Судья Тыняная Н.С. Дело № 7 – 7/2020РЕШЕНИЕ
13 января 2020 года г. Томск
Судья Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев дело по жалобе защитника общества с ограниченной ответственностью «Международная инвестиционная компания «ЦЗИНЬЕ» (далее – ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ», Общество) Елисеева М.В. на решение судьи Асиновского городского суда Томской области от 22 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ»,
установил:
постановлением заместителя председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области № 571/2019 от 18.09.2019 ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Согласно постановлению правонарушение выразилось в том, что ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ», в нарушение пп. «а» п. 3, 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, на лесном участке, расположенном по адресу: Томская область, Асиновский район, Асиновское лесничество, Митрофановское участковое лесничество, урочище «Лайское» кварталы 127-134, 137-147, 150-162, на общей площади 14261, 2043 га, не осуществило мероприятия по противопожарному обустройству лесов, а именно: отсутствовал противопожарный аншлаг в выделе 6 квартала 137; не выполнены: устройство противопожарных минерализованных полос в выделах 17, 20 квартала 137; устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения в выделе 9 квартала 137; прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос в выделах 17, 20 квартала 137; эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров в выделе 32 квартала 137, что было выявлено 15.07.2019.
Решением судьи Асиновского городского суда Томской области от 22.11.2019 указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися по делу актами, защитник ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» - Елисеев М.В. обратился в Томский областной суд с жалобой, в которой просит об отмене решения судьи как незаконного и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что в июле 2019 года Департаментом лесного хозяйства Томской области в одностороннем порядке, без уведомления ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» и согласования с ним даты и времени, была проведена выездная проверка, чем нарушено требование об уведомительном характере проведения плановых (внеплановых проверок), установленное Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Ссылается на то, что материалами дела не подтверждается утверждение административного органа о том, что им проводились плановые (рейдовые) мероприятия в рамках ст. 13.1 вышеуказанного закона, поскольку копии рейдового задания и акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) в материалах дела отсутствуют. Обращает внимание, что на основании акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) невозможно привлечение к административной ответственности, так как согласно ч. 2 ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ, в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, то есть основанием для привлечения к административной ответственности может служить только акт внеплановой проверки, выполненной в соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Указывает, что административным органом не представлено доказательств неисполнения Обществом обязательств в соответствии с условиями проекта освоения лесов, так как должностными лицами Департамента лесного хозяйства Томской области и Асиновского лесничества работы по выполнению Обществом противопожарных мероприятий в пожароопасный период 2018 года не проверялись, следовательно, информация, указанная Обществом в отчетах 1-ОЛ за III и IV кварталы 2018 года, является достоверной. Обращает внимание, что 15.02.2019 между Обществом и Департаментом лесного хозяйства Томской области было заключено Соглашение о расторжении договора аренды лесного участка № 05/08/18 от 22.02.2017 (номер государственной регистрации 70:02:0000000:146-70/057/2019-6 от 25.02.2019), в связи с чем, обязанность по осуществлению мероприятий по противопожарному обустройству лесов в соответствии с условиями Проекта освоения лесов у Общества отсутствовала, что, по мнению заявителя, в полной мере соответствует требованиям п. 3 ст. 407, п. 2 ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законный представитель ООО «МИК Цзинье», а также защитник Елисеев М.В. в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, защитником Елисеевым М.В. представлено заявление о рассмотрении дела по жалобе в его отсутствие, согласно которому доводы жалобы поддерживает в полном объеме, в связи с чем, судья определил рассмотреть дело по жалобе в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к нижеследующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) установлено, что леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с ч. 1 ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого использования земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417.
Согласно пп. «а» п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
В соответствии с п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах, мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная пп. «а» п. 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Аналогичное требование содержится в ч. 2 ст. 53 ЛК РФ.
Из представленных материалов дела следует, что на основании договора аренды лесного участка № 5/08/18 от 22.02.2018 ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» для целей заготовки древесины предоставлен в аренду лесной участок, расположенный по адресу: Томская область, Асиновский район, Асиновское лесничество, Митрофановское участковое лесничество, урочище «Лайское» кварталы 127-134, 137-147, 150-162, на общей площади 14261, 2043 га (л.д. 38 оборотная сторона, 39-42).
В соответствии с проектом освоения лесов по договору аренды лесного участка от 22.02.2018 № 05/08/18 ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» обязано осуществить мероприятия по противопожарному обустройству лесов, а именно: установить 1 противопожарный аншлаг на выделе 6 в квартале 137; обустроить противопожарные минерализованные полосы – 0,71 км на выделе 17, 20 в квартале 137 и 1 подъезд к источникам противопожарного водоснабжения (площадки для разворота пожарной техники) на 9 выделе в квартале 137; прочистить и обновить противопожарные минерализованные полосы – 0, 71 км на выделе 13, 20 в квартале 137; осуществлять эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров – 2,5 км на выделе 32 в квартале 137 (л.д. 36-38).
Согласно отчету по охране лесов от пожаров за период с января по декабрь 2018 года ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» осуществлена: эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров в квартале 137 выдел 32 в объеме 2,5 км; в выделах 17,20 квартала 137 проведено устройство противопожарных минерализованных полос в объеме 0,71 км и проведена прочистка и обновление (уход) противопожарных минерализованных полос в объеме 0,71 км; в выделе 9 квартала 137 обустроены пожарный водоем и подъезд к источникам противопожарного водоснабжения в количестве 1 шт.; в выделе 6 квартала 137 установлены и размещены стенды и другие знаки и указатели, содержащие информацию о мерах пожарной безопасности в лесах в количестве 1 шт. (л.д. 51-52).
15.02.2019 между Департаментом лесного хозяйства Томской области и ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» было заключено соглашение о расторжении ранее заключенного договора аренды лесного участка № 5/08/18 от 22.02.2018 (л.д. 53).
Комиссией Департамента лесного хозяйства Томской области на предмет выполнения договорных обязательств (по договору аренды лесного участка № 5/08/18 от 22.02.2018) на основании распоряжения начальника Департамента лесного хозяйства Томской области от 12.03.2019 № 0204 (л.д. 30) в отношении ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» проведена проверка, в ходе которой установлено, что противопожарный аншлаг в выделе 6 квартала 137 отсутствует; не выполнены: устройство противопожарных минерализованных полос в выделах 17, 20 квартала 137; прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос в выделах 17, 20 квартала 137; эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров – 2, 5 км выдел 32 квартал 137, о чем составлен акт осмотра лесного участка на предмет выполнения договорных обязательств ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» от 15.07.2019 (л.д. 31).
Выявленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» протокола об административном правонарушении от 06.08.2019 (л.д. 25-26).
За допущенные нарушения Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ (л.д. 19-20).
Судья городского суда, оставляя в силе постановление должностного лица, пришел к выводу, что виновность ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» в совершении вмененного ему административного правонарушения подтверждается следующей совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от 06.08.2019 (л.д. 25-26); актом осмотра лесного участка на предмет выполнения договорных обязательств в отношении ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» от 15.07.2019 (л.д. 31) с фото-таблицей к нему (л.д. 32 оборотная сторона, 33-35).
Вместе с тем, с указанными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
При этом не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Из акта осмотра лесного участка на предмет выполнения договорных обязательств ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ», составленного 15.07.2019 следует, что осмотр лесного участка производился в отсутствие представителя ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» (л.д. 32).
В пп. «б» п. 8 ч. 9 Положения о Департаменте лесного хозяйства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 № 128, указано, что Департамент осуществляет на территории Томской области отдельные полномочия Российской Федерации, переданные Томской области и осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета, в области лесных отношений, в том числе: а) предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Кроме того, осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п. 36, 37 ст. 81 ЛК РФ, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных п. 1, 2 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ.
Подпунктом «в» пунктом 9 договора аренды лесного участка № 5/08/2018 от 22.02.2018 предусмотрено, что арендодатель, в данном случае – Департамент лесного хозяйства Томской области, имеет право осуществлять проверки соблюдения арендатором условий договора аренды и проекта освоения лесов.
При этом из пп. «г» п. 10 указанного Договора аренды следует, что арендодатель обязан уведомить арендатора о времени и месте проведения проверки соблюдения арендатором условий договора аренды и проекта освоения лесов за 3 дня до проведения проверки (л.д. 39).
В соответствии с п. 6, 7 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе осуществление государственного лесного контроля и надзора, установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон защите прав юридических лиц).
Согласно абзц. 2 п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 (ред. от 02.09.2019) «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со ст. 9-13, 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии российской федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральным законом о защите прав юридических лиц установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотрено обязательное уведомление юридического лица о проведении плановой (п.12 ст. 9) и внеплановой проверок (п.16 ст. 10).
Тот факт, что на момент проведения проверки договор аренды лесного участка № 5/08/18 от 22.02.2018 с ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» был расторгнут, не освобождало Департамент лесного хозяйства Томской области от выполнения обязанности, установленной законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ и договором аренды лесного участка об уведомлении юридического лица о ее проведении.
При изложенных обстоятельствах, акт осмотра лесного участка на предмет выполнения договорных обязательств от 15.07.2019 и, как следствие, составленный на основании него протокол об административном правонарушении от 06.08.2019 не могут быть признаны допустимыми доказательствами, а потому подлежат исключению из числа доказательств по делу.
Таким образом, допустимых доказательств, изобличающих виновность ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» во вмененном ему административном правонарушении в материалах дела не имеется.
Указанные обстоятельства со стороны судьи городского суда при рассмотрении дела по жалобе надлежащей оценки не получили, выводы судьи о том, что деятельность ООО «МИК «Цзинье» предметом проверки государственного органа не являлась, противоречит распоряжению № 0204 от 12.03.2019 и иным материалам дела.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области № 571/2019 от 18.09.2019 и решение судьи Асиновского городского суда Томской области от 22.11.2019, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ», подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Принимая во внимание, что указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отмены принятых по делу актов, остальные доводы жалобы отдельному рассмотрению и оценке не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» Елисеева М.В. удовлетворить.
Постановление заместителя председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области № 571/2019 от 18.09.2019 и решение судьи Асиновского городского суда Томской области от 22.11.2019, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО «МИК «ЦЗИНЬЕ» отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Судья Томского областного суда А.И. Гончаров