ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 700004-01-2021-000998-73 от 26.03.2021 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

Дело №70RS0004-01-2021-000998-73

№ 2а-1405/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 марта 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Рой В.С.,

при секретаре Ефименко К.Н.,

помощнике судьи Пшеничникова В.Е.,

с участием представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту социальной защиты населения Томской области, начальнику ФИО2 о признании бездействия незаконным,

установил:

Документ 1Документ 2

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным иском Департаменту социальной защиты населения Томской области, начальнику ФИО6. о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков ответа на обращение от 16.09.2019

В обоснование административного иска указано, что в адрес административного ответчика было направлено обращение организатора добровольческой деятельности с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Указанное письменное обращение подлежало, по их мнению, рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В нарушение установленного вышеназванным законом требования, обращение в установленный законом срок не рассмотрено и ответ на обращение административным ответчиком не дан. Считают, что оспариваемое бездействие органа исполнительной власти в лице административного ответчика заключается в нарушении сроков ответа на обращение объединения граждан, предусмотренных Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Административный истец, надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общественного движения, направив соответствующее заявление посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Представитель административного ответчика требования административного иска не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Должностное лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась.

На основании ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие (ч.5 ст.38 КАС РФ).

В частности, в силу п.3 ч.2 ст.5 КАС РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим.

В соответствии с ч. 9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 КАС РФ).

Административный истец оспаривает бездействие государственного органа, выразившееся в нарушении сроков и уклонении от принятия решения по его обращению от 30.11.2020. Настоящий иск направлен административным истцом 27.02.2021 посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то есть в установленный законом срок.

Частями 8 и 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

В силу ч.1 ст.2 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу п.1, п.5 ст.4 названного Закона под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Таким образом, обращение по смыслу Федерального закона N 59-ФЗ может быть трех разновидностей, а именно - предложение, заявление, жалоба.

Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.1 ст.9 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст.12 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Согласно ч.4 ст.10 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.11.2020 Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" направило в адрес Департамента социальной защиты населения Томской области обращение общественного объединения граждан в определении взаимодействия в реализации мероприятий указанных в перечне поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета, утвержденного Президентом РФ 16.01.2019 №Пр-38ГС.

Указанное обращение административного истца было зарегистрировано административным ответчиком 01.12.2020 за входящим , что подтверждается выпиской из журнала регистрации входящей корреспонденции.

Как следует из текста письма Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», направленного в адрес Департамента образования и науки Томской области 30.11.2020, административный истец обратился к административному ответчику с предложением провести вебинар на основании заключаемого соглашения в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 28.11.2018 . Административным истцом до сведения административного ответчика доведена информация о программе вебинара, требования к оборудованию и программному обеспечению.

Письмо не содержит каких-либо рекомендаций по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органа местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; не содержит просьбу о содействии в реализации чьих-либо конституционных прав и свобод, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критики деятельности указанных органов и должностных лиц; не содержит просьб о восстановлении или защите чьих-либо нарушенных прав, свобод или законных интересов.

Таким образом, письмо административного истца не может быть расценено как обращение, поданное в установленном Федеральным законом №59-ФЗ порядке, поскольку не является с учетом положений ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ предложением, заявлением или жалобой.

В соответствии с п.11 ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» социальная реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Письмо Общественного объединения от 30.11.2020 содержит в себе информацию, которая является социальной рекламой по смыслу Федерального закона №38-ФЗ.

В этой связи у административного ответчика не возникла обязанность дачи мотивированного ответа на письмо административного истца.

Согласно Уставу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», утвержденного общим собранием участников Самарского регионального молодежного общественного движения «Ассоциация МЭКОМ-клубов» (протокол от 11 ноября 2018 года), административный истец является не имеющей членства массовой некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей (пункт 1.1.); в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», действующим законодательством и указанным Уставом (пункт 1.2.); осуществляет свою деятельность в пределах города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом (пункт 1.8).

Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» не содержат норм, предусматривающих право благотворительных или молодежных общественных объединений на обращение в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Являясь юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке, административный истец в силу положений ч.1 ст.2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» вправе от своего имени направлять обращения в государственные органы, также в соответствии со ст.218 КАС РФ обращаться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) этих органов, если по его мнению этими решениями, действиями (бездействием) нарушаются его права.

Вместе с тем, разрешая требования административного иска по существу, суд, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений граждан, исходит из того, что в соответствии с требованиями ч.1 ст.12 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Порядок работы с обращениями граждан и организаций в Департаменте социальной защиты населения Томской области регулируется соответствующей Инструкцией.

Так, в соответствии с Инструкцией о порядке работы с обращениями граждан и организаций в Департаменте социальной защиты населения Томской области, утвержденной 04.03.2018 (и действовавшей на дату 06.07.2020), прием и регистрация письменных обращений (далее обращения) осуществляется сотрудниками организационного отдела комитета кадрово-правовой работы в день поступления обращения в Департамент. Обращения, поступившие на электронный адрес Департамента, принимаются секретарем начальника Департамента, переносятся на бумажный носитель и передаются начальнику (заместителю начальника) Департамента в течение одного рабочего дня со дня поступления обращения на электронный адрес. Регистрация обращений и последующее хранение осуществляется с использованием сетевой автоматизированной системы учета и контроля обращений граждан «DIRECTUM».

Согласно инструкции о порядке работы с обращениями граждан и организаций в Департаменте социальной защиты населения Томской области, утвержденной 06.08.2020 (и действующей в настоящее время), прием и регистрация письменных обращений осуществляется сотрудниками организационного отдела комитета социального развития отрасли в день поступления обращения в Департамент.

Порядок взаимодействии государственных органов с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями регламентируется Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 №1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органом исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями», а также Постановлением Администрации Томской области от 24.05.2019 №186а «Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Томской области, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями».

Так, в соответствии с ч.1 ст.5, ч.2 ст.6, абз.2 ч.1 ст.7 Закона Томской области от 11.01.2007 № 5-ОЗ, обращения направляются непосредственно в те государственные органы Томской области, органы местного самоуправления, а также тем должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращения при их поступлении подлежат обязательной регистрации. Письменные обращения регистрируются в течение трех дней со дня их поступления в государственный орган Томской области, орган местного самоуправления или должностному лицу, устные обращения - в день проведения личного приема.

Обращение, поступившее в государственный орган Томской области, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно статье 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Вопреки позиции административного истца, адресованное в Департамент социальной защиты населения Томской области обращение, датированное 30.11.2020, не является обращением граждан по смыслу действующего законодательства (Федеральный закон «59-ФЗ), а потому на него не распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный названным законом.

Исходя из анализа представленных сторонами доказательств, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что незаконного бездействия Департаментом социальной защиты населения Томской области не допущено, что исключает возникновение какой-либо публичной обязанности у органа государственной власти.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что 22.03.2021, административным ответчиком был подготовлен и направлен в адрес административного истца соответствующий ответ №59-08-1180 на обращение от 30.11.2020.

Таким образом, предусмотренная законом совокупность условий, предусмотренных ст.227 КАС РФ, для признания незаконным бездействия административного ответчика на день рассмотрения дела отсутствует, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности».

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-178, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту социальной защиты населения Томской области, начальнику ФИО8 о признании бездействия, выразившегося в нарушении сроков ответа на обращение от 30.11.2020 незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: Рой В.С.

Мотивированное решение составлено 09.04.2021.