ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 700004-01-2020-005280-15 от 18.03.2021 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

Дело 70RS0004-01-2020-005280-15

№ 2а-1317/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Рой В.С.,

при секретаре Ефименко К.Н.,

помощника судьи Пономаревой А.С.,

с участием представителя административного ответчика Гензе С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту общего образования Томской области, начальнику Департамента Грабцевич Ирины Борисовны о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков принятия решения и принятия решения на обращение от 06.07.2020 №07028,

установил:

Документ 1Документ 2

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным иском Департаменту общего образования Томской области, начальнику Департамента ФИО6 о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков принятия решения и принятия решения на обращение от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ организатор добровольческой деятельности обратился в Департамент общего образования Томской области с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности. Ответ на обращение органом исполнительной власти направлен не был, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов как детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, так и благотворителей и добровольцев Москвы в оказании и получении благотворительной помощи. Административный ответчик допустил превышение полномочий и использовал вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, что является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными.

Административный истец, надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общественного движения, направив соответствующее заявление посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административный ответчик начальник Департамента ФИО7. надлежаще и своевременно извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного ответчика требования административного иска не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление. Полагает, административным истцом не представлено доказательств получения ответчиком обращений от ДД.ММ.ГГГГ, бездействие Департамента отсутствует. Дополнительно указала, что ознакомившись в рамках досудебной подготовки ДД.ММ.ГГГГ с материалами дела и непосредственно обращением от ДД.ММ.ГГГГ, административным ответчиком был подготовлен ДД.ММ.ГГГГ и направлен в адрес административного истца соответствующий ответ.

На основании ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие (ч.5 ст.38 КАС РФ).

В частности, в силу п.3 ч.2 ст.5 КАС РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим.

В соответствии с ч. 9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 КАС РФ).

Административный истец оспаривает бездействие государственного органа, выразившееся в нарушении сроков и уклонении от принятия решения по его обращению от ДД.ММ.ГГГГ. Настоящий иск направлен административным истцом ДД.ММ.ГГГГ посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то есть в установленный законом срок.

Частями 8 и 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

В силу ч.1 ст.2 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу п.1, п.5 ст.4 названного Закона под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.1 ст.9 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст.12 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Согласно ч.4 ст.10 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ организатором добровольческой деятельности ФИО8. от имени Добровольческого молодежного движения Урфинграм (Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности») сформировано обращение в Департамент общего образования Томской области по вопросу проведения патриотического мероприятия для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, включая детей, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических и интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы, а также детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей. Мероприятие предполагалось провести на безвозмездной, благотворительной, анонимной основе продолжительностью 2 академических часа кандидатом педагогических наук, почетным работником общественного образования РФ, автором изобретений, с опытом работы в сфере добровольчества более 20 лет.

Согласно Уставу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», утвержденного общим собранием участников Самарского регионального молодежного общественного движения «Ассоциация МЭКОМ-клубов» (протокол № 8 от 11 ноября 2018 года), административный истец является не имеющей членства массовой некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей (пункт 1.1.); в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», действующим законодательством и указанным Уставом (пункт 1.2.); осуществляет свою деятельность в пределах города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом (пункт 1.8).

Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» не содержат норм, предусматривающих право благотворительных или молодежных общественных объединений на обращение в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Являясь юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке, административный истец в силу положений ч.1 ст.2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» вправе от своего имени направлять обращения в государственные органы, также в соответствии со ст.218 КАС РФ обращаться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) этих органов, если по его мнению этими решениями, действиями (бездействием) нарушаются его права.

Вместе с тем, разрешая требования административного иска по существу, суд, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений граждан, исходит из того, что в соответствии с требованиями ч.1 ст.12 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с Положением о Департаменте общего образования Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 13.11.2015 № 132, Департамент является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета. Сокращенное наименование ДОО ТО. Целью деятельности Департамента является доступное качественное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и дополнительное образование детей, реализация полномочий РФ в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Свою деятельность Департамент осуществляет во взаимодействии в том числе с общественными объединениями и иными организациями (пункт 7 раздел 2 Положения о Департаменте). К функциям Департамента, в числе прочего, отнесено осуществление поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных Федеральным законом от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и другими нормативными правовыми актами РФ, в сфере деятельности Органа.

Порядок взаимодействии государственных органов с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями регламентируется Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 №1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органом исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями», а также Постановлением Администрации Томской области от 24.05.2019 №186а «Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Томской области, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями».

В соответствии с Перечнем видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления утверждается постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 №1425 Порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями предусматривает содействие в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь; содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания; содействие в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; содействие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Исходя из реализуемых Департаментом общего образования Томской области целей и задач, возложенных на него функций, с учетом поручений Правительства Российской Федерации, вопрос о проведении патриотического благотворительного мероприятия для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, включая детей, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических и интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы, а также детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, содержащийся в обращении административного истца, относится к компетенции Департамента общего образования Томской области.

В силу п.49 разд.2 Положения о Департаменте общего образования Томской области, последний готовит ответы на обращения граждан, органов и организаций по вопросам, входящим в сферу деятельности Органа.

Кроме того, согласно Приказу Департамента общего образования Томской области от 07.10.2014 № 16 (ред. от 05.10.2015) «Об утверждении документов, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (вместе с «Правилами обработки персональных данных в Департаменте общего образования Томской области», «Правилами рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей в Департаменте общего образования Томской области», «Правилами осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных, установленных Федеральным законом «О персональных данных», и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми и иными актами в Департаменте общего образования Томской области», «Правилами работы с обезличенными персональными данными в Департаменте общего образования Томской области», "Перечнем информационных систем персональных данных в Департаменте общего образования Томской области», «Перечнем персональных данных, обрабатываемых в Департаменте общего образования Томской области в связи с реализацией служебных и трудовых отношений», «Перечнем персональных данных, обрабатываемых в Департаменте общего образования Томской области в связи с оказанием государственных услуг и осуществлением государственных функций», «Перечнем должностей в Департаменте общего образования Томской области, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным», «Порядком доступа государственных гражданских служащих Томской области в помещения Департамента общего образования Томской области, в которых ведется обработка персональных данных») организация работы с устными и письменными обращениями граждан регулируется Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Законом Томской области от 11.01.2007 № 5-ОЗ «Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления».

Так, в соответствии с ч.1 ст.5, ч.2 ст.6, абз.2 ч.1 ст.7 Закона Томской области от 11.01.2007 № 5-ОЗ, обращения направляются непосредственно в те государственные органы Томской области, органы местного самоуправления, а также тем должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращения при их поступлении подлежат обязательной регистрации. Письменные обращения регистрируются в течение трех дней со дня их поступления в государственный орган Томской области, орган местного самоуправления или должностному лицу, устные обращения - в день проведения личного приема.

Обращение, поступившее в государственный орган Томской области, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно статье 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Обращаясь с настоящим иском в суд, и прикладывая к нему адресованное в Департамент общего образования Томской области обращение с предложением о проведении патриотического благотворительного мероприятия датированное ДД.ММ.ГГГГ, административный истец вопреки требованиям п.3 ч.1 ст.126 КАС РФ доказательств его направления в адрес административного ответчика, а также сведения о дате получении административным ответчиком данного обращения, не представил.

При этом, согласно скриншоту электронной почты Департамента за период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ включительно, а также скриншоту журнала регистрации входящих документов системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти Томской области, содержащим сведения о поступившей корреспонденции на электронный адрес Департамента за период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, в указанный период писем, предложений, заявлений от административного истца не зарегистрировано.

Исходя из анализа представленных сторонами доказательств, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что незаконного бездействия Департаментом общего образования Томской области не допущено ввиду неполучения соответствующего обращения административного истца, что исключает возникновении какой-либо публичной обязанности у органа государственной власти.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что ДД.ММ.ГГГГ в результате сведений, полученных из материалов настоящего административного дела в рамках подготовки дела к судебному разбирательству ДД.ММ.ГГГГ, административным ответчиком был подготовлен и направлен в адрес административного истца соответствующий ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, предусмотренная законом совокупность условий, предусмотренных ст.227 КАС РФ, для признания незаконным бездействия административного ответчика на день рассмотрения дела отсутствует, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности».

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-178, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту общего образования Томской области, начальнику Департамента ФИО9 о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков принятия решения и принятия решения на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: В.С. Рой

Мотивированное решение составлено 01.04.2021.