ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.1-262/2011 от 19.09.2011 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

 ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

 Судья Ленинского районного суда <адрес> ФИО5 (<адрес>), рассмотрев жалобу Сапрыкина Игоря Олеговича (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, прож. по адресу: <адрес>) на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> ФИО2 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №,

 установил:

 Постановлением заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> ФИО2 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах. Департаментом городского хозяйства и экологии по результатам размещения заказа, на основании протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от ДД.ММ.ГГГГ № заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «Кросс» на выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на сумму 150 000 рублей, со сроком выполнения работ до <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ было заключено с ООО «КРОСС» о расторжении муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ № по соглашению сторон. После расторжения указанного контракта Департаментом городского хозяйства и экологии заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №-Ж/10 с ООО «Теплопром» на сумму 170 000 рублей, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ на основании ч.8.1 ст.9 Закона о размещении заказов. Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Теплопром» являлся участником размещения заказа, заявке которого присвоен второй номер и предложение которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложения ООО «КРОСС». В действиях должностного лица Департамента городского хозяйства и экологии усматривается нарушение требований ч.8.1 ст.9 Закона о размещении заказов, так как заказчик был не вправе заключить муниципальный контракт с ООО «Теплопром», поскольку указанной статьей не предусмотрено заключение контракта со вторым участником в случае расторжения контракта с победителем на стадии его исполнения по «соглашению сторон». Департаменту городского хозяйства и экологии следовало повторно провести процедуру размещения заказа способом запроса котировок либо аукциона. Принятие должностным лицом заказчика решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.29 КоАП РФ. Указанным постановлением ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

 Сапрыкин И.О. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с жалобой на вышеуказанное постановление, мотивированной тем, что муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № был заключен на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> городского округа Самара с установкой узла учета тепловой энергии в индивидуальном тепловом пункте. Однако ДД.ММ.ГГГГ от директора ООО «КРОСС» поступило обращение с просьбой расторгнуть муниципальный контракт в связи с увольнением ответственного сотрудника. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «КРОСС» к выполнению работ, предусмотренных муниципальным контрактом № ЗО-Ж/10, не приступило, тем самым существенно нарушив условия контракта, более того, проинформировало заказчика о неисполнении им контракта. Учитывая именно фактическое неисполнение условий муниципального контракта, ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара и ООО «КРОСС» подписано соглашение о расторжении муниципального контракта №-Ж/10 от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.8.1 ст.9 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в случае расторжения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законом контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, с согласия такого участника размещения заказа. Действия заказчика с учётом начала отопительного сезона должны быть направлены на защиту интересов жителей жилого дома с учётом обеспечения комфортных условий проживания в условиях наступления отрицательных среднесуточных температу<адрес> законом заказчику предоставлены дискреционные полномочия в части обеспечения деятельности, направленной на положительный результат.

 На рассмотрение жалобы защитник Сапрыкина И.О. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ   Фомичева Ю.Г. поддержала доводы жалобы.

 Представитель Федеральной антимонопольной службы по <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Митрофанов С.В. возражал против удовлетворения жалобы, представила письменный отзыв.

 Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

 Сапрыкин И.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, т.е. в принятии должностным лицом заказчика, органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

 Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ единой комиссией Администрации г.о. Самара по размещению заказов путем запроса котировок было проведено рассмотрение и оценка котировочных заявок на право заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> городского округа Самара с установкой узла учета тепловой энергии в индивидуальном тепловом пункте. Победителем в проведении запроса котировок признано ООО «Кросс», участником размещения заказа, предложение которого содержит лучше условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем, – ООО «Теплопром». Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара предписано заключить с ООО «Кросс» муниципальный контракт по цене 150000 рублей, со сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-16).

 ДД.ММ.ГГГГ Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, действующим в качестве заказчика заключен с ООО «Кросс» муниципальный контракт № на вышеуказанных условиях (л.д. 17-22).

 В тот же день ООО «Кросс» обратилось к руководителю Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара с письменной просьбой «рассмотреть возможность расторжения» заключенного муниципального контракта «в связи с увольнением ответственного сотрудника» (л.д. 23).

 ДД.ММ.ГГГГ муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № расторгнут по соглашению сторон (л.д. 38). В тот же день Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара заключен муниципальный контракт № с ООО «Теплопром».

 Согласно п.2 ст.10 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, кроме случаев, прямо предусмотренных названным законом.

 В соответствии с п.8.1 ст.9 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в случае расторжения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с названным законом заключается контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, с согласия такого участника размещения заказа. Контракт заключается с указанным участником размещения заказа на условиях, предусмотренных соответственно ч.3 ст.29, ч.3 ст.38, ч.10 ст.41.12 и ч.8 ст.47 названного закона, с учетом особенностей, предусмотренных п.8.1 ст.9 того же закона. Если до расторжения контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства по такому контракту, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по контракту, ранее заключенному с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.

 Заявитель жалобы ссылается на то, что расторжение муниципального контракта с ООО «Кросс» было вызвано неисполнением подрядчиком своих обязательств.

 Между тем из материалов дела усматривается иное.

 Муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № был расторгнут Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара и ООО «Кросс» ДД.ММ.ГГГГ по соглашению сторон. При этом указано на отсутствие у сторон взаимных претензий.

 Согласно п.1 ст.708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

 В муниципальном контракте от ДД.ММ.ГГГГ № начальный срок выполнения работ определен моментом заключения контракта, конечный – ДД.ММ.ГГГГ

 Заявитель жалобы указывает на то, что подрядчик не приступил к выполнению работ немедленно после заключения муниципального контракта. Однако каких-либо доказательств, подтверждающих доводы заявителя, в деле не имеется. Представленный заявителем акт от ДД.ММ.ГГГГ, фиксирующий непроведение подрядчиком работ, не может служить такого рода доказательством, поскольку сроки выполнения работ, согласно п.4.1 контракта, определены календарными датами (ст.190 ГК РФ), в связи с чем вывод о нарушении подрядчиком начального срока выполнения работ мог быть сделан не ранее ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, указанный документ по неизвестной причине не был представлен при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом.

 Письмо руководителя ООО «Кросс» на имя руководителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара не является документом, выражающим отказ подрядчика от исполнения контракта, а содержит предложение обсудить возможность его расторжения.

 Доводы заявителя жалобы о том, что ссылка руководителя ООО «Кросс» на увольнение ответственного сотрудника свидетельствует о невозможности исполнения данным подрядчиком условий контракта, не могут быть приняты судом. Письмо руководителя ООО «Кросс» составлено в день подписания муниципального контракта. Презюмируя разумность действий участником гражданского оборота, судья приходит к выводу, что, заключая муниципальный контракт, руководитель подрядчика исходил из наличия у него всяческих, в том числе и кадровых, возможностей исполнить обязательства по контракту. В любом случае, увольнение сотрудника не могло являться препятствием для исполнения обязательств по контракту, поскольку подрядчик имеет возможность отложить увольнение работника по собственному желанию на срок до 14 дней (что в 7 раз превышает срок исполнения контракта), пригласить на вакансию другого работника, привлечь субподрядчика.

 Следовательно, материалы дела не дают оснований для вывода о фактической невозможности исполнения ООО «Кросс» муниципального контракта.

 Таким образом, у Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара не имелось предусмотренных законом оснований для заключения муниципального контракта с ООО «Теплопром» без проведения торгов.

 Доводы заявителя жалобы о направленности его действий в начале отопительного сезона на защиту интересов жителей жилого дома с учётом обеспечения комфортных условий проживания в условиях наступления отрицательных среднесуточных температур не свидетельствуют о наличии состояния крайней необходимости, вызвавшей нарушение требований закона. Судом не установлена необходимость в расторжении муниципального контракта с ООО «Кросс». Сам указанный контракт был заключен лишь спустя 19 дней после рассмотрения и оценки комиссией котировочных заявок, при том, что в указанный период происходило постоянное снижение среднесуточных температу<адрес> свидетельствует о том, что необходимость срочного заключения муниципального контракта с новым подрядчиком была вызвана обстоятельствами, за наступление которых несут ответственность сами должностные лица Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, что исключает применение положений ст.2.7 КоАП РФ.

 Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности уполномоченным должностным лицом, с соблюдением установленной законом процедуры, при участии в рассмотрении дела защитника Сапрыкина И.О.

 Санкция статьи носит безальтернативный характер.

 Исходя из изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

 решил:

 Постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> ФИО2 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № оставить без изменения, а жалобу Сапрыкина Игоря Олеговича – без удовлетворения.

 Настоящее решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение десяти дней с момента вручения или получения копии решения.

Судья   (подпись) ФИО5

Копия верна

Судья