космических аппаратов Landsat 8 USGS и Sentinel-2 L1C.
Как следует из результатов дешифрирования космических снимков полученных от аппаратов Sentinel-2 работы по рубке лесных насаждений на делянке ** в выделе ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества (урочище СХПК "Верхпоткинский") Очерского лесничества ГКУ "Управление лесничествами Пермского края" производились в период с сентября по октябрь 2018 г.
В результате сравнительного анализа снимков было установлено, что размер делянки за период с ноября 2018 г. не изменялся, в структуре делянки (количество волоков, площадок, подъездов) изменений также не обнаружено. Следовательно, незаконная рубка, связанная с превышением разрешенного объема изъятия древесины на делянке ** в выделе ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества (урочище СХПК "Верхпоткинский") Очерского лесничества ГКУ "Управление лесничествами Пермского края" произошла в период производства работ по заготовке древесины на основании лесной декларации ООО "МТМ-Строй" № 5430/7 от 11 ноября 2017 г.
Отменяя постановление по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, судья районного суда исходил из несоответствия акта осмотра лесосеки от 6 июля 2019 г. Приказу Минприроды России № 367 от 27 июня 2016 г. "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки", признав его недостоверным доказательством.
При этом судья районного суда также указал, что единственным поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "МТМ-Строй" по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ явился имеющийся в материалах дела об административном правонарушении акт осмотра лесного участка от 4, 5 и 6 сентября 2019 г., подписанный сотрудником Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н1., сотрудником УФСБ России по Пермскому краю К1., директором Очерского лесничества К2. и лесничим участкового лесничества Б., составленный по результатам оперативно-розыскной деятельности, в связи с чем не может являться ни поводом, ни основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, ни доказательством по нему, в связи с чем пришел к выводу, что 4, 5, 6 сентября 2019 г. заместителем главного государственного инспектора Пермского края Н1. в отношении ООО "МТМ-Строй" проводились собственные проверочные мероприятия.
Указанный вывод послужил основанием для признания акта осмотра лесного участка от 4, 5 и 6 сентября 2019 г., перечетных ведомостей, недостоверными доказательствами и полученными с нарушением закона (пункта 3 части 1 статьи 27.1, части 2 статьи 25.7 КоАП РФ).
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда не принял во внимание следующие обстоятельства.
Акт осмотра лесосеки от 6 июля 2019 г. не являлся основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении в отношении ООО "МТМ-Строй", что следует из материалов дела об административном правонарушении (справки по итогам проверки исполнения законодательства в области заготовки древесины от 9 сентября 2019 г.), в связи с чем соблюдение оснований и порядка его составления к предмету данного дела не относится.
На основании статьи 6 Федерального закона № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее по тексту - Федеральный закон № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г.) должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Постановлением Правительства Пермского края № 756-п от 3 сентября 2012 г., утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее по тексту – Положение о Министерстве природных ресурсов).
В соответствии с пунктом 3.1.8 Положения о Министерстве природных ресурсов Министерство выполняет функции уполномоченного органа исполнительной власти Пермского края по взаимодействию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления переданных полномочий Российской Федерации.
Учитывая изложенные положения Федерального закона № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. и Положения о Министерстве природных ресурсов, должностное лицо УФСБ России по Пермскому краю посредством письма от 4 сентября 2019 г. № 8016 привлекло должностное лицо Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края для участия в оперативно-розыскном мероприятии в связи с полученными сведениями о возможных нарушениях при проведении рубок лесных насаждений.
Следует отметить, что дата регистрации письма от 4 сентября 2019 г. № 8016 Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края 9 сентября 2019 г., а также указание в нем о проведении мероприятий в Очерском районе Пермского края не свидетельствует о невозможности участия Н1. в оперативно-розыскном мероприятии, проведенном УФСБ России по Пермскому краю в период с 4 по 6 сентября 2019 г. в Большесосновском участковом лесничестве Очерского лесничества, учитывая оперативную необходимость участия должностного лица.
При этом участие Н1. с 4 по 6 сентября 2019 г. в проводимом УФСБ России по Пермскому краю оперативно-розыскном мероприятии подтверждается протоколом оперативно-розыскного мероприятия от 6 сентября 2019 г., составленным должностным лицом указанного органа по результатам оперативно-розыскной деятельности (том 3 л.д. 27).
Протокол и акт осмотра лесного участка от 4, 5 и 6 сентября 2019 г. каких-либо противоречий, на что указано судьей районного суда не содержит, дата составления документов в данном случае с учетом различных целей их составления не свидетельствует о их противоречии, на что указано судьей районного суда в решении.
Является ошибочным и не основанном на материалах дела вывод судьи районного суда о составлении акта осмотра лесного участка от 4, 5 и 6 сентября 2019 г. по результатам оперативно-розыскной деятельности, поскольку Н1. не является должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 ЛК РФ; устанавливает перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (пункты 3.4.27, 3.4.29 Положения о Министерстве природных ресурсов).
Начальник управления охраны, защиты и надзора в лесах - заместитель главного государственного лесного инспектора Пермского края приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 18 марта 2020 г. № СЭД-30-01-02-296 отнесен к должностным лицам, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
В соответствии с частью 1 статьи 23.24, статьей 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
На основании изложенного, начальник управления охраны, защиты и надзора в лесах - заместитель главного государственного лесного инспектора Пермского края Н1. непосредственно обнаружив 4, 5 и 6 сентября 2019 г. достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, составил акт осмотра лесного участка, в котором зафиксировал событие выявленного административного правонарушения, что соответствует положениям статьи 28.1 КоАП РФ, выявленное административное правонарушение относительно объема незаконно вырубленной древесины также зафиксировано в перечетных ведомостях.
Что касается выводов судьи о нарушении пункта 3 части 1 статьи 27.1, части 2 статьи 25.7 КоАП РФ при составлении акта и перечетных ведомостей, то судьей районного суда также не учтено, что в статье 27.1 КоАП РФ перечислены меры обеспечения производства по делу, к которым пункт 3 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ относит личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в следующих целях: пресечение правонарушения; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления.
Указывая на составление акта осмотра и перечетных ведомостей с нарушением указанных выше положений судья районного суда не мотивировал вывод, в связи с чем он пришел к выводу о необходимости применения данных положений, о возникновении путем осмотра лесного участка отношений в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Акт осмотра и перечетные ведомости составлены не в рамках производства по делу об административном правонарушении, а в целях фиксации выявленного правонарушения, в связи с чем меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 27.1 КоАП РФ применению не подлежат, соответственно необходимость участия при их применении понятых, а также обязательность фотофиксации отсутствует.
Оценка судьи районного суда относительно участия Н1. в осмотре 4, 5 и 6 сентября 2019 г. со ссылками на его участие в заседании Экспертного совета при Уполномоченном но защите прав предпринимателей в Пермском крае от 4 сентября 2019 г., а также на показания свидетелей и.о. лесничего Б., мастера леса Очерского лесничества Н2. произведена без учета объяснений К2. от 30 октября 2019 г., которым указывалось на участие Н1. и сотрудника УФСБ во все дни, указанные в акте осмотра, также не учтены противоречия в объяснениях Б., относительно составления перечетной ведомости 6 сентября 2019 г., несмотря на то, что перечетная ведомость в данную дату не составлялась, в материалах дела такая отсутствует.
Учитывая изложенное оценка указанных выше доказательств произведена не в полном объеме в совокупности с иными представленными в дело доказательствами, подтверждающими участие Н1. в осмотре 4, 5 и 6 сентября 2019 г.
Н1. судьей районного суда по обстоятельствам составления акта осмотра не допрашивался, а также Н1. представлены трекеры навигатора за 4, 5 и 6 сентября 2019 г. подтверждающие его нахождение в месте осмотра.
Вывод судьи районного суда, относительно примененного при осмотре лесного участка метода определения фактически срубленного объема древесины, примененного разряда высот со ссылками на Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Минприроды России № 474 от 13 сентября 2016 г., Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденному Приказом Федеральной службы лесного хозяйства № 155 от 15 июня 1993 г., вырубки всех лесных насаждений на участке при сплошной рубке, со ссылкой на ЛК РФ, основан на ошибочном толковании указанных актов.
В соответствии с частью 3 статьи 17 ЛК РФ сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
Аналогичное определение сплошной рубки приведено в Правилах заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России № 474 от 13 сентября 2016 г.
Приведенные положения опровергают указанный выше вывод судьи районного суда, относительно сплошной рубки.
Кроме того, следует отметить, что ссылки на Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденное Приказом Федеральной службы лесного хозяйства № 155 от 15 июня 1993 г. сделаны судьей районного суда без учета общих положений данного акта, определяющих, что Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации применяется при подготовке лесосечного фонда по главному пользованию, отводе древостоев для рубок ухода за лесом, санитарных и прочих рубок, подсочки (осмолоподсочки), а также при отпуске второстепенных лесных материалов. В рассматриваемом случае отвод, таксация, иные действия описанные выше не производились. Применение данного нормативного акта к рассматриваемым правоотношениям (выявление незаконной рубки лесных насаждений) судьей районного суда не мотивировано.
Таким образом, отменяя постановление по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу, судья районного суда в нарушение требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ не установил все необходимые обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в нарушение требований статей 26.2, 26.11 КоАП РФ не дал оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Все изложенное выше, указывает на существенные нарушения процессуальных требований, допущенных судьей районного суда, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах, решение судьи районного суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение судье.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье районного суда следует учесть указанное, установить все обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, исследовать все собранные по делу доказательства в их совокупности, при необходимости допросить лиц подписавших акт осмотра от 4, 5 и 6 сентября 2019 г. и перечетные ведомости, исследовать дополнительные материалы.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 17 февраля 2020 г. отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "МТМ-Строй" возвратить в районный суд на новое рассмотрение.
Судья: подпись.