ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-246/18 от 30.10.2018 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

72-246/18

РЕШЕНИЕ

по жалобе на решение судьи по делу об административном правонарушении от 30.10.2018г.

г.Владикавказ 13 декабря 2018 года

Судья Верховного Суда РСО-Алания Моргоев Э.Т., рассмотрев жалобу Донской государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» (далее по тексту-Донская Госинспекция) на решение судьи Моздокского районного суда РСО-Алания от 30 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Клинчаевой Т.И.

у с т а н о в и л:

Ведущим контролером Донской Госинспекции по результатам проверки в отношении индивидуального предпринимателя Клинчаевой Т.И. (далее - ИП Клинчаева Т.И., Предприниматель.) по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ составлен протокол по адресу... в ... часов ... минут о том, что игнорирование ИП Клинчаевой Т.И. почтовой корреспонденции (юридически значимых сообщений) по адресу регистрации (юридическому), он же почтовый: ул. ... и по адресу осуществления деятельности: ул. ..., препятствует достижению целей внеплановой документарной проверки деятельности ИП Клинчаевой Т.И. по вопросам исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), проведенной на основании распоряжений начальника Донской Госинспекции о проведении внеплановой документарной проверки № ... от ...., а также распоряжения о продлении внеплановой документарной проверки №... от 13... г., а именно оценки надлежащего соблюдения Предпринимателем требований законодательства о ПОД/ФТ, что образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, - воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с иным имуществом, проведению уполномоченным органом проверок в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Решением судьи Моздокского районного суда РСО-Алания от 30 октября 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.27 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Клинчаевой Т.И. прекращено на основании п.2.ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Не согласившись с вынесенным постановлением суда, Донская Госинспекция его обжаловала, просила постановление районного суда отменить, так как считает, что по делу допущены процессуальные нарушения при оценке доказательств и состязательности сторон, в действиях юридического лица имеется состав вмененного административного правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, вышестоящий судья, проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления при этом, судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Поскольку санкцией ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрен вид наказания, которое назначается только судом, дело передано органом административной юрисдикции и принято к производству Моздокским районным судом РСО-Алания.

Признавая, что в действиях ИП Клинчаевой Т.И. отсутствует состав инкриминируемого деяния, районный суд исходил из недоказанности ее вины материалами дела и отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ.

Между тем, с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.

Так, в соответствии с п. 2 Протокола информационного взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу и федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» от 31 мая 2016 года в адрес ФКУ «Пробирная палата России» и его территориальных подразделений, в частности Донскую Государственную инспекцию пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее - Донская Госинспекция, Донская ГИПН), Росфинмониторинг и его территориальные подразделения, в частности МРУ Росфинмониторинга по СКФО, передаёт информацию о признаках несоблюдения законодательства в части нарушения порядка предоставления сведений и работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и т.д.

В соответствии с подпунктом 9.2. пункта 5 Положения о федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808, Росфинмониторинг информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций.

... года от МРУ Росфинмониторинга по СКФО в адрес Донской Госинспекции поступило письмо № ... содержащее сведения о нарушениях законодательства о противодействия легализации (отмыванию) доходо, полученных преступным путём и финансирования терроризма (далее - ПОД/ФТ) в деятельности индивидуального предпринимателя Клинчаевой Т.И. (далее - ИП Клинчаева Т.И., предприниматель, индивидуальный предприниматель).

На основании полученной информации в отношении вышеуказанного предпринимателя была проведена внеплановая документарная проверка.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее - Федеральный закон № 41- ФЗ) специальный учет - ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за Несение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр

Посредством специального учета осуществляется регулирование отношений в области использовании и обращении драгоценных металлов и драгоценных камней (ч. 1, ч 2. ст. 10 Федерального закона № 41-ФЗ.).

В соответствии с п. 3.2.11 Положения о Донской Государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», утверждённого приказом ФКУ «Пробирная палата России» № 55 от12.03.2018 года, обязанностью Донской Госинспекции является ведение реестра специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

ИП Клинчава Т.И. была поставлена на специальный учёт в ... году в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями», утверждёнными приказом Министерство финансов Российской Федерации от 16 июня 2003 г. N 51 н (далее - Инструкция 5111).

В соответствии с п. 6 Инструкция 51 н Заявления о постановке на специальный учет подаются организациями и индивидуальными предпринимателями в госинспекцию, в районе деятельности которой они прошли государственную регистрацию, за исключением случаев, указанных во втором абзаце пункта 2 (заявления подаются в госинспекцию, осуществляющую контроль на объекте спецучета), а также в пункте 5 (заявления подаются в госинспекции по месту расположения обособленных подразделений). В заявлении, которое пишется в свободной форме, указывается: для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, паспортные данные: серия, номер, кем, когда выдан, адрес регистрации по месту жительства.

В соответствии с п. 8 Инструкции 51н индивидуальными предпринимателями вместе с заявлениями о постановке на специальный учет представляются в госинспекцию: заполненная карта постановки на специальный учет (в двух экземплярах) по форме согласно приложению 1; копия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя; копия информационного письма территориального органа статистики об учете предпринимателя в составе Единого государственного реестра предприятий и организаций (ЕГРПО); копия свидетельства о постановке предпринимателя на налоговый учет с указанием его идентификационного номера (ИНН).

В карте постановки на специальный учет заполняются только пункты, имеющие отношение к индивидуальным предпринимателям. Наряду с другими данными указываются адреса помещений, в которых будет производиться работа с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Индивидуальные предприниматели, предполагающие осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями вне места жительства, по которому они прошли государственную регистрацию, предъявляют также копии документов, свидетельствующие о владении помещениями для осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (на правах собственности, оперативного управления, аренды, субаренды).

На основании вышеизложенного, при постановке на специальный учёт в Донскую Госинспекцию в 2014 году ИП Клинчаевой Т.И. были предоставлены, в соответствии с Инструкцией 51 н, все необходимые документы. В соответствии с п. 16 Инструкции 5 1н ИП Клинчаевой Т.И. выдано Свидетельство о постановке на специальный учет сроком на пять лет.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

ИП Клинчаевой Т.И. была предоставлена заполненная карта постановки на специальный учет, подписанная собственноручно предпринимателей с простановкой оттиска печати предпринимателя, с указанием в п. 12 Карты специального учёта адреса регистрации индивидуального предпринимателя: ...

Вступивший в силу с 30 октября 2015 года постановление Правительства № 1052 от 1 октября 2015 г., а также в ступивший в силу с 22.05.2016 года приказ Минфина № 5н от 01.02.2016 года «Об утверждении форм документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями», вступивший в силу не устанавливает требований о новой постановке на специальный учёт (получение новых документов о постановке на специальный учёт) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, поставленных на специальный учёт до момента вступления в силу вышеназванных актов.

Таким образом, Свидетельство о постановке на специальный учет, выданное ИП Клинчаевой Т.И. сроком на пять лет является действующим до окончания пятилетнего срока.

Суд указывает, что согласно Сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенным в открытом доступе на сайте ФНС в сети «Интернет» на ... года адрес государственной регистрации ИИ Клинчаевой Т.И. ... (стр. 6 Постановления суда). Однако, в открытом доступе на сайте ФНС в сети «Интернет» такая информация отсутствует (копия прилагается).

В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положения раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление Пленума ВС РФ), по смыслу п. 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически "-значимое сообщение, адресованное гражданину должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю.

Поскольку адрес регистрации ИП Клинчаевой Т.И. в сведениях о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенным в открытом доступе на сайте ФНС в сети «Интернет» отсутствует, то Донской Госинспекцией юридически значимые сообщения направлены на адрес, указанный самим индивидуальным предпринимателем при постановке на специальный учёт, как адрес регистрации: ......

При этом, уведомление о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении направлено на указанный адрес регистрации предпринимателя.

Суд второй инстанции не может согласиться с приведенными в постановлении районного суда, выводами относительно ненадлежащего уведомления ИП Клинчаевой Т.И. о дате, месте и времени составлении протокола.

Как установлено судом, ... года ИП Клинчаева Т.И. сменила адрес регистрации.

В соответствии с п. 10 постановления Правительства № 1052 при изменении сведений, содержащихся в карте специального учета, юридические лица и индивидуальные предприниматели в течение 5 рабочих дней представляют в уполномоченный орган заявление в произвольной форме о внесении соответствующих изменений в карту специального учета, подписанное руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, а также карту специального учета, содержащую новые сведения.

Соответственно, ИП Клинчаева Т.И. не позднее ... года должна была представить заявление в произвольной форме о внесении соответствующих изменений в карту специального учета, подписанное индивидуальным предпринимателем в адрес Донской Госинспекции.

В нарушении п. 10 постановления Правительства № 1052, ИП Клинчаевой Т.И. данная информация в адрес Донской Госинспекции предоставлена не была.

Соответственно, выводы районного суда о том, что без цели уклонения от проведения проверки по ПОД/ФТ, по невнимательности Клинчаева Т.И. своевременно не уведомила ГИПН о смене прописки являются преждевременными.

Таким образом, судом также не в полной мере дана оценка представленным материалам проверки, как доказательствам совершения административного правонарушения.

Так, районный суд указывает на то, что Донской ГИПН не представлены суду доказательства фактов совершения телефонных звонков на номер сотового телефона.

Вместе с тем, к акту проверки № ... от ... г. приложены распечатки звонков на номер телефона ..., указанный в п.12 карты постановки на специальный учёт, как контактный.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Выполнение этой задачи невозможно без исследования всех доказательств по делу, т.е. сведений о фактах (фактических данных), на основании которых можно сделать в конечном итоге вывод о виновности лица в совершении административного правонарушения либо об отсутствии таковой. В нарушение требований 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ городским судом при оценки доказательств их исследование проведено без соблюдения принципов относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи. Объективный анализ данных о фактах, лицах, их действиях, причинах и условиях правонарушения, обстоятельствах его совершения в совокупности, взаимосвязи всех факторов, что может способствовать справедливому разрешению дела, городским судом в постановлении не приведен.

При изложенных выше обстоятельствах, вывод районного суда о невиновности ИП Клинчаевой Т.И. в инкриминируемом ей деянии является преждевременным, сделанным без надлежащей оценки всей имеющийся по делу совокупности доказательств и достаточной аргументированности. Допущенные процессуальные нарушения являются существенными, и не могут быть устранены при пересмотре дела судом, в связи с чем, судебное постановление подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором суду надлежит учесть изложенное выше и на основании имеющихся и вновь представленных доказательств принять законное и обоснованное решение по данному делу.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л:

решение судьи Моздокского районного суда РСО-Алания от 30 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Клинчаевой Т.И. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Моздокский районный суд РСО-Алания.

Жалобу Донской государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» - удовлетворить.

Судья Верховного Суда РСО-Алания Э.Т. Моргоев