Судья Рыженкова Е.В. дело № 72-6/2024
УИД 65RS0001-01-2023-005277-65
Р Е Ш Е Н И Е
11 января 2024 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Сахалинской области от 25 мая 2023 года № 12 и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 октября 2023 года по делу о привлечении администрации муниципального образования «Анивский городской округ» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Сахалинской области от 25 мая 2023 года № 12 администрация муниципального образования «Анивский городской округ» (далее – администрация МО «Анивский городской округ», администрация) привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и названному юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Указанное постановление защитник администрация МО «Анивский городской округ Ломова А.А. обжаловала в суд.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 октября 2023 года постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа снижен до 150000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, защитник администрации ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности. В обоснование жалобы указывает на невозможность исполнения требований пожарной безопасности в части создания противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 10 метров, поскольку ранее организованная администрацией минерализованная полоса шириной около 3 метров, непосредственно граничит с одной стороны с земельными участками, принадлежащими на праве собственности физическим и юридическим лицам, с расположенными на них постройками и ограждением территории, а с другой стороны с землями лесного фонда. При этом рельеф земель лесного фонда не имеет ровной поверхности и представлен в виде возвышенности в виде сопки, что не позволяет расширить минерализованную полосу до требуемых границ. Кроме этого, администрация муниципального образования не имеет полномочий по распоряжению землями лесного фонда и осуществлению на них противопожарных мероприятий. Агентством лесного и охотничьего хозяйства соответствующие мероприятия не проводятся. Одновременно ходатайствует о восстановлении срока обжалования состоявшихся по делу актов.
Администрация МО «Анивский городской округ» о рассмотрении жалобы уведомлена надлежащим образом, законный представитель юридического лица в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявил.
Руководствуясь частью 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска указанного срока, по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 названного Кодекса).
Как следует из материалов дела, копия решения судьи Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ получена администрацией ДД.ММ.ГГГГ. Последним днем обжалования решения судьи городского суда являлось ДД.ММ.ГГГГ. Жалоба направлена защитником администрации МО «Анивский городской округ» в суд ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штемпель на почтовом конверте, то есть в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах, учитывая, что срок обжалования состоявшихся по делу актов администрацией не пропущен, настоящая жалоба подлежит рассмотрению по существу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Главного управления МЧС России по Сахалинской области ФИО2, возразившего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (положения правовых норм приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) закреплено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов.
Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ).
В силу пункта 3.1 части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа.
В статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ закреплена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (часть 3 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).
В соответствии с пунктом 70 названных Правил в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Сахалинской области от 7 марта 2023 года № 89 утвержден Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, на 2023 год, в который включено село Огоньки Анивского района.
Согласно указанному постановлению начало пожароопасного сезона на территории Сахалинской области в 2023 году установлено с 15 апреля 2023 года.
На основании распоряжения начальника территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Анивского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Сахалинской области от 07 апреля 2023 года № 16 сотрудниками территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Анивского района в отношении администрации МО «Анивский городской округ», являющейся в силу статьи 40 Устава МО «Анивский городской округ», принятого решением сессии Собрания Анивского городского округа от 22 мая 2014 года № 77, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, в период с 12 по 25 апреля 2023 года проведена внеплановая выездная проверка выполнения требований в области пожарной безопасности при подготовке объектов и территорий к весенне-летнему пожароопасному сезону 2023 года.
Установлено, что администрацией МО «Анивский городской округ» в нарушение пункта 70 Правил противопожарного режима, до начала пожароопасного периода вокруг территории села Огоньки не созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (фактическая ширина противопожарной минерализованной полосы общей протяженностью 3,2 км составляет от 2,8 м до 3,5 м), что отражено в акте проверки от 25 апреля 2023 года и не оспаривается по существу администрацией муниципального образования.
Процедура назначения и проведения внеплановой выездной проверки на соответствие требованиям законодательства проверена, нарушений, влекущих недействительность ее результатов, не установлено.
Установленные в результате проверки обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения данного юридического лица к административной ответственности.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами, а именно, протоколом об административном правонарушении от 02 мая 2023 года, распоряжением о проведении проверки от 07 апреля 2023 года, актом проверки от 25 апреля 2023 года, предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 25 апреля 2023 года № 16/1 и иными материалами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в обжалуемых актах выводы о наличии в деянии администрации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия администрации квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и подлежащего применению законодательства.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом и судьей городского суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку доказательств принятия каких-либо мер для создания вокруг территории села Огоньки Анивского района противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 10 метров либо иных противопожарных барьеров, исключающих возможность перехода природных пожаров на территорию села Огоньки, подверженного угрозе лесных пожаров, администрацией МО «Анивский городской округ» не представлено, к административной ответственности названное юридическое лицо привлечено обоснованно.
Указание в жалобе на объективную невозможность расширения имеющейся минерализованной полосы ввиду прилегания земель населенного пункта к землям лесного фонда не освобождает администрацию муниципального образования от выполнения требований пожарной безопасности на указанной территории, поскольку наряду с минерализованной зоной Правила противопожарного режима в Российской Федерации предусматривают иные способы защиты от распространения пожаров, в частности, создание противопожарных барьеров вокруг территории таких населенных пунктов.
Ссылка на не проведение противопожарных мероприятий Агентством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области не принимается, поскольку оценка действий указанного уполномоченного органа исполнительной власти в сфере лесных отношений выходит за пределы правонарушения, вмененного администрации МО «»Анивский городской округ».
При производстве по делу нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального закона не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Административное наказание назначено администрации МО «Анивский городской округ» в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Согласно части 3.5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Оснований для определения наказания в виде предупреждения судьей городского суда не усмотрено обоснованно, поскольку постановлением главного государственного инспектора Анивского района по пожарному надзору от 25 июля 2022 года № 23, вступившим в законную силу 05 августа 2022 года, администрация МО «Анивскй городской округ» привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенное правонарушение представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения администрации от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не имеется.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в степени общественной опасности правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для жизни и здоровья людей, что исключает признание правонарушения малозначительным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Сахалинской области от 25 мая 2023 года № 12 и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 октября 2023 года по делу о привлечении администрации МО «Анивский городской округ» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника администрации МО «Анивский городской округ» ФИО1 - без удовлетворения.
Вступившие в законную силу постановление и решения по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова