УИД №RS0№-70 дело № | ||
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе председательствующего – судьи Каменьковой И.А. при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Республики Крым к ФИО2, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственное казённое учреждение РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материального-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в РК», о взыскании излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи на основании социального контракта,
У С Т А Н О В И Л :
В апреле 2022 года представитель истца – Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Республики Крым – ФИО7, обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО2 о взыскании излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи на основании социального контракта, в размере 250 000,00 руб. и судебных расходов на почтовое отправление в размере 346,16 руб.
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казённое учреждение РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материального-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в РК».
Исковые требования мотивированны тем, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился к истцу с заявлением о заключении социального контракта и предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятиям программы социальной адаптации по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости). При подаче заявления ответчик был предупрежден об ответственности за сокрытие доходов и предоставление документов с заведомо неверными сведениями, влияющими на право получения ГСП на основании социального контракта, что подтверждается подписью ответчика в бланке заявления. Ответчик в обязательстве указал, что он не работает, состоит в Центре занятости, трудовой книжки не имеет. Его супруга – ФИО3, находится в декретном отпуске, по месту работы выплат не получала. Других источников дохода у ответчика и членов его семьи не имеется. Учитывая, что семья ответчика имела среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, на основании заявления и предоставленных документов истцом с ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, заключен социальный контракт в соответствии с программой социальной адаптации на сумму 250 000,00 руб. в виде единовременной выплаты. Выплата предоставлена на приобретение оборудования для кожевенного ремесла. В декабре 2021 года супруга ответчика – ФИО3 для назначения пособия на детей предоставила в Департамент договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ недвижимого имущества – квартиры расположенной по адресу: , Верхнетроицкое сельское поселение, д. Верхняя Троица, . Отчуждаемая квартира принадлежала на праве общей долевой собственности (1/4 доля) ФИО3, цена продажи 000,00 руб. Таким образом, супруга заявителя получила доход от продажи квартиры в размере 150 000, руб. в мае 2022 года, то есть, за период, который учитывался для назначения ГСП на основании социального контракта. В связи с предоставлением ответчиком при подаче заявления недостоверных сведений о доходах его семьи истцом ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о прекращении назначения и выплаты МСП «Государственная социальная помощь на основании социального контракта (ГСП) – единовременно – с 2021 г.» в сумме 250 000,00 руб., назначенной с ДД.ММ.ГГГГ. Решение Департамента о прекращении назначения мер социальной поддержки, ответчиком в административном либо в судебном порядке не оспаривалось. Истец неоднократно в устном порядке и письменно уведомлял ответчика о необходимости возвратить неосновательно полученные денежные средства, однако добровольно требование ответчиком не исполнено, что стало основанием для обращения в суд, в связи, с чем истец просит взыскать с ответчика неправомерно выплаченную сумму Государственная социальная помощь на основании социального контракта в размере 250 000,00 руб., а также судебные расходы, связанные с почтовым отправлением в размере 346,16 руб.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения предварительного судебного заседания, уведомлен судом надлежащим образом, до начала проведения предварительного судебного заседания от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также ходатайство об уменьшении суммы исковых требований на 5 000,00 руб. в связи с добровольным погашением ответчиком образовавшейся переплаты на указанную сумму.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом; до начала проведения судебного заседания от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отсутствие возражений относительно удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственного казённого учреждения РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материального-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в РК», в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства извещена судом надлежащим образом; до начала проведения судебного заседания от представителя поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, проверив основания иска, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Как следует из материалов выплатного дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился к истцу с заявлением о заключении социального контракта и предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятиям программы социальной адаптации по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости). При подаче заявления ФИО2, был предупрежден об ответственности за сокрытие доходов и предоставление документов с заведомо неверными сведениями, влияющими на право получения ГСП на основании социального контракта, что подтверждается подписью ответчика в бланке заявления. Ответчик в обязательстве указал, что он не работает, состоит в Центре занятости, трудовой книжки не имеет. Его супруга – ФИО3, находится в декретном отпуске, по месту работы выплат не получала. Других источников дохода у летчика и членов его семьи не имеется. Дополнительно к заявлению была предоставлена справка о составе семьи и регистрации от ДД.ММ.ГГГГ исх. № МУП «УК «Уют» по адресу: , зарегистрированы и проживают 6 человек, в том числе: ФИО2, его жена – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и двое детей – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В доходы, учитываемые при назначении ГСП на основании социального контракта, включены только доходы супруги ФИО3 в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет с марта 2021 года по май 2021 года в размере 27 984,66 руб. ежемесячно согласно справке о выплатах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ – Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. Таким образом, количество человек в группе – 4 чел., совокупный доход семьи за месяц 27 984,66 руб., среднемесячный доход на 1 человека – 6 996,17 руб., тогда как предусмотрен прожиточный минимум на душу населения – 11 074,00 руб. прожиточный минимум группы 11 744,50 руб. Всего на семью ответчика необходимо по сумме величин прожиточного минимума группы 46 978,00 руб. Учитывая, что семья ответчика имела среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, на основании заявления и предоставленных документов Департаментом с ФИО2 заключен социальный контракт ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с программой региональной адаптации на сумму 250 000,00 руб. в виде единовременной выплаты. Выплата предоставлена на приобретение оборудования для кожевенного ремесла. Выплата мер социальной поддержки ответчику произведена своевременно в июле 2021 года, задолженности перед получателем не было.
В декабре 2021 года супруга ответчика – ФИО3 для назначения пособия на детей предоставила в Департамент договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: , Верхнетроицкое сельское поселение, д. Верхняя Троица, . Отчуждаемая квартира принадлежала на праве общей долевой собственности (1/4 доля) ФИО3. Цена продажи 000,00 рублей. Таким образом, супруга заявителя получила доход от продажи квартиры в размере 150 000, рублей в мае 2021 года, то есть, за период, который учитывался для назначения ГСП на основании социального контракта. В связи с предоставлением Ответчиком при подаче заявления недостоверных сведений о доходах его семьи Департаментом ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении назначения и выплаты МСП «Государственная социальная помощь на основании социального контракта (ГСП) – единовременно – с 2021 г.» в сумме 250 000,00 руб., назначенной с ДД.ММ.ГГГГ. Решение Департамента о прекращении назначения мер социальной поддержки Ответчиком в административном либо в судебном порядке не оспаривалось.
В соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства отдельных категорий граждан в » на Департамент возложено осуществление отдельных государственных полномочий в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения, в том числе прием документов, назначение и выплата государственной социальной помощи.
Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2018 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения Республики Крым» внесены изменения в полномочия Департамента и исключена функция выплаты мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ.
Полномочия по выплате мер социальной поддержки, назначаемых Департаментом переданы на исполнение ГКУ Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в » (далее - ГКУ «Центр социальных выплат»), который осуществляет выплату мер социальной поддержки в соответствии с п.2.3.1, раздела 2 Устава и распоряжения Совета министров Республики у от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О некоторых вопросах деятельности Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления регионально-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в », то есть ГКУ «Центр социальных выплат» является администратором денежных средств, выплачиваемых в качестве мер социальной поддержки из бюджета Республики Крым.
В рамках реализации приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка взыскания и списания излишне выплаченных сумм региональных выплат», Департамент проводит мероприятия по возмещению переплат.
Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Республики Крым, является юридическим лицом, входит в структуру администрации и является отраслевым органом администрации, созданным для реализации станами местного самоуправления городского округа Евпатория в установленном порядке сдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления станами государственной власти Республики Крым, и отдельных государственных полномочий Республики Крым в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с Законом Республики Крым «О государственной социальной помощи в » от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2014 и Порядком предоставления гражданам государственной с региональной помощи на основании социального контракта в , утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№) предоставляется гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Крым, из числа малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в .
Социальный контракт заключается между заявителем и органом труда и социальной защиты населения в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации заявителем.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается органом труда и социальной защиты населения исходя из содержания программы социальной адаптации.
Программа социальной адаптации предусматривает обязательные для реализации мероприятия:
1) по поиску работы;
2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;
3) по ведению личного подсобного хозяйства;
4) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданами трудной жизненной ситуации.
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в виде денежных выплат и возмещения расходов, связанных с реализацией мероприятий программы социальной адаптации.
Согласно пункту 8 Порядка состав семьи заявителя определяется в соответствии со статьями 3 и 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
Согласно пункту 9 Порядка расчет среднедушевого дохода семьи определяется органом труда и социальной защиты населения в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 44-ФЗ.
В доход малоимущей семьи включаются все виды доходов, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (далее - Перечень).
Так подпунктом «е» пункта 1 Перечня предусмотрены доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей).
При реализации мероприятий, направленных на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, гражданину предоставляется единовременная денежная выплата не более 250 000,0 руб. на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования (п. 14 Порядка).
Для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта подается заявление в орган труда и социальной защиты населения одним из членов малоимущей семьи дееспособного возраста. К заявлению прилагаются копия паспорта, в том числе членов семьи, копии документов о доходах заявителя и членов его семьи за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (п. 19,20 Порядка).
Заявители несут ответственность за достоверность и полноту информации, содержащейся в предоставляемых документах и сведениях, являющихся основанием для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта (п. 20 Порядка).
Согласно Справке-расчету ГКУ «Центр социальных выплат» от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчик за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получил из бюджета Республики Крым денежные средства в виде Государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 250 000,0 рублей.
В связи с тем, что ответчик при подаче заявления на получение меры региональной поддержки предоставил недостоверные факты о доходах, скрыл факт того, что его супругой получен доход в виде реализации недвижимого имущества в мае 2021 года, произошла переплата денежных средств из бюджета Республики Крым в виде Государственной социальной помощи на основании социального контракта, ответственность за которую возлагается на получателя.
Ответчику ДД.ММ.ГГГГ исх. №, направлено уведомление на возврат излишне полученных денежных средств в добровольном порядке. Однако, до настоящего времени сумма переплаты ответчиком в добровольном порядке погашена только в размере 5 000,00 руб.
В соответствии с п. 52 Порядка излишне выплаченные заявителю денежные средства в случае, если переплата произошла по его вине, возмещаются в добровольном порядке, а в случае отказа от возмещения – взыскиваются с заявителя в судебном порядке.
В случае несвоевременного представления сведений, повлекших перерасход средств на выплату дополнительного обеспечения, виновные лица возмещают органам труда и социальной защиты причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В связи, с чем неправомерно выплаченная сумма государственной социальной помощи на основании социального контракта, выплаченная ответчику за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом погашенного, составляет – 245 000,00 руб.
Поскольку ответчик не известил истца о наступлении обстоятельств, влекущих за собой отказ в выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта, эта выплата за спорный период в указанном истцом размере получена без законных оснований и подлежит взысканию с виновного лица.
Доказательств того, что ответчик своевременно уведомил истца о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты дополнительного обеспечения в материалах дела не имеется и ответчиком таких доказательств суду не предоставлено.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно пункта 3 статьи 1109 ГК Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Таким образом, ответчик, получив государственную социальную помощь на основании социального контракта, не сообщил истцу о получении членом его семьи иного дохода, влияющего на расчет среднедушевого дохода семьи, злоупотребил правом на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта, т.е. без установленных законом оснований приобрел имущество за счет другого лица, поэтому обязан возвратить неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).
Оснований для применения положений статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не имеется, поскольку переплата указанной суммы возникла в результате недобросовестности действий со стороны ответчика.
С учетом изложенного исковые требования являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчикам пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку при обращении в суд, истец понес судебные расходы, связанные с направлением ответчику копии искового заявления и приложенных документов к нему, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 346,16 руб.
Поскольку при обращении в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 5 650,00 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 98, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Республики Крым к ФИО2, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственное казённое учреждение РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материального-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в РК», о взыскании излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи на основании социального контракта – удовлетворить полностью.
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца АР Крым, в доход бюджета Республики Крым излишне выплаченную сумму Государственной социальной помощи на основании социального контракта за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 245 000 (двести сорок пять тысяч) рублей 00 копеек, с перечислением денежных средств по следующим реквизитам: Получатель платежа: УФК по (ГКУ РК «Центр социальных выплат», л/с <***>), ИНН получателя 9102219045, КПП получателя 910201001, Банк получателя: Отделение Республики Крым Банка России/ УФК по , БИК получателя 013510002, № казначейского счета 03№, ЕКС 40№, КБК80№, ОКТМО (для платежного поручения) 35000000, назначение платежа: возврат средств прошлых лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, КБК 808№ (№00000).
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца АР Крым, в пользу Департамента труда социальной защиты населения Администрации Республики Крым судебные издержки на почтовое отправление копий искового заявления с приложенными документами в размере 346 (триста сорок шесть) рублей 16 копеек с перечислением денежных средств по следующим реквизитам: получатель: УФК по (ДТСЗН АГЕ РК л/с <***>), БИК 013510002, Отделение России Р/С 03№, КБК 90№, ЕКС 40№, код ОКТМО территории 35712000, ИНН <***>, КПП 911001001, назначение платежа: оплата судебных издержек.
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца АР Крым в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 5 650 (пять тысяч шестьсот пятьдесят) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Евпаторийский городской суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья И.А.Каменькова
Полный текст мотивированного решения суда составлен ДД.ММ.ГГГГ