ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-867/19 от 14.08.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-867/2019 Судья: Макарова О.Б.

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск 14 августа 2019 года

Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении жалобу ООО «Шлаксервис» по жалобе законного представителя ООО «Шлаксервис» ФИО4 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО1 № 298-2019 от 24 апреля 2019 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 25 июня 2019 года,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО2. № 298-2019 от 24 апреля 2019 года ООО «Шлаксервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде штрафа в размере 180 000 рублей.

Решением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 25 июня 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Законный представитель (<данные изъяты>) ООО «Шлаксервис» ФИО4 обратился с жалобой, в которой просит постановление должностного лица, решение судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что обществом предприняты все зависящие меры в той степени, в которой возможно. До согласования нового плана мероприятия при НМУ ООО «Шлаксервис» руководствовалось планом мероприятий при НМУ, согласованным Министерством экологии Челябинской области, а также приказом Управления Росприроднадзора. Плата за негативное воздействие на окружающую среду обществом в 25 кратном размере. С даты приостановления разрешения на выбросы и до 31 декабря 2018 года предпринимались меры по соблюдению требований природоохранного законодательства.

Представители Управления Росприроднадзора по Челябинской области, ООО «Шлаксервис», Магнитогорский природоохранный прокурор в судебное заседание в Челябинский областной суд не явились, извещение о времени и месте рассмотрения жалобы получили. На основании пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области от 24.03.2015 № 203 ООО «Шлаксервис» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарных источников выбросов, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору для площадки, расположенной по адресу: <...> на период с 24 марта 2015 года по 23 марта 2020 года.

15 апреля 2015 года ООО «Шлаксервис» выдано разрешение № 1245 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключение радиоактивных веществ) на площадке. Срок действия указанного разрешения с 15 апреля 2015 года по 23 марта 2020 года.

Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории площадки, расположенной по адресу: <...>, условия действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам указаны в приложениях № 1, 2, 3 к настоящему разрешению, являющихся его неотъемлемой частью.

Магнитогорской природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы Магнитогорской природоохранной прокуратуры на 1 полугодие 2019 года проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе, в период неблагоприятных метеорологических условий.

В ходе проверки установлено, что на территории предприятия функционируют 44 источника выбросов, из которых 16 организованных источников выбросов и 28 неорганизованных, выделяющих в атмосферу 25 загрязняющих веществ. Загрязняющие вещества входят в Перечень вредных (загрязняющих) веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства от 8 июля 2015 №1316-р.

приказ № от 15.03.2018 Управлением Росприроднадзора по Челябинской области приостановлено разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «Шлаксервис» № <данные изъяты>, выданное 15.04.2015, в связи с нарушением условий разрешения на выбросы.

В ходе проверки установлено, что с 24 марта 2018 по 31 декабря 2018 предприятие осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, в период приостановления разрешения на выбросы загрязняющих веществ.

Согласно письму №ШС-36/0044 от 31.01.2019 ООО «Шлаксервис» в период 2018-2019 все участки функционировали и эксплуатировались. Объем произведенной продукции за период 2018-2019 составил: переработка шлака ККЦ - 1 782 469 т, переработка шлака ЭСПЦ - 499 604т, производство граншлака - 1 301 202т, переработка твердых остатков доменного шлака - 1 966 539 т, переработка металлургических шлаков на установках - 10 074 088т, извлечение металлической фракции - 876 381т, получение шлакового щебня - 948 640т, производство известного молочка - 21 644 мЗ, извлечение мет. отходов -86 364т, производство ШОС - 8 963т, изготовление ШОС на сторону - 210т, изготовление флюса - 15т.

Согласно отчету по форме 2-ТП(воздух) за 2018 ООО «Шлаксервис» фактически выброшено в атмосферу 660,386 т загрязняющих веществ.

В 2018 году ООО «Шаксервис» проведен производственный экологический контроль (далее ПЭК) с привлечение аккредитованной лаборатории МУП «Городской экологический центр», что подтверждается предоставленными протоколами №333 от 13.09.2018(акт отбора проб №333 от 30.08.2018), №334 от 13.09.2018 (акт отбора проб №334 от 30.08.2018), №312 от 16.03.2018 (акт отбора проб №312 от 13.03.2018), №313 от 16.03.2018 (акт отбора проб №313 от 13.03.2018), №367 от 19.11.2018 (акт отбора проб №367 от 15.11.2018), №368 от 19.11.2018 (акт отбора проб №368 от 15.11.2018) результатов анализа промышленных выбросов от неорганизованных источников, а также протоколами контроля промышленных выбросов лаборатории контроля атмосферы лаборатории охраны окружающей среды IIAO «ММК» №№378, 379 от 15.08.2018, №380 от 16.08.2018, 347-349 от 07.08.2018, №292 от 10.07.2018.

Установлено, что ООО «Шлаксервис» с 24.03.2018 по 31.12.2018 осуществляло производственную и хозяйственную деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, а именно: без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

За совершение указанного правонарушения предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными материалами дела.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Челябинской области ООО «Шлаксервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 стати 8.21 КоАП РФ. Указанное постановление вынесено после исследования всех материалов дела, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 КоАП РФ; отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Вынесено в пределах срока привлечения к административной ответственности.

При рассмотрении жалобы судьей районного суда, с учетом положений статьи 26.11 КоАП РФ, дана верная оценка всем представленным по делу доказательствам, которые являются допустимыми и достаточными для установления виновности ООО «Шлаксервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 стати 8.21 КоАП РФ. Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Иное толкование заявителем норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов должностного лица контролирующего органа и судьи районного суда и не опровергают их.

Наказание ООО «Шлаксервис» назначено с учетом всех обстоятельств дела в переделах санкции статьи с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ и является справедливым. При этом учтен характер совершенного административного правонарушения, исключающий возможность признания правонарушения малозначительным.

Доводы жалобы о принятии всех возможным мер со стороны общества были предметом рассмотрения судьи районного суда и оснований для их переоценки не усматриваю.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

То обстоятельство, что до согласования нового плана мероприятия при НМУ ООО «Шлаксервис» руководствовалось планом мероприятий при НМУ, согласованным Министерством экологии Челябинской области, а также приказом Управления Росприроднадзора., не свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.

При этом квалификация рассматриваемого правонарушения наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной деятельности. Учитывая изложенное, то обстоятельство, что в спорный период обществом производилась оплата за негативное воздействие на окружающую среду в 25 кратном размере не свидетельствует об отсутствии нарушений природоохранного законодательства.

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности при возбуждении дела, а также при его рассмотрении допущено не было. При вынесении постановления должностным лицом не допущено каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение вынесенного постановления. Дело было рассмотрено надлежащим должностным лицом, в соответствии с положениями КоАП РФ.

Таким образом, обоснованность привлечения ООО «Шлаксервис» к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Шлаксервис» допущено не было.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО3 № 298-2019 от 24 апреля 2019 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 25 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Шлаксервис» оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «Шлаксервис» ФИО4 – без удовлетворения.

Судья А.А. Жуков