ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-24/2013 от 24.01.2013 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Е.В. Белова дело № 72-24/2013

Р Е Ш Е Н И Е

24 января 2013 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу начальника Сахалинской таможни Игнатьева В.П. на постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 21 ноября 2012 года по делу о привлечении Протасовой А.С. к административной ответственности по статье 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

30 мая 2012 года заместителем начальника отдела таможенного досмотра Корсаковского таможенного поста Сахалинской таможни Бусыгиным Э.Г. вынесено определение о возбуждении в отношении неустановленного лица производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования по нему.

По указанному факту 13 сентября 2012 года уполномоченным отдела административных расследований Сахалинской таможни Ауловой О.В. в отношении Протасовой А.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя начальника Сахалинской таможни от 28 сентября 2012 года Протасова А.С. привлечена к административной ответственности по статье 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

Основанием привлечения Протасовой А.С. к ответственности явилось то, что товар (автомобиль «Паджеро Мини» <данные изъяты>), прибывший в ее адрес по коносаменту № от ДД.ММ.ГГГГ из порта Отару (Япония), выгрузка которого была завершена 24 мая 2012 года и который помещен на постоянную зону таможенного контроля общества с ограниченной ответственностью «Пристань», не был помещен на склад временного хранения и в отношении него не совершались таможенные операции, связанные с таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой.

На указанное постановление Сахалинским транспортным прокурором принесен протест.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 21 ноября 2012 года обжалуемое постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Протасовой А.С. прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

На решение судьи начальником Сахалинской таможни принесена жалоба, в которой он, не соглашаясь с выводом судьи об отсутствии в действиях Протасовой А.С. состава административного правонарушения, полагает, что заключение Протасовой А.С. с таможенным представителем договора о таможенном оформлении товаров не освобождало последнюю от выполнения обязанности по помещению ввезенного в ее адрес товара на склад временного хранения в случае истечения установленного срока, необходимого для завершения соответствующих таможенных операций в отношении этого товара, поскольку согласно указанному договору обязанность по помещению товара на склад временного хранения у представителя отсутствовала.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителей Сахалинской таможни Схоменко Н.И. и Зайцеву Е.Н., поддержавших жалобу по изложенным в ней основаниям, заключение помощника Сахалинского транспортного прокурора Лебедева М.В. об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения судьи, прихожу к следующему.

Согласно статье 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

На основании части 4 статьи 160 Таможенного кодекса Таможенного союза перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.

При этом, подпунктом 21 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

Заинтересованные лица в силу подпункта 7 части 1 статьи 4 названного Кодекса - лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 6 апреля 2011 года № 715 временное хранение товаров применяется не позднее трех часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом 12 часов) с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита либо с момента предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия. Товары при этом помещаются на склад временного хранения (СВХ) либо иное место, указанное в статье 198 Федерального закона.

Временное хранение товаров не осуществляется, если в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия), и последующих трех часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом 12 часов) в отношении товаров совершены таможенные операции, связанные с таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой. Товары при этом размещаются в зоне таможенного контроля (прилегающей территории СВХ), созданной в месте завершения таможенной процедуры таможенного транзита (месте прибытия товаров), и на временное хранение не помещаются.

Как следует из материалов дела, автомобиль «Паджеро Мини» 2003 года выпуска, кузов № H58А-0504991 и 2 колеса на дисках из черного металла ввезены на таможенную территорию Таможенного Союза Протасовой А.С.

Согласно частям 1 и 2 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Таким образом, с момента пересечения ввезенного в адрес Протасовой А.С. товара таможенной границы Таможенного союза он подлежал таможенному декларированию, а Протасова А.С. приобрела статус декларанта.

По смыслу подпункта 7 части 1 статьи 4 и части 4 статьи 160 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант относится к категории заинтересованных лиц, и соответственно, обязан совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой.

Вместе с тем, 14 мая 2012 года между Протасовой А.С. (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью «Ростек-Приморье» (таможенным представителем) заключен договор на оказание услуг по декларированию в отношении товаров и транспортных средств.

В соответствии с пунктом 1.2 названного договора заказчик поручает, а таможенный представитель принимает на себя обязательства совершать от имени и по поручению заказчика таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации в отношении товаров и транспортных средств.

Пунктом 2.1.1 договора предусмотрено, что таможенный представитель обязан предоставлять таможенному органу, осуществляющему таможенный контроль, товары и транспортные средства, надлежащим образом оформленную декларацию на товары и другие необходимые документы в соответствии с поручением заказчика и в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации.

В силу пункта 2.1.3 указанного договора он обязан информировать заказчика о ходе выполнения работ по настоящему договору и мерах, предпринимаемых таможенным представителем, для завершения работ по настоящему договору.

Из материалов дела видно, что 24 мая 2012 года была завершена выгрузка т/х «СахИсланд» («SakhIsland»). Товары, в том числе и товар, прибывший в адрес Протасовой А.С., были помещены в постоянную зону таможенного контроля общества с ограниченной ответственностью «Пристань». Все коносаменты на ввезенный груз перевозчиком были переданы обществу с ограниченной ответственностью «Пристань». После прохождения радиационного контроля таможенный представитель Протасовой А.С. – Д. получил коносамент на ввезенный в адрес Протасовой А.С. товар у общества и продолжил таможенное оформление товара.

В силу части 1 статьи 15 Таможенного кодекса Таможенного союза при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза.

Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.

Для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения) (часть 1 статьи 169 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Проанализировав нормы приведенного законодательства и положения заключенного договора на оказание услуг по декларированию товаров и транспортных средств, и учитывая, что таможенный представитель Протасовой А.С. получил от общества с ограниченной ответственностью «Пристань» документы, необходимые для помещения товара на временное хранение (а у декларанта Протасовой А.С. такие документы отсутствовали), совершать таможенные операции, связанные с помещением товара на временное хранение, обязан был таможенный представитель.

При таком положении, когда таможенный представитель, будучи включенным в реестр таможенных представителей, и соответственно оказывающий услуги по таможенному оформлению товаров, перемещаемых через таможенную границу, не завершил в интересах Протасовой А.С. таможенные операции, связанные с таможенным декларированием ввезенного в ее адрес товара до истечении 12 часов с момента предъявления товара таможенному органу, и соответственно, не поместил товар на склад временного хранения, что исключает административную ответственность Протасовой А.С., судья пришел к обоснованному выводу об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменил постановление таможенного органа и прекратил производство по делу.

Указание в жалобе на то, что Протасова А.С. не давала поручений таможенному представителю по помещению товара на склад временного хранения, хотя должна была это сделать в соответствии с требованиями пункта 2.2.4 договора, и соответственно, такая обязанность была оставлена за ней, не исключает ответственность таможенного представителя за нарушение условий помещения товара на склад, поскольку в силу выше приведенной части 2 статьи 16 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.

В этой связи отсутствие каких-либо поручений со стороны Протасовой А.С. на помещение товара на склад временного хранения и заключение соответствующего договора, послужившие, по мнению таможенного органа причиной совершения Протасовой А.С. административного правонарушения, правового значения не имеют и могут свидетельствовать лишь о том, что действуя от имени декларанта и по его поручению, а также обладая объемом прав, предоставленных декларанту, таможенный представитель не воспользовался предоставленным ему правом.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 21 ноября 2012 года оставить без изменения, жалобу начальника Сахалинской таможни Игнатьева В.П. – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова