ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-561/20 от 26.08.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7 -561 /2020 Судья Бутакова О.С.

РЕШЕНИЕ

город Челябинск 26 августа 2020года

Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ВиМаг» по жалобе законного представителя общества - <данные изъяты> ФИО1 на постановлением заместителя руководителя ЧОБУ «Красноармейское лесничество» от 26 июля 2019 года, решение судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 08 июня 2020 года,

установил:

постановлением руководителя ЧОБУ «Красноармейское лесничество» от 26 июля 2019 года ООО «ВиМаг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Решением судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 08 июня 2020 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, <данные изъяты> ФИО1 просит производство по делу прекратить. В обосновании указывает, что судом не рассмотрено нарушение административных процедур, в деле отсутствуют материалы подтверждающие виновность юридического лица. В материалах дела отсутствуют сведения о направлении обществу копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Акт осмотра не соответствует требованиям ст.27.8 КоАП РФ. Ссылается на положения ст. 1.5 КоАП РФ. Указывает на обращение в прокуратуру Челябинской области.

Представитель ООО «ВиМаг», представитель Главного управления лесами Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не поступило. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, оснований для отмены вынесенных по делу актов не нахожу.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).

Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 установлено, что запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Согласно п. 9 (1) Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 38 Правил).

Как следует из материалов дела, в ООО «ВиМаг» является правообладателем земельного участка с кадастровым номером площадью 336000 кв. метров по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 24 апреля 2014 года. В ходе рейдового патрулирования 16 апреля 2019 года в 13 часов 50 минут было установлено, что территория, прилегающая к лесу, не была очищена от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе не менее 10 метров.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом осмотра территории (лесного участка) от 16 апреля 2019 года; выкопировкой из плана лесонасаждений Севастьянского лесничества Красноармейского лесхоза Челябинской области; протоколом об административном правонарушении; актом №34 о лесном пожаре; копией патрульной путевки №16 от 16 апреля 2019 года; фототаблицей, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости; определением о продлении срока административного расследования №1 и иными материалами дела.

Указанные доказательства оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в совокупности подтверждают наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Оснований не согласиться с данной оценкой не имеется.

Каких-либо объективных доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы, в деле об административном правонарушении не имеется.

В связи с чем отклоняется довод заявителя, что представленные в материалы дела доказательства не являются достаточными для установления вины общества во вменяемом ему нарушении.

Ссылка заявителя, что закон о защите прав юридического лица является специальной нормой относительно ст. 28.1 КоАП РФ основана на неверном понимании норм права.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» данный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с положениями статей 1.2 и 3.1 КоАП РФ к задачам административного наказания относится в том числе защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений путем применения административного наказания в соответствии с установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Исходя из изложенного, указанные нормативные акты направлены на урегулирование разных групп общественных отношений и не могут быть соотнесены между собой как общая и специальная норма.

Позиция заявителя, что должностными лицами без участия представителя общества осуществлялись процессуальные действия по осмотру и обследованию, что является нарушением прав заявителя подлежат отклонению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 ЛК РФ.

Согласно частью 1 статьи 96 ЛК РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ (часть 2 статьи 96 ЛК РФ).

Согласно пункту 2 части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанные в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право на осуществление патрулирования лесов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (далее - Положение).

На основании пункта 8 Положения должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанные в абзацах первом и втором пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.

В пункте 10 Положения указано, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны проводить мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исходя из пункта 12 Положения федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством, в том числе проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что одной из форм государственного лесного надзора являются мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, в том числе в виде патрулирования.

Как усматривается из материалов дела, предметом маршрутного патрулирования не определена именно деятельность общества и на него не возлагались обязанности по представлению информации и исполнению требований уполномоченных органов.

Учитывая изложенное, в данном случае проверка не назначалась и фактически не проводилась, проведено маршрутное патрулирование участков лесного фонда, в частности в границах лесного участка 5 выделы 2, 59, 60, 61, 77, 79, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.

Данное мероприятие - маршрутное патрулирование участков лесного фонда является осуществлением наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на подведомственной службе территории и осуществляется в форме визуального осмотра, который производится без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, однако при наличии последних на месте осмотра они имеют право принимать участие при проведении обследования и составлении соответствующих документов.

Должностные лица службы по контролю производят визуальный осмотр объектов с целью оценки соответствия состояния и содержания объекта требованиям действующих норм и правил. В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений установленных норм и правил содержания объектов.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о неприменении в настоящем случае положений Федерального закона № 294-ФЗ.

Ссылка заявителя о неправомерных действиях при составлении протокола об административном правонарушении, является несостоятельной.

Согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, акт о проведении мероприятия по контролю в лесах, свидетельствующий о наличии события административного правонарушения, являлся достаточным основанием для возбуждения уполномоченным должностным лицом дела об административном правонарушении в отношении общества.

Подлежит отклонению и позиция заявителя о нарушении его прав не направлением обществу копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 16 апреля 2019 года.

Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ, решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования выносилось не в отношении ООО «ВиМаг», а по установлению факта, что на земельном участке с кадастровым номером площадью 336000 кв. метров по адресу: <адрес>, территория прилегающая к лесу, не была очищена от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе не менее 10 метров.

Таким образом, обязанности по направлению копии указанного определения у должностного лица не имелось.

Доводы заявителя что протокол и постановление основаны на предположениях государственных органов и не подтверждены надлежащими доказательствами опровергается материалами дела.

Согласно части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что мобильной патрульной группе государственной лесной инспекции была выдана патрульная путевка № 6 на проведение планового (рейдового) осмотра обследования лесных участков. По результатам проведения осмотра составлен акт планового(рейдового) осмотра, в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 31 августа 2015 года № 373 «Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований».

При таких обстоятельствах, акт о проведении мероприятия по контролю в лесах, свидетельствующий о наличии события административного правонарушения, являлся достаточным основанием для возбуждения уполномоченным должностным лицом дела об административном правонарушении в отношении общества.

Доводы жалобы о нарушении установленного ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не могут повлечь отмену оспариваемых актов, так как в силу абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», нарушение установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении является несущественным недостатком протокола, поскольку этот срок не является пресекательным, с учетом соблюдения должностным лицом установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения заявителя к административной ответственности.

Ссылка заявителя о получении уведомления о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в день его составления опровергается материалами дела.

В соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен 10 июня 2019 года в отсутствие представителя ООО «ВиМаг», копия протокола направлена.

Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 10 июня 2019 года направлено обществу по юридическому адресу места <адрес>л.д. 65). Согласно почтового идентификатора указанное уведомление было получено обществом 07 июня 2019 года (л.д. 64).

Таким образом, оснований полагать, что обществом информация о дате и времени составления протокола была получена позже не имеется.

При таких обстоятельствах, должностное лицо и впоследствии судья районного суда правильно признали протокол об административном правонарушении допустимым доказательством и положили его в основу обжалуемых решений, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

На основании изложенного нахожу правомерным привлечение ООО «ВиМаг» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Событие административного правонарушения установлено на основании представленных материалов дела. Судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции назначенной статьи, учтены все обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения дела по существу, данные о личности правонарушителя.

Безусловных оснований для отмены вынесенных по делу решений, не усматриваю.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

постановлением заместителя руководителя ЧОБУ «Красноармейское лесничество» от 26 июля 2019 года, решение судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 08 июня 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ВиМаг» оставить без изменения, жалобу законного представителя общества - <данные изъяты> ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Е.Н.Майорова