Судья Гомзякова И.Ю. Дело № 72-425/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Курганского областного суда Клепча С.Н. рассмотрев в г. Кургане 20 ноября 2017 г. жалобу публичного акционерного общества «Сибирско-Уральская энергетическая компания» на постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1 № 17-18/102 от 5 июля 2017 г., решение судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 28 сентября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела лесного и пожарного надзора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1 № 17-18/102 от 5 июля 2017 г. юридическое лицо публичное акционерное общество «Сибирско-Уральская энергетическая компания» (далее – ПАО «СУЭНКО», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в сумме 60 000 рублей.
Решением судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 28 сентября 2017 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд директор ШЭС ПАО «СУЭНКО» ФИО2 просит постановление должностного лица, решение судьи отменить, полагая, что административным органом надлежащим образом не доказан факт совершения Обществом вменяемого правонарушения.
В обоснование жалобы настаивает, что изложенные в ней обстоятельства были отражены в жалобе ПАО «СУЭНКО» на постановление должностного лица, но не были приняты судьей во внимание.
Указывает на наличие нарушений при составлении акта планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка от 21 апреля 2017 г. и отсутствие приложения к нему в виде информации о мероприятиях, проводимых в ходе смотра, обследования территории (лесного участка) (проведение визуального осмотра, применение фото (видео) фиксации, таблиц, схем).
Отмечает, что при составлении протокола об административном правонарушении № 2 от 5 мая 2017 г. представителю ПАО «СУЭНКО» ошибочно передана фототаблица с указанием проведения внеплановой проверки по исполнению предписания № 1 от 17 января 2017 г., которая после внесения в нее изменений в адрес Общества не направлялась, фотографии из фотоаппарата удалены. Различия в приложении № 1 к акту планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка от 21 апреля 2017 г. зафиксированы в оспариваемом постановлении, однако в решении судьи отражения не нашли, равно как и факт не направления исправленной фототаблицы.
Указывает на факт самовольного включения лесничим государственного казенного учреждения «Каргапольское лесничество» (далее – ГКУ «Каргапольское лесничество») П.В.А. 30 квартала выдела 17, 21, 23 в плановое (рейдовое) задание на проведение плановых (рейдовых) осмотров № 4 от 30 марта 2017 г., тогда как решение судьи не содержит информации о несоответствии осмотренных участков плановому заданию.
Ссылается на отсутствие в протоколе № 2 об административном правонарушении от 5 мая 2017 г. объяснений законного представителя юридического лица относительно приложения фотоматериалов к акту планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка).
При рассмотрении дела представитель ПАО «СУЭНКО» ФИО3 доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1 с доводами жалобы не согласился, просил постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не нахожу.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
На основании ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 53 ЛК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (ред. от 18 августа 2016 г.), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно п. 34 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. № 343) Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 - 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
В силу п. 35 указанных Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Из материалов дела усматривается, что 12 апреля 2017 г. участковым лесничим Чашинского участкового лесничества ГКУ «Каргапольское лесничество» П.В.А. был проведен плановый (рейдовый) осмотр лесных участков – кварталов 2, 12, 21, 31 Чашинского участкового лесничества Брылинского мастерского участка, в ходе которого выявлено, что в 2016 г. ПАО «СУЭНКО» в период проведения работ по расчистке (разрубке) деревьев, кустарников трассы линии электропередачи ЛЭП-110 на землях лесного фонда ГКУ «Каргапольское лесничество» не произвело уборку порубочных остатков и мелкотоварной древесины при расчистке трассы – древостои спилены, порубочные остатки при расчистке трассы не собраны в кучи, находятся по всей площади отвода и не сожжены до наступления пожароопасного периода – 21 апреля 2017 г. в квартале 2 выделе 6, 8, 20, 21, 36; квартале 12 выделе 48, 52; квартале 21 выделе 38; квартале 30 выделе 17, 21, 23; квартале 31 выделе 1, 9, 10, 11, 18.
Основанием проведения планового (рейдового) осмотра лесных участков – кварталов 2, 12, 21, 31 Чашинского участкового лесничества Брылинского мастерского участка послужил приказ ГКУ «Каргапольское лесничество» от 30 марта 2017 г. № 10а «О проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории ГКУ «Каргапольское лесничество», а также плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков № 4 от 30 марта 2017 г.
По результатам проверки участковым лесничим Чашинского участкового лесничества ГКУ «Каргапольское лесничество» П.В.А. 21 апреля 2017 г. составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка, с указанием проведения визуального осмотра и фотографирования, приложением фототаблицы, в адрес ПАО «СУЭНКО» направлено уведомление о явке для составления протокола об административном правонарушении и вручения предписания.
5 мая 2017 г. в отношении ПАО «СУЭНКО» составлен протокол № 2 об административном правонарушении, к которому приложено объяснение представителя Общества.
Согласно предписанию № 2 от 5 мая 2017 г. Обществу следовало произвести очистку от порубочных остатков и мелкотоварной древесины, то есть, собрать в кучи и произвести сжигание порубочных остатков при расчистке трассы в квартале 2 выдела 6, 8, 20, 21, 36; квартале 21 выделе 38; квартале 12 выделе 48, 52; квартале 30 выделе 17, 21, 23; квартале 31 выделе 1, 9, 10, 11, 18 Чашинского участкового лесничества Брылинского мастерского участка ГКУ «Каргапольское лесничество». Срок выполнения установлен – после окончания пожароопасного сезона 2017 г. до 1 декабря 2017 г.
Основанием предписания № 2 от 5 мая 2017 г. послужил протокол № 2 об административном правонарушении от 5 мая 2017 г. и нарушение п.п. 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах.
Ранее в отношении ПАО «СУЭНКО» выносились предписания № 1 от 17 января 2017 г. и от 5 мая 2016 г., основанием которых являлись протоколы № 1 об административном правонарушении от 17 января 2017 г. и от 5 мая 2016 г., а также нарушение п.п. 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, сферой нарушения указаны квартал 3 выдел 1, 12, 13, 22, 31; квартал 13 выдел 1, 6, 11, 25, 33, 53; квартал 12 выдел 7, 16, 26, 33; квартал 22 выдел 1, 11, 13, 17 Чашинского участкового лесничества Брылинского мастерского участка ГКУ «Каргапольское лесничество». Кроме того, выносились приказы № 10 от 30 марта 2017 г. и № 80 от 25 ноября 2016 г. «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица».
Довод об отсутствии в решении судьи оценки факта не направления в адрес Общества исправленной фототаблицы на правильность вывода судьи о наличии в действиях ПАО «СУЭНКО» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, не влияет.
Факт совершения юридическим лицом ПАО «СУЭНКО» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку судьи на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, должностным лицом и судьей районного суда сделан правильный вывод о наличии в действиях юридического лица ПАО «СУЭНКО» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Постановление о привлечении юридического лица ПАО «СУЭНКО» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Доводы, приведенные в жалобе аналогичны тем, которые уже приводились заявителем при рассмотрении его жалобы судьей Каргапольского районного суда Курганской области, по существу сводятся к переоценке доказательств по делу. Данные доводы были проверены судьей первой инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, указанным в решении. Оснований не согласиться с такими выводами судьи не усматриваю.
Довод жалобы о самовольном включении лесничим ГКУ «Каргапольское лесничество» П.В.А. в плановое (рейдовое) задание № 4 от 30 марта 2017 г. 30 квартала выдела 17, 21, 23 не исключает факта нарушения ПАО «СУЭНКО» Правил пожарной безопасности в лесах, явившегося основанием для привлечения к административной ответственности.
Наличие расхождений в фотографиях не отрицалось административным органом, на него указано в обжалуемом постановлении, однако все фотоматериалы свидетельствуют о нарушениях, выявленных при проведении планового (рейдового) осмотра лесных участков.
Кроме того, вина юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждается другими доказательствами по делу.
Административное наказание назначено ПАО «СУЭНКО» с учетом требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, а также факта повторного совершения административного правонарушения, в пределах санкции ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений норм КоАП РФ в ходе рассмотрения дела не установлено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1 № 17-18/102 от 5 июля 2017 г. о привлечении ПАО «СУЭНКО» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, решение судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 28 сентября 2017 г. оставить без изменения, жалобу ПАО «СУЭНКО» – без удовлетворения.
Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а так же по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.
Судья Курганского
областного суда С.Н. Клепча