Дело № 72-120/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев в г. Кургане 25 апреля 2019 г. жалобу ОАО «Петуховский лесхоз» на постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 27 августа 2018 г., решение судьи Петуховского районного суда Курганской области от 12 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела лесного и пожарного надзора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 27 августа 2018 г. ОАО «Петуховский лесхоз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей.
Решением судьи Петуховского районного суда Курганской области от 12 марта 2019 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд представитель ОАО «Петуховский лесхоз» ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, поскольку отсутствие на 20 марта 2019 г. систем и средств предупреждения пожаров, предусмотренных проектом освоения лесов, не является нарушением договора аренды. При этом в проекте не указан срок начала и окончания укомплектования системами и средствами предупреждения пожаров. Ссылается на нарушения, допущенные при проверке.
Представитель ОАО «Петуховский лесхоз» ФИО1 при рассмотрении жалобы на ее доводах настаивала.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 8 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от <...>№ заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Частью ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды лесного участка от 22 октября 2009 г. № ОАО «Петуховский лесхоз» во временное пользование предоставлены лесные участки, в том числе, в целях заготовки древесины на территории <...>. Срок действия договора с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2049 г.
Согласно п. 15.15 договора аренды арендатор обязуется обеспечивать охрану арендованного лесного участка от пожаров и лесонарушений.
В соответствии с п. 4 договора аренды ежегодный объем работ по охране лесов предварительно оговорены договором, окончательно устанавливаются проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.
Кроме того, п. 12.7 договора аренды предусмотрено, что арендатор имеет право давать арендатору обязательные для исполнения предписания, указания, рекомендации в пределах своих полномочий и компетенции, в том числе по вопросам осуществления противопожарных мероприятий (работ) на арендованном лесном участке.
Из материалов дела следует, что ОАО «Петуховский лесхоз» разработан Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду, где приведены нормативы и наличие средств пожаротушения, местоположение и оснащение специализированных структурных подразделений (ПХС-1, ПХС-2), количество средств пожаротушения приведено с учетом требований Приказа Рослесхоза от 19 декабря 1997 г. № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях».
Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 4 декабря 2017 г. № 1009 утвержден план мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону 2018 г. в срок до 20 марта 2018 г., в соответствии с которым на ОАО «Петуховский лесхоз» возложена обязанность обеспечить комплектацию ПХС командами, пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, материалами в соответствии с Приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 г. № 167.
4 июня 2018 г. должностным лицом при проверке данных исполнения обязательств ОАО «Петуховский лесхоз» по договору аренды лесного участка от 22 октября 2009 г. №, содержащихся в отчете за январь-март 2018 г., актах приемки выполненных работ № 10, 13, 23, 26, 27 от 28 марта 2018 г., установлено, что ОАО «Петуховский лесхоз» не выполнило в полном объеме, установленном проектом освоения лесов, противопожарные мероприятия по предупреждению и тушению лесных пожаров, а именно, не обеспечило в полном объеме создание систем и средств предупреждения тушения лесных пожаров, чем нарушило условия п. 15.15 договора аренды.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО «Петуховский лесхоз» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Факт совершения ОАО «Петуховский лесхоз» административного правонарушения, выразившегося в нарушении использования лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, подтверждается материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержат все необходимые для рассмотрения дела сведения.
Не доверять собранным по делу доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, поводов нет, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований ставить под сомнение произведенную судьей первой инстанции оценку доказательств по делу не имеется.
Выводы судьи о виновности ОАО «Петуховский лесхоз» в совершении данного административного правонарушения в полной мере мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо доказательств, опровергающих правильность выводов судьи первой инстанции, заявителем не представлено.
Таким образом, действия ОАО «Петуховский лесхоз» правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе относительно несоблюдения положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки в отношении ОАО «Петуховский лесхоз», во внимание принята быть не может, поскольку как следует из материалов дела, нарушения условий договора аренды лесного участка выявлены в ходе рассмотрения отчета исполнения обязательств, а не в рамках проводимой проверки.
Иные доводы жалобы во внимание приняты быть не могут, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Постановление о привлечении ОАО «Петуховский лесхоз» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ОАО «Петуховский лесхоз» с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений по делу не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения оспариваемых заявителем постановления должностного лица и судебного акта не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 27 августа 2018 г., решение судьи Петуховского районного суда Курганской области от 12 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Петуховский лесхоз» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле либо по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.
Судья Курганского
областного суда С.Н. Менщиков