ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-875/20 от 23.12.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-875/2020 Судья: Клементьев О.В.

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск 23 декабря 2020 года

Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при секретаре Кононенко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу <данные изъяты> АО «Трансэнерго» Пряхина В.В. на решение судьи Снежинского городского суда Челябинской области от 19 ноября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Трансэнерго»,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации - ведущего специалиста - эксперта государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Грудаковой П.В. № 763 - 2020 от 21 сентября 2019 года АО «Трансэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ,ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Снежинского городского суда Челябинской области от 19 ноября 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи, <данные изъяты> АО «Трансэнерго» Пряхин В.В. обратился с жалобой в Челябинский областной суд, в которой просит отменить решение судьи, принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что обязанность направления в Министерство промышленности Челябинской области отчета отсутствовала, поскольку указанный орган не является уполномоченным Правительством РФ органом, которому в соответствии с законом предусмотрена обязанность направлять отчет.

Защитник АО «Трансэнерго» Блинов К.Ю. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Представители Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Дроженко Ю.В., Фуданова П.В. в судебном заседании с жалобой не согласились.

Законный представитель АО «Трансэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела суду не направил, в связи с чем на основании пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело его отсутствие.

Проверив представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, нахожу обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Пунктом 5 части 2 статьи 39 ВК РФ установлена обязанность собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества утвержден приказом Министерства природы Российской Федерации от 08.07.2009 года № 205 (далее - Порядок № 205).

Согласно пункту 14 Порядка № 205 сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества (формы 3.1 - 3.3 приложения к Порядку), представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Водопользователи и собственники водных объектов несут ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений, полученных в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а равно за представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 16 Порядка N 205).

Материалами дела установлено, что АО «Трансэнерго» допущено несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, а именно, за период с августа 2019 года по март 2020 года не представлена отчетность в Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области, согласно условиям договора водопользования (озеро Сунгуль) № <данные изъяты> от 23 сентября 2014 года, что является нарушением требований пункта 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту «д» пункта 18 Договора № 74 - 14.01.05.007 - О - ДРБВ - С - 2014 - 00778/00 от 23 сентября 2014 года водопользования (озеро Сунгуль) Акционерное общество «Трансэнерго» как Водопользователь обязано предоставлять в Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области как Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 20 января года, следующего за отчетным, отчет о выполнении условий использования водного объекта, результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

Действия АО «Трансэнерго» квалифицированы инспектором Российской Федерации - ведущим специалистом - экспертом государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального управления росприроднадзора ФИО1 по статье 8.5 КоАП РФ.

Факт совершения АО «Трансэнерго» административного правонарушения и его виновность подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: протокол об административном правонарушении № 736-2020 от 03 сентября 2020 года, письменными объяснениями защитника, письмом о направлении информации, выкопировкой из приложения к письму Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области, договором водопользования.

Признавая АО «Трансэнерго» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, должностное лицо, а впоследствии и судья городского суда исходили из доказанности факта нарушения, выразившегося в несвоевременном сообщением полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, что образует объективную сторону правонарушения.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав.

При проверке данного дела судья городского суда правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям юридического лица и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных в деле доказательств.

Позиция защитника, заключающаяся в том, что обязанность направления в Министерство промышленности Челябинской области отчета отсутствовала, поскольку указанный орган не является уполномоченным Правительством РФ органом, которому в соответствии с законом предусмотрена обязанность направлять отчет, подлежит отклонению ввиду следующего.

На основании пункта 2 статьи 3 Водного кодекса РФ использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу части 2 статьи 21 Водного кодекса РФ в иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 10.04.2007 года № 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» предусмотрено, что собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации: ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества; ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами; представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.

Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 года № 165 "О подготовке и заключении договора водопользования" утверждена форма примерного договора водопользования, согласно которой на водопользователя возлагается обязанность представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о фактических параметрах осуществляемого водопользования, выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

Согласно подпункту «д» пункта 18 Договора № 74 - 14.01.05.007 - О - ДРБВ - С - 2014 - 00778/00 от 23 сентября 2014 года водопользования (озеро Сунгуль) Акционерное общество «Трансэнерго» как Водопользователь обязано предоставлять в Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области как Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 20 января года, следующего за отчетным, отчет о выполнении условий использования водного объекта, результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

В соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом № 763 Минприроды России от 14 сентября 2011 года, органом, принимающим решение о предоставлении в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, является Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области. Уполномоченный орган по договору - Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области.

Исходя из вышеизложенного, Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области является органом, в который АО «Трансэнерго» должно было представить отчеты за 3-4 кварталы 2019 года о водопользовании.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Судьей городского суда на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств данным доводам жалобы была дана надлежащая правовая оценка, они были отклонены с указанием мотивов. Оснований для переоценки не имеется.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судьи городского суда о виновности АО «Трансэнерго» в инкриминируемом правонарушении, в настоящей жалобе не приведено.

Наказание юридическому лицу назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции статьи 8.5 КоАП РФ. При назначении судья учел характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

С учетом изложенного решение судьи городского суда отмене либо изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья областного суда

Р Е Ш И Л:

решение судьи Снежинского городского суда Челябинской области от 19 ноября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Трансэнерго», оставить без изменения, жалобу <данные изъяты> АО «Трансэнерго» Пряхина В.В. – без удовлетворения.

Судья: А.А. Жуков