ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-688/2021 от 17.11.2021 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 17 ноября 2021 года №7-688/2021

г. Вологда

Судья Вологодского областного суда Коничева А.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лес Сервис» на решение судьи Вытегорского районного суда Вологодской области от 01 октября 2021 года, которым постановление и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Вытегорскому району ФИО1 от 22 июля 2021 года о назначении обществу с ограниченной ответственностью «Лес Сервис» административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба общества с ограниченной ответственностью «Лес Сервис» - без удовлетворения,

установила:

постановлением и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Вытегорскому району ФИО1 от 22 июля 2021 года обществу с ограниченной ответственностью «Лес Сервис» (далее – ООО «Лес Сервис», общество) назначено административное наказание по части 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, ООО «Лес Сервис» обратилось с жалобой в суд, в которой просило отменить постановление должностного лица, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указало, что общество на основании договора купли-продажи от 31 мая 2021 года приобрело автомобиль ..., который по акту приема-передачи был передан 1 июля 2021 года. Обществом на Едином портале госуслуг была подана заявка на регистрацию автомобиля, назначенная на 9 июля 2021 года, однако сотрудником ГИБДД было отказано в регистрации автомобиля, поскольку договор купли-продажи и договор лизинга подписаны посредством цифровой подписи. Изготовление договоров с подписями и печатями заняло дополнительное время, в связи с чем регистрация автомобиля была осуществлена только 16 июля 2021 года. Также отмечает, что постановление составлено разными почерками.

В судебном заседании защитник ООО «Лес Сервис» Морщинин О.В. жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней.

Судьей вынесено приведенное выше решение.

В жалобе ООО «Лес Сервис» просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Морщинина О.В., прихожу к следующим выводам.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Положения названных норм во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 названного кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Согласно пункту 7 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2019 года № 1764, заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы могут быть поданы владельцем транспортного средства или его представителем лично в регистрационное подразделение.

Заявление о совершении регистрационных действий может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

При направлении в электронном виде заявления и прилагаемых к нему документов, в том числе созданных на Едином портале в электронной форме, они подписываются заявителем - физическим лицом при соблюдении условий пункта 2(1) Правил определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года №634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг», простой электронной подписью или, во всех остальных случаях, усиленной квалифицированной электронной подписью.

В пункте 2(1) Правил указано, что в случае если при обращении в электронной форме за получением государственной или муниципальной услуги идентификация и аутентификация заявителя - физического лица осуществляются с использованием единой системы идентификации и аутентификации, административным регламентом предоставления государственной или муниципальной услуги может быть предусмотрено право заявителя - физического лица использовать простую электронную подпись при обращении в электронной форме за получением такой государственной или муниципальной услуги при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

Согласно пунктам 27 и 28 этих же Правил документами, являющимися основаниями для постановки транспортного средства на государственный учет за его владельцем, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Копии представляемых для регистрации транспортных средств документов не могут служить заменой подлинников.

В соответствии с пунктом 27 Административного регламента МВД Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 года № 950, для получения государственной услуги заявители представляют, в том числе, документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, основные компоненты транспортных средств (кузов, кабину, раму). Представленные для совершения регистрационных действий документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, основные компоненты транспортных средств, должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать транспортные средства (основные компоненты транспортных средств) и быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 155 и 156 Административного регламента после принятия к рассмотрению заявления о предоставлении государственной услуги в форме электронного документа заявитель информируется о присвоенном заявлению в электронной форме уникальном номере, по которому в соответствующем разделе Единого портала ему будет обеспечена возможность осуществлять мониторинг хода предоставления государственной услуги в электронном виде. Заявителю направляется сообщение о необходимости обращения в регистрационное подразделение, с предоставлением ему возможности выбора даты и времени обращения. Оригиналы документов предоставляются при личном обращении заявителя в регистрационное подразделение.

В силу пунктов 2, 3 статьи 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю (абзац 2).

Часть 1 статьи 19.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, в частности, за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов в случае, если регистрация обязательна.

В данном случае в вину юридическому лицу ставиться нарушение сроков регистрации транспортного средства.

Как следует из материалов дела, 31 мая 2021 года между ООО «МБ Вологда» (Продавец), АО «Сбербанк Лизинг» (Покупатель) и ООО «Лес Сервис» (Получатель) был заключен договор купли-продажи №..., согласно которому Продавец обязуется передать Покупателю в собственность, а Покупатель оплатить и принять специальный сортиментовоз с .... Товар приобретается Покупателем по заказу Получателя в соответствии с договором лизинга № №... от <ДАТА>, заключенным между Покупателя (в договоре лизинга – Лизингодателем) и Получателем (в договоре лизинга – Лизингополучателем) для дальнейшей передачи товара Получателю в финансовую аренду (лизинг).

Договор купли-продажи и договор лизинга заключены в электронном виде через программу СБиС (систему электронного документооборота обмена документами с электронной подписью) и подписаны электронными подписями сторон договора.

По акту приема-передачи указанное транспортное средство было получено Получателем ООО «Лес Сервис» у Продавца ООО «МБ Вологда» 1 июля 2021 года.

<ДАТА> при проведении регистрационных действии ООО «Лес Сервис» в ОГИБДД ОМВД России по Вытегорскому району наряду с другими документами представило распечатанные на бумажном носителе договор купли-продажи и договор лизинга, однако в регистрации было отказано в связи с тем, что представление документов, выполненных на бумажном носителе, пописанных электронной подписью, не предусмотрено (л.д. 13).

Транспортное средство было зарегистрировано в ГИБДД ОМВД России по Вытегорскому району 16 июля 2021 года.

Судья первой инстанции, анализируя собранные по делу доказательства, пришел к выводу об обоснованном привлечении ООО «Лес Сервис» к административной ответственности по части 1 статьи 19.22 КоАП РФ, указав, что ранее общество представило для регистрации не электронный документ, как того требуют положения Правил государственной регистрации транспортных средств, а его копию на бумажном носителе.

Вместе с тем, по делу об административном правонарушении, предусмотренном вышеуказанной нормой, выяснению подлежит вопрос о законности отказа уполномоченного органа в регистрации транспортного средства, который фактически послужил причиной нарушения сроков регистрации.

Так, в силу статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации или соглашением между участниками электронного взаимодействия, в том числе правилами платежных систем.

Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи.

Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью.

Совокупность вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление документов, подтверждающих заключение сделки купли-продажи путем проставления электронных подписей, равнозначно документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью, при условии, если такую сделку купли-продажи возможно произвести на материальном носителе, и если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.

Между тем, отказ регистрационного органа в осуществлении регистрации транспортного средства от 9 июля 2021 года связан только с тем, что, по мнению регистрирующего органа, представление документов, выполненных на бумажном носителе, подписанных электронной подписью, не предусмотрено действующим законодательством.

Такой отказ не соответствует вышеизложенным нормам права, следовательно, обществом были приняты все зависящие от него своевременные меры к регистрации транспортного средства. Факт отсутствия у уполномоченного органа средств для проверки электронной подписи (л.д. 14) не может ставиться в вину юридическому лицу, поскольку в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

решение судьи Вытегорского районного суда Вологодской области от 01 октября 2021 года и постановление исполняющего обязанности начальника ОГИБДД ОМВД России по Вытегорскому району ФИО1 от 22 июля 2021 года о назначении ООО «Лес Сервис» административного наказания по ч.1 статьи 19.22 КоАП РФ - отменить. Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Лес Сервис» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

Вологодского областного суда А.А. Коничева