ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-843/2017 от 12.07.2017 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Р.С. Муллагулов Дело № 7-843/2017

Р е ш е н и е

12 июля 2017 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания Л.И. Латыповой, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани от 10 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани от 10 июня 2017 года, гражданин Республики Казахстан ФИО1 (далее по тексту – заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнут административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 рублей в доход государства с административным выдворением в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, ФИО1 просит постановление судьи отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права; в его действиях отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения; в настоящее время продлен срок регистрации по месту его проживания; до истечения срока первичной регистрации 10 мая 2017 года был заключен трудовой договор №13, данное обстоятельство, по мнению заявителя, свидетельствует о необоснованности вывода в постановлении судьи о незаконном пребывании на территории Российской Федерации в отсутствие документов, подтверждающих право на проживание (пребывание) в Российской Федерации.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайство об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем дело рассмотрено без его участия.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.

Из материалов дела усматривается, что 9 июня 2017 года УУП ОП №6 «Савиново» УМВД России по городу Казани в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому 9 июня 2017 года в 17 часов в ходе проверки документов установлено, что гражданин Республики Казахстан ФИО1, состоящий на миграционном учете до 22 мая 2017 года по адресу: <адрес>, по истечении срока пребывания находиться на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на проживание (пребывания) в Российской Федерации. Действия заявителя квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.

Принимая обжалуемое постановление, судья районного суда исходил из доказанности вины заявителя в нарушении требований миграционного законодательства Российской Федерации, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.

Оспаривая постановление, в представленной жалобе заявитель ссылается в частности, на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.

Доводы жалобы в этой части заслуживают внимания.

В соответствии со статьями 26.1, 26.2, 29.10 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении помимо прочего подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, что предполагает оценку и исследование всех представленных доказательств в их совокупности, проверку и оценку доводов лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Из содержания обжалуемого постановления усматривается, что вывод судьи о виновности заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения, основан на материалах дела.

Вместе с выводом судьи в части квалификации действий заявителя по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нельзя согласиться по следующим основаниям.

Применительно к диспозиции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ объективная сторона данного правонарушения характеризуется в частности, в нарушении иностранным гражданином режима пребывания, выразившимся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется в частности положениями Федерального закона от 25.07.2015 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон №115-ФЗ), в соответствии с которыми иностранный гражданин признается законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абз. 9 п. 1 ст. 2).

В силу части 1 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин либо лицо без гражданства несут ответственность, если они въехали на ее территорию с нарушением установленных правил, или не имеют документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или уклоняются от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в ней.

Согласно статье 2 Федерального Закона №115-ФЗ миграционная карта - это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

На основании пункта 1 статьи 5 названного закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью части 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" предусмотрено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

С 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее по тексту – договор о ЕАЭС), в соответствии с которым республики Беларусь, Казахстана, Армении и Кыргызстана при трудоустройстве частично приравниваются к гражданам Российской Федерации. У граждан государства-члена ЕАЭС есть преимущество - не требуется получать разрешения на осуществление трудовой деятельности (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС). При пересечении границы граждане государства-члена ЕАЭС заполняют миграционную карту (п. 7 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

В соответствии с пунктами 5, 6, 9 статьи 97 Договора о ЕАЭС срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Граждане государства-члена ЕАЭС, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена ЕАЭС, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда.

В случае пребывания граждан государства-члена ЕАЭС на территории другого государства-члена ЕАЭС свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.

В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена ЕАЭС имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.

На основании требований Постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года №9 иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания.

Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом МВД России уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, в котором должны быть указаны сведения о лице, подлежащем постановке на учет в том числе: фамилия, имя, отчество; гражданство (подданство); реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; цель въезда; профессия; дата въезда в Российскую Федерацию; серия и номер миграционной карты; заявленные сроки пребывания; адрес места пребывания; адрес прежнего места пребывания в РФ (в случае прибытия в новое место пребывания).

Миграционная карта содержит сведения о сроке временного пребывания иностранного гражданина, а из приведенных выше норм не следует, что сведения о продлении срока временного пребывания не вносятся в миграционную карту. В ином случае при отсутствии сведений о продлении срока временного пребывания в миграционной карте иностранного гражданина у третьих лиц не будет возможности получить сведения о факте продления срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.

Данная позиция подтверждается и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 года №413 "О миграционной карте", которым утверждены Правила использования миграционной карты (далее - Правила).

В пунктах 2, 9 названных Правил указано, что миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации.

В случае принятия в установленном порядке решения об изменении (продлении, сокращении) срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, либо территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, проставляет в миграционной карте отметку об изменении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона N115-ФЗ решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.

Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

В настоящее время Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации утвержден Приказом ФМС России от 29 июня 2015 года №321 (далее - Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка для продления срока временного пребывания иностранный гражданин или принимающая его сторона в течение срока временного пребывания подает в территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление о продлении срока временного пребывания в произвольной форме. После принятия решения о продлении срока временного пребывания по такому заявлению в миграционной карте иностранного гражданина проставляется отметка о продлении срока временного пребывания (п. 11 Порядка).

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что граждане Республики Казахстан подлежат миграционному учету по месту пребывания. Исключение составляют граждане, которые относятся к категориям иностранцев, не подлежащих постановке на миграционный учет в соответствии с законодательством Российской Федерации. Категории таких иностранцев перечислены в части 6 статьи 20 Закона N 109-ФЗ. При этом миграционный учет граждан Казахстана имеет ряд особенностей, предусмотренных международными договорами.

Так, граждане Республики Казахстан, прибывшие в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности или трудоустройства, в течение 30 суток с даты въезда освобождаются от обязанности регистрироваться в органах миграционного учета. По истечении данного срока пребывающие в Российской Федерации граждане Казахстана подлежат миграционному учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом срок временного пребывания (проживания) граждан Республики Казахстана и членов семьи на территории Российской Федерации определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного между трудящимся гражданином государства-члена ЕАЭС и работодателем или заказчиком работ (услуг). Следовательно, при заключении трудового и/или гражданско-правового договора, такие граждане по истечении предусмотренного законом срока временного пребывания, признаются законно находящимися в Российской Федерации.

Вместе с тем, несмотря на то, что наличие трудового и/или гражданско-правового договора в силу действующего миграционного законодательства является основанием продления срока пребывания граждан государств-членов ЕАЭС на территории Российской Федерации, на таких лиц распространяются общие требования, предъявляемые к иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в безвизовом порядке в том числе, обязанность по истечении по истечении первичного срока миграционного учета, представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции в произвольной форме заявление (сведения) о постановке на миграционный учет по месту пребывания либо о продления срока миграционного учета по прежнему месту пребывания в связи с осуществлением трудовой деятельности на основании заключенного трудового (гражданско-правового) договора.

Из представленных в дело доказательств следует, что гражданин Республики Казахстан ФИО1 прибыл в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, был поставлен на миграционный учет по месту пребывания на срок до 22 мая 2017 года по адресу: <адрес>. 10 мая 2017 года между заявителем (работник) и ООО «ТР-089» (работодатель), заключен бессрочный трудовой договор №13, в соответствии с которым заявитель принимается на работу в должность инженера-программиста ООО «ТР-089».

Вместе с тем, по истечении срока миграционного учета, заявитель не представил в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции в произвольной форме заявление о постановке на миграционный учет либо о продления срока миграционного учета по месту пребывания в связи с осуществлением трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Указанные действия, выразившиеся в нарушении правил миграционного учета, содержат признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ. Санкция части 1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

В силу разъяснений, данных в пункте 20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае, если протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Поскольку части 1 и 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ содержат составы административных правонарушений, имеющих один родовой объект посягательства, принимая во внимание, что переквалификация действий не ухудшает положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не изменяет подведомственности рассмотрения дела, и, учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, прихожу к выводу о необходимости переквалификации действий заявителя с части 1.1 статьи 18.8 на часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит изменению.

Учитывая обстоятельства дела и положения статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, прихожу к выводу о необходимости назначения заявителю за совершенное им административное правонарушение наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей без применения предусмотренной санкцией части 1 статьи 18.8 КоАП РФ дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Доводы жалобы заявителя о том, что в настоящее время продлен срок его регистрации по месту проживания, не влекут безусловной отмены постановления судьи, поскольку из анализа материалов дела следует однозначный вывод о наличии в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ.

При таком положении жалоба подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р е ш и л:

жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани от 10 июня 2017 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Переквалифицировать действия ФИО1 с части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ФИО1 административное наказание по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 2 000 (двух тысяч) рублей.

Судья И.Н. Сабитов