ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-798/2022 от 07.09.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Черниговская И.А. Дело № 7-798/2022

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

07 сентября 2022 года

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Абубакарова М.А. на решение судьи Петровского районного суда Ставропольского края от 30.06.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакарова М.А.,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Миронченко А.И. от 22.10.2021 № 518/14 председатель СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакаров М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей (далее – постановление от 22.10.2021).

Решением судьи Петровского районного суда Ставропольского края от 28.12.2021 постановление от 22.10.2021 оставлено без изменения, жалоба Абубакарова М.А. – без удовлетворения (далее – решение судьи от 28.12.2021).

Решением судьи Ставропольского краевого суда от 16.03.2022 (дело № 7-86/2022) решение судьи от 28.12.2021 отменено, материалы дела направлены на новое судебное рассмотрение в тот же районный суд (т. 1 л.д. 218-229).

Решением судьи Петровского районного суда Ставропольского края от 30.06.2022 постановление от 22.10.2021 оставлено без изменения, жалоба Абубакарова М.А. – без удовлетворения (далее – решение судьи от 30.06.2022).

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, Абубакаров М.А. просит отменить постановление от 22.10.2021 и решение судьи от 30.06.2022, как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить.

Указывает, что после отмены судом апелляционной инстанции ранее вынесенного решения по данному делу судьёй районного суда при новом рассмотрении частично выполнены указания и собраны материалы, указанные в решении судьи краевого суда, а именно получен ответ от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края № 3/05-3308 от 21.03.2022 на запрос суда в котором предоставлена информация в отношении СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды».

Из полученного ответа следует, что водные объекты, указанные в обжалуемом постановлении инспектора как «Старая Балка», «Старая Плотина», «Балка Берестовка», не зарегистрированы в водном реестре и сведениями о данных объектах Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не располагает.

Тем не менее, из указанного письма следует, что согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование от 09.02.2021 № 26- 05.01.05.006-Р-РЯБХ-С2021-07086/00 сброс сточных вод осуществляется на балке Берестовка в точке 45.26,13„77 северной широты, и 42.31,28„82 восточной долготы за рыбоводным прудом № 2, площадью 15,40 га.

Сброс осуществляется через сбросовое сооружение типа «монах», выполненное в виде металлической трубы диаметром 500 мм (фактически 700 мм), протяженностью 35 м.

Именно данный сброс сточных вод, расположенный после пруда № 2, указан в разрешении о предоставлении водного объекта в пользование с целью забора и сброса сточных вод и именно на него ссылается инспектор в обжалуемом постановлении, тогда как следы земляных работ, указанных в обжалуемом постановлении, имели место быть на гидротехническом сооружении - дамбе, находящейся в собственности СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды», ограждающей пруд № 1, где установлен водовыпуск типа «монах», состоящий из металлической трубы диаметром 800 мм (фактически 400 мм) Указанный водовыпуск не имеет никакого отношения к сбросу сточных вод, установленный решением о предоставлении водного объекта в пользование от 09.02.2021 г. № 26-05.01.05.006-Р-РЯБХ-С2021-07086/00

Таким образом, полагает, что место совершения административного правонарушения не установлено, и суд первой инстанции не дал надлежащую оценку данному доводу.

Также указывает, что судьёй районного суда не выполнены следующие указания суда апелляционной инстанции: не предоставлены данные из Государственного водного реестра по следующим водным объектам: «Старая Балка», «Старая Плотина», «Балка Берестовка» (данные о координатах, реестровый номер, ширина водоохраной зоны); нет сведений о том, кто является собственником и землепользователем земельного участка с кадастровым номером в водоохраной зоне Балки Берестовка; не выяснен вопрос о том, какой водный объект предоставлен СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» в пользование (наименование, искусственный или естественный, данные о координатах, на каком земельном участке кадастровый номер, категория земель: сельскохозяйственного назначения, водного фонда и др.), номер в государственном водном реестре) на основании решения № 26-05.01.05.006-Р-РЯБХ-С-2021-07086/00 от 09.02.2021; не установлено, с какой конкретно целью СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» фактически использует этот водоём: с целью забора (изъятия) водных ресурсов из других водных объектов, с целью сброса сточных вод в этот водоём, с целью осуществления в этом водоёме аквакультуры (рыболовства).

Полагает необоснованными и основанными на предположениях ссылки Министерства природных ресурсов о том, что указанные пруды планируется использовать под рыбоводства.

Установлено, что забор воды осуществляется из ручья Балки Берестовка, который наполняется во время дождей, что отражено в документации о выдаче разрешения из какого водного объекта (наименование, данные о координатах, номер № 26-05.01.05.006-Р-РЯБХ-С-2021-07086/00 от 09.02.2021, а сама Балка Берестовка в государственном водном реестре не значится

В эту же балку и идёт сброс сточных вод после пруда № 2.

Указывает, что должностным лицом административного органа и судьёй районного суда не выяснено, было ли вызвано неисполнение рыбколхозом обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 61 ВК РФ, чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Суд не дал оценку доводам, изложенным в жалобе о том, что земляные работы проводились на гидротехническом сооружении, находящемся в собственности рыбколхоза с целью восстановления нормальной работы перепуска воды, поскольку гр-н А.А. (на которого подано несколько заявлений в ОМВД России по Петровскому району о краже рыбных ресурсов с водоемов рыбколхоза, незаконной торговле, браконьерстве) периодически забивает водовыпуск с указанного водоёма № 1.

Судом также не установлено, что рыбколхоз либо не является субъектом административной ответственности ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, либо не имел возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена данная ответственность, либо предпринял все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом не дана оценка доводам рыбколхоза о том, что в материалах дела не имеется доказательств того, что указанные в обжалуемом постановлении работы на принадлежащей СПК на праве собственности дамбе оказывают прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания именно балки «Берестовки» и именно ручья (в котором вода появляется только после обильных ливневых дождей, что прямо указано в документации о выдаче разрешения), который по ней протекает.

Также не дана оценка тому факту, что осмотр местности в точке сброса по указанным координатам органами прокуратуры не проводился, в противном случае было бы установлены другие географические координаты, не соответствующие месту проведения земляных работ.

Не дана оценка и тому доводу, что балка «Берестовка» воды не имеет вовсе, так же как и какой либо аквакультуры, в том числе и в месте забора водных ресурсов, а в некоторых местах распахана техникой. Уровень воды в ней зависит от осадков и паводковых вод, а также от сброса воды из сети прудов, соединенных в одну цепь. Регулирование уровня воды на принадлежащем СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» водоёме не является административным правонарушением. Указанный объект (водоём) № 1 на земельном участке с КН является собственностью СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды», огорожен со всех сторон гидротехническим сооружением - дамбой, которая также находится в собственности СПК. Уровень воды в данном водоеме зависит от наличия погодных осадков и соответственно в засушливую погоду имеет свойство понижаться, оголяя дно.

Просит постановление от 22.10.2021 и решение судьи от 30.06.2022 отменить, производство по делу прекратить.

В письменных возражениях на жалобу прокурор Петровского района Ставропольского края Пустовойт Л.В. ссылается на ответ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на запрос № 03/05-3308 от 21.03.2022, который поступил в районный суд после первоначального рассмотрения дела по жалобе Ставропольским краевым судом.

Просит оставить решение судьи от 30.06.2022 без изменения, жалобу Абубакарова М.А. – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав Абубакарова М.А., поддержавшего и просившего удовлетворить жалобу, выслушав мнение старшего государственного инспектора Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Миронченко А.И., прокурора Ледовской Н.В., возражавших против удовлетворения жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В ст. 3 Закона № 7-ФЗ приведены принципы, на основе которых осуществляется хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, в том числе:

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

запрещение такой деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее – Закон N 52-ФЗ) любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

В силу ч. 1 ст. 42 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 55 ВК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон № 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

В ч. 2 ст. 61 ВК РФ указаны обязанности водопользователей при заборе (изъятии) водных ресурсов.

Как и в других случаях, предусмотренных Водным кодексом РФ, они должны принимать меры по предотвращению вредных последствий.

Но в данной статье указаны конкретные цели этих мер:

предотвращение попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения;

предотвращение загрязнения грунтовых вод;

предотвращение подъема уровня грунтовых вод.

В ч. 3 устанавливается обязанность водопользователей, которые осуществляют орошение, осушение и другие мелиоративные мероприятия, выполнять меры:

по охране окружающей среды;

по защите водных объектов;

по защите водосборных площадей водных объектов.

Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 (далее – Положение № 380), в качестве таких мер предусмотрены производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов, установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и др.

В соответствии со ст. 28 Закона N 52-ФЗ юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.

Требования к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона, и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997 утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи (далее – Требования № 997), согласно п. 18 которых при отборе воды из водоёмов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объём воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Согласно п. 3.27 СП 101.13330.2012 «Свод правил. Пподпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения» (далее - СП 101.13330.2012), рыбозащитные сооружения: гидротехнические сооружения и (или) устройства, предназначенные для предотвращения попадания личинок, молоди и взрослых рыб в гидротехнические сооружения и (или) устройства забора воды и отведения их в жизнеспособном состоянии в безопасное место водного объекта рыбохозяйственного значения.

В соответствии с п.п. 9.1-9.5, 9.8 СП 101.13330.2012 проектирование рыбозащитных сооружений осуществляется с учетом специфики конструктивных решений гидротехнических сооружений и (или) устройств забора воды. Рыбозащитные сооружения должны предотвращать гибель личинок, молоди и взрослых рыб в гидротехнических сооружениях и (или) устройствах забора воды и обеспечивать их отведение в безопасное место водного объекта. Рыбозащитные сооружения не должны оказывать негативного воздействия на общую репродуктивную способность рыб, их внутренние органы и ткани. Рыбозащитные сооружения должны исключать возможность формирования условий для привлечения, удержания, дезориентации рыб, образования водоворотных участков в зоне своего действия. Проектирование рыбозащитных сооружений необходимо осуществлять на основе рыбохозяйственной характеристики водного объекта, в которой должны быть указаны категория водного объекта рыбохозяйственного значения, видовой и размерный состав защищаемых рыб, период их ската, трассы миграций, места обитания, вертикальное и горизонтальное распределение рыб, места расположения нерестилищ и зимовальных ям. Эффективность рыбозащитных сооружений, применяемых на гидротехнических сооружениях гидроэлектростанций (за исключением деривационных ГЭС), принимается по результатам испытаний (мониторинга) рыбозащитных сооружений. Эффективность рыбозащитных сооружений для рыб размером от 12 мм и выше должна быть не менее 70 % (за исключением рыбозащитных сооружений, применяемых на гидроэнергетических объектах, указанных в 9,5) по каждому сезону года. Фактическая эффективность рыбозащитных сооружений определяется в срок не позднее двух лет с даты их ввода в эксплуатацию по результатам испытаний (мониторинга) рыбозащитных сооружений в соответствии с приложением С. Испытания по определению эффективности рыбозащитных сооружений не проводятся при временном водопользовании с разрешенным водопользованием сроком не более одного года и расчетным расходом воды на водопользование не более 0,2 м/с. Сведения о проведенных испытаниях по определению эффективности рыбозащитных сооружений представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Частью 1 ст. 8.48 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, что влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 рублей до 5000 рублей, на должностных лиц - от 10000 рублей до 15000 рублей, на юридических лиц - от 100000 рублей до 200000 рублей.

Согласно материалам дела, 22.09.2021 заместителем прокурора Петровского района Ставропольского края Сагандыковым С.С. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства в действиях СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды», проведённой по коллективному обращению жителей с. Благодатное Петровского района Ставропольского края, установлено, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края 09.02.2021 выдано решение № 26-05.01.05.006-Р-РЯБХ-С-2021-07086/00 до 09.02.2041 о предоставлении водного объекта в пользование с целью забора (изъятие) водных объектов и сброса сточных вод (далее – решение Минприроды СК от 09.02.2021), СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» для осуществления аквакультуры (рыболовства) на балке Берестовка, Ставропольский край, Петровский район, 4,06 км на юго-запад от села Благодатного.

В ходе проведённого осмотра 17.09.2021, в точке с географическими координатами (в системе WGS-84), указанными в решении 45 25"03,84" с.ш., 42°33"12,24" в.д., обозначающей место (забора) изъятия водного объекта балки Берестовки, в нарушение ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 61 ВК РФ, ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 166-ФЗ, пи. «д» п. 2 Постановление № 380, п. 18 Требований, отсутствует какие-либо гидротехнические сооружения оборудованные рыбозащитными сооружениями, соответствующие требованиям СП 101.13330.2012.

Таким образом, забор водных ресурсов из балки Берестовки СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» осуществляется без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с причинением вреда и (или) угрозы причинения вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания балки Берестовки.

В соответствии с приказом № 20 от 29.10.2018 Абубакаров М.А., приступил к исполнению обязанностей председателя CПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» (л.д. 33-38).

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, старший государственный инспектор Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Миронченко А.И., признав установленными вышеуказанные обстоятельства, пришёл к выводу о том, что Абубакаров М.А., являясь должностным лицом, осуществил хозяйственную деятельность, оказывающую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, и как следствие, нарушил права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, вынес постановление от 22.10.2021 о привлечении председателя СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакарова М.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 21-26).

Оставляя постановление от 22.10.2021 без изменения, судья районного суда пришёл к выводу о доказанности виновности председателя СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакарова М.А. в совершении вменяемого ему в вину правонарушения.

Исходя из того, что обязательным признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, является осуществление деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, а именно: строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства; внедрение новых технологических процессов; осуществление иной деятельности, судья районного суда признал установленным, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от 20.09.2021 СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» расположен по адресу: Ставропольский край, Петровский район, г. Светлоград, ул. Трудовая, 9. Основным видом деятельности рыбколхоза является: 03 2 «Рыбоводство». Дополнительными видами деятельности рыбколхоза являются: 01 11 1 «Выращивание зерновых культур», 01 11 2 «Выращивание зернобобовых культур», 10 51 4 «Производство молока и сливок в твердой форме» и др. (т. 1 л.д. 73-79). Согласно п.3.1 Устава СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» предметом деятельности кооператива является производство, переработка и сбыт рыболовной и другой сельскохозяйственной продукции (т. 1 л.д. 60-70).

Согласно должностной инструкции в должностные обязанности председателя рыбколхоза входит, в том числе, организация производственно-хозяйственной деятельности (т.1 л.д. 71-72).

Из письменного обращения А.А. в Генеральную прокуратуру (т. 1 л.д. 53) и письменных объяснений В.М. (т. 1 л.д. 54) следует, что СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» производил земляные работы с использованием трактора, а именно раскопку донного водовыпуска, повлёкшую сброс воды из водоема Старая плотина.

Судья районного суда верно признал установленными нижеследующие обстоятельства и факты, изложенные в ответе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на запрос № 03/05-3308 от 21.03.2022.

Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 09.02.2019 № 26-05.01.05.006-Р-РАИО-С-2021-07087/00 для осуществления аквакультуры (рыбоводства) СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» предоставлен забор водных ресурсов из балки Берестовка: Ставропольский край, Петровский район, 1,2 км на юго-запад от села Благодатное, географические координаты: 45°25/03,84//С.Ш., 42°33/12,24//В.Д.

Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 09.02.2019 № 26-05.01.05.006-Р-РАИО-С-2021-07086/00 для осуществления аквакультуры (рыбоводства) СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» предоставлен сброс в балку Берестовка с местом сброса водных ресурсов: Ставропольский край, Петровский район, 4,06 км на юго-запад от села Благодатное, географические координаты: 45°26/13,77//С.Ш., 42°31/28,82//В.Д.

Забор воды из балки Берестовка осуществляется перед прудом № 1, а сброс воды в балку Берестовка - после пруда № 2, при этом, пруды расположены каскадом, сброс из пруда № 1 производится во второй пруд, водозаборное сооружение выполнено из металлической трубы диаметром 500 мм с щитовым деревянным затвором, сбросовое сооружение первого пруда типа «монах» выполнено из металлической трубы диаметром 800 мм, протяженностью 20 м (находится в составе гидротехнического сооружения с кадастровым номером КН , принадлежащим на праве собственности СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды»), сброс производится в сбросовый канал в земляном русле, протяженностью 1050 м, вода по которому поступает во второй пруд.

Гидротехническое сооружения с кадастровым номером , принадлежащее СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды», находится в районе земельного участка с кадастровым номером , над которым находится водная гладь пруда № 1, в границах кадастрового квартала протекает поверхностный водный объект балка Берестовка. Оба пруда № 1 и № 2 наливные, подпитываются из ручья - балки Берестовка. Ручей балка Берестовка является естественным поверхностным водным объектом и относится к типу водного объекта - река, которая согласно ч. 1 ст. 8 ВК РФ находится в собственности РФ. Ширина установленной границы водоохранной зоны поверхностного водного объекта балки Берестовка составляет 100 метров.

С учетом изложенного, судья районного суда пришел к верным выводам о том, что, вопреки доводам Абубакарова М.А., доказательств того, что вышеназванный поверхностный водоём является высохшей речкой, в материалах дела не имеется.

В нарушение ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 61 ВК РФ, ст. 28 Закона N 52-ФЗ, ч.ч. 1-2 ст. 50 Закона № 166-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384, должностное лицо СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакаров М.А. осуществляет свою хозяйственную деятельность по эксплуатации гидротехнических сооружений, связанную с забором и сбросом водных ресурсов балки Берестовки на земельном участке с кадастровым номером в водоохраняемой зоне балки Берестовки, оказывающую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с причинением вреда и (или) угрозы причинения вреда водным биологическим и ресурсам и среде их обитания балки Берестовка.

Доказательства принятия должностным лицом председателем СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакаровым М.А. всех зависящих от него мер по недопущению осуществления деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, а также как и наличие объективных препятствий для исполнения обязанности по соблюдению законов, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлены.

Оснований не согласиться с данными выводами не усматриваю.

Должностное лицо Абубакаров М.А. обоснованно привлечён к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, поскольку им было допущено нарушение вышеуказанных норм природоохранного законодательства, обстоятельства совершения административного правонарушения установлены и доказаны в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке.

Факт совершения должностным лицом Абубакаровым М.А. вменяемого административного правонарушения подтверждён собранными по делу доказательствами, в числе которых постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, акт осмотра с фотоматериалами, решение о предоставлении водного объекта в пользование и другими доказательствами по делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по данному делу об административном правонарушении. Так, в соответствии с требованиями статьей 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов нижестоящих инстанций материалы дела не содержат.

Доводы настоящей жалобы, аналогичные изложенным в жалобе на постановление должностного лица, были предметом тщательной проверки судьи районного суда, получили обоснованную оценку, в связи с чем переоценка установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, не допустима, позиция автора жалобы не опровергает наличие в его деянии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, и не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении председателя СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакарова М.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено председателю СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакарову М.А. с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.

С учётом изложенных обстоятельств обжалуемое решение судьи районного суда подлежит оставлению без изменения, а жалоба Абубакарова М.А. - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Петровского районного суда Ставропольского края от 30.06.2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакарова М.А. оставить без изменения, жалобу Абубакарова М.А. – без удовлетворения.

Судья

Ставропольского краевого суда О.В. Загорская