ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.1-90/2016 от 25.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес> 25 марта 2016 года

Судья Ленинского районного суда <адрес> Фомина И.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ по жалобе представителя МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» ФИО1 на постановление - ОБ/421/60/10 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором труда ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда ФИО2 на основании протокола об административном правонарушении от 29.12.2015г. -ОБ/421/60/4 начальника отдела ФИО3 было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренным 4.1 ст.5.27 Ко АП РФ в отношении Муниципального предприятия городского округа Самара «Трамвайно-троллебусное управление» (далее – МП г.о.Самара ТТУ) и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 45 000 руб.

Представителем МП г.о.Самара ТТУ на указанное постановление подана жалоба, в которой указано, что согласно Отраслевому соглашению по организациям наземного городского электрического транспорта РФ на 2015-2017 гг. (утв. Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Городской электрический транспорт», «Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 20.11.2014») приостановка работы данных организаций невозможна по производственно-техническим условиям и, в следствие необходимости постоянного непрерывного обслуживания населения транспортными услугами.

На основании п.6.1.3. Правил технической эксплуатации трамвая 2001 года, тяговые подстанции городского электрического транспорта, образующие вместе с контактными и кабельными сетями системы электроснабжения подвижного состава, относятся к электроприемникам первой категории (Инструкция по проектированию городских электрических сетей РД 34.20.185-94 утвержденной Министерством топлива и энергетики РФ ДД.ММ.ГГГГ (п. 4.1.6 электроприемники первой категории).

В соответствии с приложением к Правилам внутреннего трудового распорядка МП г.о. Самара «ТТУ» Коллективного договора на 2015-2017 гг. электромонтерам контактной сети установлен учетный период один год.

В соответствии со ст. 108 Трудового кодекса РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

На основании части 3 статьи 108 Трудового кодекса РФ на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

В ранее вынесенном предписании от ДД.ММ.ГГГГ Государственным инспектором труда указывался перечень требований об устранении нарушений ст. 108 ТК РФ, а именно: установить в правилах внутреннего трудового распорядка предприятия места для отдыха и приема пищи работникам, где по условиям производства (работы) предоставление перерывов для отдыха и питания невозможно, т.е. в течение смены.

Данные нарушения были устранены, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ. В целях исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного государственным инспектором труда по <адрес>, муниципальное предприятие г.о. Самара «ТТУ» приказом от ДД.ММ.ГГГГ внесены дополнения в приложение Правил внутреннего трудового распорядка, а именно электромонтерам контактной сети службы энергохозяйства установлены конкретные места для отдыха и приема пищи. Перерыв для отдыха и питания в течение смены установлен в размере одного часа, данный факт изложен в приложении к Правилам внутреннего трудового распорядка МП г.о. Самара «ТТУ» Коллективного договора на 2015-2017 гг. и в дополнительном соглашении 231 от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору между работодателем и работником ФИО4

Департаментом трудовых отношений Министерства труда, занятости и миграционной политики <адрес> в соответствии с порядком уведомительной регистрации, правовой экспертизы и контроля за выполнением коллективных договоров в <адрес>, установлено, что текст Коллективного договора со всеми приложениями соответствует нормам действующего законодательства.

На основании изложенного, заявитель жалобы считает, что МП г.о. Самара «ТТУ» незаконно привлечено к административному наказанию, в связи с чем, руководствуясь главой 30 КоАП РФ, представитель МП г.о.Самара ТТУ просила жалобу удовлетворить, признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ-ОБ/421/60/10 по делу об административном правонарушении, вынесенное, государственным инспектором труда ФИО2 в отношении МП г.о.Самара ТТУ и отменить его.

При рассмотрении дела представитель МП г.о.Самары ТТУ по доверенности ФИО1 поддержала доводы жалобы по выше изложенным основаниям.

Государственный инспектор труда ФИО2 возражала против удовлетворения жалобы.

Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении административного дела, судья приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда ФИО2 на основании Протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ-ОБ/421/60/4 начальника отдела ФИО3 рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ в отношении МП г.о.Самара ТТУ.

Установлено, что МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление», осуществляющим деятельность по адресу: 443030, <адрес>, совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Данное правонарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой документарной проверки на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ- ОБ/421/60/1, совершено при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ на Предприятии проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований трудового законодательства: в нарушение требований ст. 104 ТК РФ, на Предприятии электромонтажникам контактной сети, работающим во вредных условиях труда, установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один год; электромонтажникам контактной сети службы энергохозяйства (в том числе ФИО4) перерыв для отдыха и питания работодателем не определен, при учете рабочего времени не учитывается и не оплачивается, чем нарушены требования ч. 3 ст. 108 ТК РФ.

МП г.о.Самара ТТУ зарегистрировано и находится по адресу: 443030, <адрес> (место совершения административного правонарушения).

В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные правовые акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в срок установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГФИО4 принят на работу электромонтером контактной сети 4 разряда. ФИО4 установлена тарифная ставка в размере 25,606 руб., премия – 60 %, доплата за условия труда - 24 %, согласно письменным объяснениям, данная доплата установлена за вредные условия труда.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Ха 231 к трудовому договору ФИО4 переведен в службу энергохозяйства электромонтером контактной сети 5 разряда на 0,5 ставки с должностным окла<адрес> 800 руб. (0,5 ставки), доплатой за условия труда – 24 %.

Согласно расчетным и платежным документам Предприятия, электромонтажникам контактной сети службы энергохозяйства начисляется и выплачивается надбавка за работу во вредных условиях труда.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 104 ТК РФ (в редакции действующей от ДД.ММ.ГГГГ), когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.

В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.

Проверкой установлено, что приложением к Правилам внутреннего трудового распорядка Предприятия, являющихся приложением к коллективному договору на 2012-2014 г.г., на 2015-2017 г.г. электромонтерам контактной сети установлен учетный период - 1 год, то есть продолжительность учетного периода для работников занятых во вредных условиях труда в соответствие с требованиями ч. 1 ст. 104 ТК РФ (в редакции действующей от ДД.ММ.ГГГГ) не приведена.

Кроме того, Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 г.г., Отраслевым соглашением по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2015- 2017 г.г., специальной нормы по учету рабочего времени электромонтеров контактной сети, по продолжительности учетного периода не установлено.

В силу ст. 91 ТК РФ, рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды &apos;времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Согласно ч. 3 ст. 108 ТК РФ, на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Приложением к Правилам внутреннего трудового распорядка и дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору ФИО4, электромонтерам контактной сети устанавливается рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, время работы: 1 смена - с 8.00 до 20.00, 2 смена - с 20.00 до 8.00 часов (с перерывом для отдыха и питания в течение смены -1 час.), т.е. для данной категории работников время отдыха и приема пищи входит в рабочее время, однако при продолжительности рабочей смены 12 часов Предприятием учитывается рабочее время продолжительностью 11 часов, что подтверждается табелями учета рабочего времени за период с января по октябрь 2015 года), следовательно, 1 час из рабочего времени работодателем изъят и не оплачивается, чем нарушены требования ч. 3 ст. 108 ТК РФ.

МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление», выступает по отношению к работникам Предприятия работодателем, т.е. на него законом возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства.

Согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2,3 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в
совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Постановлением Государственного инспектора труда ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ МП г.о.Самара ТТУ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.

Принимая во внимание выше изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что постановление государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, поскольку в действиях юридического лица - МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» усматриваются нарушения норм трудового законодательства, а именно нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, за которое установлена административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ получено МП г.о.Самара ТТУ по почте ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем 10-дневный срок для обжалования постановления пропущен МП г.о.Самара ТТУ по уважительной причине, в связи с чем полагает срок для обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ восстановить.

В ходе рассмотрения дела судьей обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу, не установлено.

При назначении административного наказания в соответствии со статьями 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, исследовано и учтено финансово-экономическое положение Общества.

Довод представителя МП г.о.Самара ТТУ о том, что перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и менее 30 минут, в рабочее время не включается, электромонтерам контактной сети службы энергохозяйства установлены конкретные места для отдыха и приема пищи, перерыв для отдыха и приема пищи в течение смены установлен в размере одного часа и оплате не подлежит, не может быть принят во внимание.

В соответствии с частью 1 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации, в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут.

Указанная норма обязательна для исполнения работодателем вне зависимости от режима рабочего времени, установленного в организации, продолжительности рабочего дня (смены).

По общему правилу, время перерыва для отдыха и питания не включается в рабочее время и не оплачивается, поэтому работник вправе использовать его по своему усмотрению.

Однако, на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно (то есть они не могут предоставляться с освобождением от работы), работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время (часть 3 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации). То есть, в таких случаях, в отличие от общего правила, закрепленного в части 1 данной статьи, перерывы включаются в рабочее время и подлежат оплате.

Довод о том, что МП г.о.Самара ТТУ выполнено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об установлении мест для отдыха и приема пищи, не может быть принят во внимание, поскольку обжалуемое постановление о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ вынесено за нарушение ч.3 ст.108 Трудового кодекса РФ, т.е. за не оплату предприятием одного часа рабочего времени работника за каждый день.

Довод представителя заявителя о том, что 1 час для отдыха и приема пищи компенсируются иными выплатами, на законе не основан.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Восстановить срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении -ОБ/421/60/10 от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление -ОБ/421/60/10 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором труда ФИО2 в отношении Муниципального предприятия г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу представителя Муниципального предприятия г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Самарский областной суд течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.А.Фомина