ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-641/17 от 05.12.2017 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Упорова К.С. дело № 71-641/2017

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Корякова Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании 05.12.2017 жалобу защитника Дружининой Е.А. на постановление судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 02.10.2017, которым директору Департамента лесного хозяйства Свердловской области ФИО1 по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей,

установил:

постановлением судьи должностному лицу – директору Департамента лесного хозяйства Свердловской области ФИО1 назначено наказание за невыполнение в установленный срок - 01.06.2017 предписания Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу от 05.05.2017 № 2/2 об устранении выявленных нарушений, которым предписано внести изменения в планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств Свердловской области в соответствии с установленными требованиями законодательства, в том числе: порядок маневрирования лесопожарных формирований (численность направляемых пожарных команд, состав и наименование пожарной техники, снаряжения и инвентаря в зависимости от уровня пожарной опасности (I, II, III,IV, V) в режимах повседневной готовности и чрезвычайной ситуации с учетом местных условий); информацию о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земли сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов запаса; сведения о конкретных мероприятиях, в том числе, на карте-схеме по противопожарному обустройству, которые требуют выполнения по недопущении переходов лесных пожаров на объекты экономики и жизнедеятельности, объекты экологической ценности (линии электропередач, дороги (автомобильные, железные); месторасположение проведения мероприятий по противопожарному обустройству по недопущению перехода лесных пожаров на земли сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов запаса; информацию о территориях, прилегающих к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером; информацию об ответственных за выполнение вышеуказанных мер на данных территориях; информацию о территории, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от земель сельскохозяйственного и земель иных категорий (сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, запаса) в леса; информацию о средствах пожаротушения, находящихся в пунктах сосредоточения пожарного инвентаря, расположенных на территории лесничества (лесопарка), размещенных в различных организациях, в подразделениях специализированных учреждениях, у лиц, использующих леса, а также обеспечить укомплектование штатной численности Региональной диспетчерской службы для обеспечения круглосуточного режима работы на круглогодичной основе.

В жалобе защитник Дружинина Е.А. ставит вопрос об отмене постановления и о прекращении производства по делу за отсутствием состава нарушения, указывая в обоснование доводов, что предписанием на должностное лицо возложены полномочия, закрепленные за другим государственным органом, незаконное возложение обязанностей по установлению ответственных лиц за тушение пожаров на землях иных категорий, кроме как на землях лесного фонда, приведет к превышению полномочий Департамента лесного хозяйства Свердловской области, предписание неисполнимо, в том числе и в связи с неразумным сроком для выполнения его требований.

Проверив материалы дела, заслушав защитника Дружинину Е.А., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного наказания.

Частью 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от пожаров, при этом в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование) (ч. 2 ст. 51).

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с положениями ст. 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:

1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;

4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;

5) иные мероприятия (ч. 1 ст. 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 4 ст. 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 № 377 установлены Правила разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы (далее - Правила № 377), согласно пункту 2 которых планы разрабатываются и утверждаются, в том числе, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Правила разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации (далее – Правила № 378) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 № 378, в силу п. 2 Правил № 378 сводный план разрабатывается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений, на основании планов тушения лесных пожаров в лесничествах (лесопарках), расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

В силу п.п. «б,г,ж» п. 5 Правил № 378 перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; иные мероприятия, содержащиеся в планах тушения лесных пожаров, предусмотренных п. 2 настоящих Правил.

Согласно п. 26 Методических указаний по заполнению формы плана тушения лесных пожаров (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.12.2013 № 591) (далее - Методические указания) в п. 4 раздела V Плана указываются мероприятия, которые требуют выполнения по отношению к территориям, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, объекты экономики и жизнедеятельности, объекты с экологической ценностью, расположенные на землях иных категорий.

Создание уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, специализированных региональных диспетчерских служб как одной из форм осуществления контроля за пожарной опасностью в лесах и лесных пожарах, предусмотрено, в том числе, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 № 687 «Об утверждении Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах», а также Методическими указаниями по вопросам организации и функционирования специализированных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, утвержденных Приказом Рослесхоза от 28.05.2012 № 218.

Из материалов дела усматривается, что Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу на основании приказа Департамента от 01.03.2017 № 54 в период с 02.03.2017 по 07.03.2017 проведена внеплановая выездная проверка исполнения Департаментом лесного хозяйства Свердловской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

Как следует из акта проверки от 07.03.2017 на территории Свердловской области разработаны 30 планов тушения лесных пожаров лесничеств Свердловской области на 2017 год, на основании которых разработан Сводный план тушения лесов на территории Свердловской области (не утвержден на момент проверки). При этомДепартаментом лесного хозяйства по Уральскомуфедеральному округу установлено, что планы тушения лесных пожаров несоответствуют требованиям действующего законодательства, а ранеенаправленное в адрес Департамента лесного хозяйства Свердловской областипредписание от 25.04.2017 № 11/11-отр об устранении нарушений припланировании тушения лесных пожаров о проведении мероприятий,требующих выполнения по отношению к территориям, где имеется впожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от населенныхпунктов, земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий влеса, расположенные на всех категориях земель, не выполнено.

В адрес должностного лица – директора Департамента лесного хозяйства Свердловской области ФИО1 направлено предписание от 05.05.2017 № 2/2 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения 01.06.2017. Предписание получено Департаментом лесного хозяйства Свердловской области 16.05.2017. В удовлетворении ходатайства директора Департамента лесного хозяйства Свердловской области ФИО1 о продлении сроков исполнения п. 1 предписания Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу отказано (л.д. 158 том 2).

При проведении Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу проверки исполнения требований предписания от 05.05.2017 № 2/2, установлено, что указанные в п.п. 1,2 предписания недостатки не устранены в установленный предписанием срок, а именно не внесены изменения в планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств Свердловской области в соответствии с установленными требованиями законодательства, штатная численность Региональной диспетчерской службы для обеспечения круглосуточного режима работы на круглогодичной основе не укомплектована, о чем составлен акт от 28.06.2017.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора Департамента лесного хозяйства Свердловской области ФИО1 протокола об административном правонарушении, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы защитника об отсутствии состава правонарушения, а также о недостаточном сроке для выполнения указанных в предписании мероприятий были проверены и обоснованно отвергнуты с приведением в судебном решении убедительных мотивов. Данные выводы судьи районного суда являются правильными, поскольку разработанные и утвержденные Департаментом лесного хозяйства Свердловской области планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств не учитывали обязательные мероприятия, предусмотренные соответствующими нормативными актами, соблюдение которых определяет готовность субъекта Российской Федерации к пожароопасному сезону. При этом, не полностью укомплектованный штат диспетчерской службы не обеспечивал круглосуточно режим работы на круглогодичной основе.

Доказательств невозможности выполнения предписания в установленный срок не представлено.

Доводы жалобы, о том, что должностное лицо в предписании ссылается на требования постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2016 № 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий», которое вступило в силу с 01.03.2017, при том, что планы тушения пожаров утверждаются на один календарный год не позднее 01 февраля соответствующего года, не свидетельствуют об отсутствии в действиях должностного лица инкриминируемого деяния, учитывая, что Правила № 377 и Методические указания должностным лицом не были выполнены, кроме того, на момент проведения проверки Сводный план тушения лесов на территории Свердловской области не был утвержден.

Наказание назначено справедливое, в соответствии с санкцией статьи.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу допущено не было.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 02.10.2017 в отношении директора Департамента лесного хозяйства Свердловской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу защитника Дружининой Е.А. – без удовлетворения.

Судья Корякова Н.С.