Судья Богородская Е.Г. дело № 72-164/2020 год
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Вдовиченко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 03 марта 2020 года жалобу защитника юридического лица - акционерного общества «Аргус СФК» (далее – АО «Аргус СФК») Овечкиной А.С. на решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 03 декабря 2019 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Северному и Горнозаводскому, управленческим округам Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, старшего государственного лесного инспектора Свердловской области № 12-13-08/812 от 27 августа 2019 года юридическому лицу – АО «Аргус СФК» по ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за нарушение правил заготовки древесины.
По результатам рассмотрения жалобы решением судьи постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе защитником Овечкиной А.С. поставлен вопрос об отмене состоявшихся решений и прекращении производства по делу. В обоснование доводов заявитель указывает на то, что лесничим Р. в нарушение п. 4 Приложения № 4 к Приказу Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», осмотр лесосек был осуществлен без извещения юридического лица о его проведении, а потому составленные по результатам осмотра акты являются недопустимыми доказательствами по делу; также заявителем указано, что юридическое лицо не было уведомлено надлежащим образом о составлении протокола об административном правонарушении.
В возражениях на жалобу должностное лицо, вынесшее постановление о назначении наказания, М. просит оставить принятое судебное решение без изменения, полагая его законным и обоснованным, а жалобу защитника юридического лица - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав защитника Овечкину А.С., поддержавшую доводы жалобы, должностное лицо, вынесшего постановление о назначении наказания, М., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Частью 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Как следует из материалов дела, АО «Аргус СФК» арендует лесные участки на основании договора аренды от 02 ноября 2009 года № 530 на срок 49 лет в целях заготовки древесины.
27 и 28 июня 2019 года лесничим Сосьвинского участкового лесничества ГКУ СО «Сотринское лесничество» осуществлены осмотры лесосек на предмет соблюдения юридическим лицом условий договора аренды и требований Приказа Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» при выполнении лесосечных работ.
По результатам проведения осмотра мест рубок установлены нарушения пп. «г», «з», «и» п. 12 и пунктов 20, 21, 23 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474 (далее – Правил заготовки древесины), которые зафиксированы в актах осмотра лесосек от 27 и 28 июня 2019 года.
В силу ч. 3 ст. 26.2 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Доказательства по настоящему делу об административном правонарушении собраны должностным лицом с нарушениями положений Приказа Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» (далее Приказ № 367).
Согласно ч. 4 ст. 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом № 367 утверждены, в том числе, виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения; форма технологической карты лесосечных работ; форма акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки; порядок осмотра лесосеки, осуществляемый органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Приложения 4 к Приказу № 367 лицо, осуществляющее осмотр лесосек, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек. При неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя осмотр лесосек проводится без его участия.
По результатам осмотра лесосеки составляется акт в соответствии с формой согласно приложению 3 к настоящему Приказу в двух экземплярах.
Один экземпляр акта осмотра лесосеки, подписанный обеими сторонами, хранится у лица, осуществляющего лесосечные работы, второй - у лица, осуществляющего осмотр лесосеки.
При осмотре лесосеки без участия лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, составленный акт осмотра лесосеки высылается ему заказным письмом (п. 11, 12 Порядка осмотра лесосеки).
Согласно материалам дела, лесничим Сосьвинского участкового лесничества ГКУ СО «Сотринское лесничество» Р. 02 апреля 2019 года в адрес АО «Аргус СФК» направлено извещение о проведении 18 апреля 2019 года осмотра лесосек, которое получено юридическим лицом 03 апреля 2019 года (л.д. 48 оборот). Однако в назначенную дату осмотр лесосек не проводился (л.д. 86).
Между тем, извещение о проведении осмотров лесосек 27 и 28 июня 2019 года, по результатам которых составлены акты осмотра лесосек в адрес юридического лица за 10 дней до проведения осмотра лесосек не направлялось.
Таким образом, акты осмотра, свидетельствующие о нарушении проведения лесосечных работ, не могут быть признаны надлежащими доказательствами, подтверждающими факт нарушения АО «Аргус СФК» Правил заготовки древесины, поскольку осмотры лесосек осуществлены без извещения законного представителя юридического лица о дате, времени и месте осмотра.
Судьей районного суда надлежащая оценка допущенным при производстве по делу процессуальным нарушениям не дана, доводы о не уведомлении юридического лица о проведении осмотра лесосек должным образом не проверены, что противоречит требованиям ст. ст. 24.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные акты.
Руководствуясь ст. 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Северному и Горнозаводскому, управленческим округам Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, старшего государственного лесного инспектора Свердловской области № 12-13-08/812 от 27 августа 2019 года и решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 03 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица -АО «Аргус СФК» отменить. Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные акты.
Судья С.А. Вдовиченко