ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-697/2017 от 12.07.2017 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 7-697/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Санкт-Петербург 12 июля 2017 г.

Судья Ленинградского областного суда Лебедев А.В.,

при секретаре Болоболиной О.В.,

рассмотрев жалобу защитника ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» Спиридонова Ю.А. на постановление заместителя председателя комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области ФИО1 от 30 марта 2017 года и решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области Петрова Р.Ю. от 05 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя председателя комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области ФИО1 от 30 марта 2017 года юридическое лицо – ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» (далее – ОАО «УК по ЖКХ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Защитник ОАО «УК по ЖКХ» Спиридонов Ю.А. обратился с жалобой в Выборгский городской суд Ленинградской области, в которой просил признать незаконным постановление и отменить.

Решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 05 июня 2017 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ОАО «УК по ЖКХ» без удовлетворения.

В своей жалобе защитник ОАО «УК по ЖКХ» просит отменить вышеуказанные постановление и решение, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении не вынесено мотивированное письменное определение об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. В постановлении по делу об административном правонарушении от 30 марта 2017 года также не содержится результатов рассмотрения данного ходатайства. Обращение П.Т.Н., поступившее по электронным системам общего пользования, не могло служить основанием для проведения внеплановой проверки, в силу чего доказательства, полученные в ходе проверки являются недопустимыми.

Законный представитель ОАО «УК по ЖКХ» и его защитник Дагаев А.В. извещены, но в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в силу чего дело в порядке ч. 3 ст. 25.4 КоаП РФ рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав объяснения защитника Спиридонова Ю.А., который жалобу поддержал, представителя комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, который полагал, что нет оснований для удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, а так же дела об административном правонарушении, представленном Комитетом государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ и ст. 39, 158 ЖК РФ собственники несут бремя содержания своего имущества, жилых помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 2 ст.161 ЖК РФ и п. 16, 17 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года, обязанность оказывать услуги по содержанию общего имущества возлагается на основании договора на соответствующую организацию.

На основании части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1.1 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 (далее – Правила), настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В соответствии с п. 3.2.1 Правил содержание лестничных клеток может включать в себя: техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования); капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий; мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках; обслуживание мусоропроводов; обслуживание автоматических запирающихся устройств, входных дверей, самозакрывающихся устройств; обслуживание лифтового оборудования; обслуживание системы ДУ; организация дежурства в подъездах; оборудование помещений для консьержек с установкой телефона.

В силу п. 3.2.8 Правил окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.

На основании п. 3.2.9 Правил периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.

Согласно п. 3.2.16 Правил размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.

В соответствии с п. 3.4.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.

В силу п 3.5.3 Правил таблички с номерами квартир следует устанавливать на двери каждой квартиры (при этом следует принимать сложившуюся для данного домовладения нумерацию квартир).

На основании п. 4.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.

Согласно п. 4.1.3 Правил при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.

В соответствии с п. 4.1.9 Правил следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации. Обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д.

В силу п. 4.1.15 Правил не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.

На основании п. 4.2.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.

Согласно п. 4.2.1.6 Правил чтобы предотвратить разрушения облицовки, штукатурки и окрасочных слоев фасада следует не допустить увлажнение стен атмосферной, технологической, бытовой влагой. Не допускается покрытие фасада паронепроницаемым материалом.

В соответствии с п. 4.2.2.3 Правил высокая воздухопроницаемость стен должна быть устранена уплотнением стыков с установкой нащельников, конопаткой пазов между венцами, заделкой щелей и трещин и другими способами.

В силу п. 4.7.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений.

На основании п. 4.7.2 Правил неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.

Согласно п. 4.7.7 Правил заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами. Все поверхности, соприкасающиеся с каменными стенами, должны быть изолированы.

В соответствии с п. 5.6.2 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома.

В силу п. 5.6.6 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации; при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности.

На основании п. 5.8.3 Правил Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Пунктом 42 Правил № 491 установлена ответственность управляющих организаций перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств, они несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Таким образом, соблюдение норм содержания и ремонта жилого дома должно обеспечиваться управляющей компанией в соответствии с требованиями закона.

В силу ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 21 минуту в ходе проверки выявлено, что ОАО «УК по ЖКХ» нарушены правила содержания и ремонта жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, а именно: не обеспечена влагозащита наружных стен МКД - со стороны дворового фасада МКД наблюдается разрушение и выветривание стенового материала (кирпичной кладки фасада), разрушение штукатурки и окрасочных слоев фасада, что является нарушением пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.6, 4.2.2.3 Правил; не обеспечено исправное состояние балконных дверей лестничной клетки № 2 МКД (между 1 и 2,2 и 3 этажами), балконные двери имеют частичное разрушение, загнивание и коробление элементов заполнений, что является нарушением пунктов 4.7.1, 4.7.2, 4.7.7 Правил; не выполнены мероприятия, обеспечивающие нормативно - влажностный режим на лестничной клетке № 2 - влажный воздух и конденсат на поверхностях стен; на лестничных площадках на 2 и 4 этажах лестничной клетки № 2 и балконе 3 этажа размещен строительный и бытовой мусор, что является нарушением пунктов 3.2.1,3.2.16 Правил; не обеспечена нормальная эксплуатация внугридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей - на лестничной клетке № 2 МКД отсутствуют светильники на 1-4 этажах, что является нарушением пунктов 5.6.2 и 5.6.6 Правил № 170, в нарушение пункта 2.12.7 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей»; в подвальном помещении лестничной клетки № 2 МКД отсутствует освещение, имеются протечки труб, на поверхности труб имеется конденсат, частичное подтопление подвала лестничной клетки № 2 из-за неисправностей и утечек инженерного оборудования - вода на полу, лужи при входе в подвальное помещение, в подвале влажно и сыро, что является нарушением пунктов 3.4.1,4.1.1,4.1.3,4.1.9,4.1.15, 5.8.3 Правил; в лестничных клетках № 1-2 МКД, поверхности стен не имеют однотонной поверхности, допущены просвечивания нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, шелушения, что является нарушением пунктов 3.2.8 и 3.2.9 Правил; на лестничной клетке № 2 МКД, отсутствует информация на доске объявлений, предусмотренная пп. п. ст. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; у входа в лестничную клетку № 1 МКД, отсутствует табличка с указанием номера подъезда, а также номеров квартир, что является нарушением пункт 3.5.3 Правил.

Вина ОАО «УК по ЖКХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; актом общего осмотра многоквартирного дома; распоряжением (приказом) о проведении внеплановой/выездной проверки -СВ от ДД.ММ.ГГГГ; отчетом фотофиксации выявленных нарушений с фототаблицей; договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ; Уставом ОАО «УК по ЖКХ», другими доказательствами по делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Вышеуказанные доказательства, получены Комитетом государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в ходе проверки деятельности ОАО «УК по ЖКХ» в порядке ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, оснований для признания доказательств недопустимыми не имеется.

Довод жалобы о том, что должностным лицом не было вынесено мотивированное определение об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу об административном правонарушении, является несостоятельным, поскольку письменное ходатайство содержит возражения защитника юридического лица по существу дела и с учетом доводов, изложенных в ходатайстве, должностным лицом вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности, так как основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении отсутствуют.

Довод жалобы о том, что обращение П.Т.Н., поступившее по электронным системам общего пользования, не могло служить основанием для проведения внеплановой проверки, является несостоятельным, поскольку обращение соответствует требованиям, предъявляемым к письменным обращениям, указанным в ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в нём указаны фамилия, имя, отчество заявителя, адрес проживания, номер телефона и адрес электронной почты, указанное обращение подлежало рассмотрению в обязательном порядке, проверка деятельности ОАО «УК по ЖКХ» должностным лицом проведена на законных основаниях в порядке ч. 5 ст. 20 ЖК РФ.

Вывод о наличии вины ОАО «УК по ЖКХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.

Административное наказание назначено ОАО «УК по ЖКХ» в пределах санкции, установленной ст. 7.22 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, данных о характере совершенного административного правонарушения, имущественном положении, и с соблюдением требований ст. ст. 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ.

Доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые всесторонне и полно проверены с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ и не влияют на правильность вывода о виновности ОАО «УК по ЖКХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, опровергаются совокупностью исследованных по делу доказательств.

Существенных нарушений норм процессуального права при производстве по делу, позволяющих рассматривать вышеуказанные акты как незаконные и необоснованные, по делу не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя председателя комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области ФИО1 от 30 марта 2017 года и решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области Петрова Р.Ю. от 05 июня 2017 года оставить без изменения, жалобу защитника ОАО «УК по ЖКХ» – без удовлетворения.

Судья