ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-868/2022 от 21.09.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Дождева Н.В. дело № 7-868/2022

РЕШЕНИЕ

город Ставрополь 21 сентября 2022 года

Судья Ставропольского краевого суда Косолапова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Арго» Даниленко О.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу <…>, представление № <…>об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 28 апреля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Арго» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Султанова Г.С. № <…> общество с ограниченной ответственностью «Арго» (далее – ООО «Арго») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

18 июня 2021 года государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Султанов Г.С., руководствуясь статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внес в адрес ООО «Арго» представление № <…> об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 17 ноября 2021 года указанное постановление № <…> оставлено без изменения.

Решением судьи Ставропольского краевого суда от 19 января 2022 года решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 17 ноября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Предгорный районный суд Ставропольского края.

Решением судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 28 апреля 2022 года указанные постановление № <…> и представление № <…> оставлены без изменения.

В жалобе директор ООО «Арго» Даниленко О.А. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи. Полагает, что они вынесены по не полностью выясненным обстоятельствам и с нарушением административного законодательства.

В судебном заседании защитник ООО «Арго» по доверенности Швец Е.И. доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

В судебное заседание должностное лицо Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора не явилось, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В силу части 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебных, оздоровительных, рекреационных зон. Не допускается размещение полигонов на территории зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников, во всех зонах охраны курортов.

Согласно пункту 10 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425, на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора № <…> от <…> в отношении юридического лица ООО «Арго» в период с 26.04.2021 по 12.05.2021 проведена плановая выездная проверка.

В ходе проверки установлено, что ООО «Арго» осуществляет размещение (захоронение) отходов IV класса опасности согласно лицензии № <…> от 07 апреля 2016 года.

В Предгорном районе Ставропольского края в границах земель СПК «Колос» на земельном участке с кадастровым номером <…>, находится полигон ТБО № <…>, принадлежащий ООО «Арго».

В Минераловодском районе Ставропольского края примерно в 2,7 км по направлению на север от канала Широкий, на земельном участке с кадастровым номером <…> находится полигон ТБО № <…>, принадлежащий ООО «Арго».

Указанные земельные участки расположены на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.

При проведении обследования полигонов ТБО установлено, что на рабочих картах обоих полигонов работала спецтехника (трактор), которая трамбовала (уплотняла) отходы, привозимые автотранспортом на полигон. Далее при складировании отходов на полигоне высотой 70 см на отходы наносится слой грунта (почвы) высотой до 2 м и трамбуется (уплотняется) спецтехникой (трактором). Цикл периодично повторяется, что также подтверждается данными технологического регламента по текущей эксплуатации полигона ТБО, утвержденного ООО «Арго».

Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения установлено, что на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий.

Таким образом, юридическое лицо ООО «Арго» осуществляет деятельность с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

Вышеуказанные факты явились основанием для привлечения ООО «Арго» постановлением должностного лица к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

18 июня 2021 государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Султанов Г.С., руководствуясь статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внес в адрес ООО «Арго» представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Названным представлением на ООО «Арго» возложена обязанность принять меры по устранению выявленных нарушений, сообщив о принятых мерах в течение одного месяца со дня получения этого представления.

Проверяя дело об административном правонарушении по жалобе ООО «Арго», поданной в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда согласился с выводами должностного лица административного органа о наличии в действиях ООО «Арго» состава вмененного административного правонарушения, изложенными в постановлении о привлечении к административной ответственности.

Фактические обстоятельства совершения ООО «Арго» административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вопреки доводам жалобы, вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ООО «Арго» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Совокупность установленных должностным лицом Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела позволили должностному лицу и судье районного суда сделать вывод о том, что ООО «Арго» не приняты все зависящие от него меры по выполнению требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ссылка общества на судебную практику, согласно которой полигоны ТБО ООО «Арго» расположены вне границ особо-охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод, не может быть принята судьей во внимание.

Думой Ставропольского края 28.05.2015 принят Закон Ставропольского края № 51-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края».

В силу статьи 1 указанного закона преобразованы муниципальные образования - городские поселения Минеральные Воды, поселок Анджиевский, сельские поселения Гражданский сельсовет, село Греческое, Левокумский сельсовет, Ленинский сельсовет, Марьино-Колодцевский сельсовет, село Нагутское, Нижнеалександровский сельсовет, Первомайский сельсовет, Перевальненский сельсовет, Побегайловский сельсовет, Прикумский сельсовет, Розовский сельсовет, Ульяновский сельсовет, входящие в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), путем их объединения без изменения границ иных муниципальных образований во вновь образованное муниципальное образование Минераловодский городской округ Ставропольского края.

Согласно утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 369-р Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды - расположен на территории трех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, и включает в себя территории г. Лермонтова, городов-курортов Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, городских округов Георгиевск и Минеральные Воды, а также Предгорного муниципального района (Ставропольский край), территорию Зольского муниципального района (Кабардино-Балкарская Республика), территории Малокарачаевского и Прикубанского муниципальных районов (Карачаево-Черкесская Республика).

Таким образом территории Минераловодского городского округа, а также Предгорного муниципального района относятся к особо охраняемому эколого-курортному региону Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды.

Из материалов дела следует, что полигоны ТБО ООО «Арго» расположены на территории Минераловодского городского округа и Предгорного муниципального района Ставропольского края. Доказательств обратного обществом не представлено.

Таким образом, ООО «Арго» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия ООО «Арго» квалифицированы по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами этого Кодекса.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судьей районного суда норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Оспариваемое представление административного органа вынесено в порядке, предусмотренном статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в действиях общества административным органом доказан, в связи с чем оснований для признания его не соответствующим действующему законодательству не имеется.

Срок давности и порядок привлечения ООО «Арго» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ООО «Арго» с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 4 статьи 8.2 данного Кодекса.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки судьи районного суда, они не опровергают наличие в действиях ООО «Арго» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность состоявшихся по делу процессуальных решений.

Процедура привлечения ООО «Арго» к административной ответственности соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не допущено.

Обстоятельств, которые могли повлечь отмену обжалуемых актов, по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу № <…>, представление № <…>об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 28 апреля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Арго» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения.

Жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Арго» Даниленко О.А. – оставить без удовлетворения.

Судья краевого суда А.С. Косолапова