УИД № 72RS0014-01-2020-007452-97
Дело № 2-195/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 27 сентября 2021 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Терентьева А.В.,
при секретаре Мальцевой А.А.,
с участием от истца – помощника прокурора Ленинского АО г. Тюмени ФИО1,
от ответчика – представителей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-195/2021 по исковому заявлению Серовского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Транснефть-Сибирь» о компенсации вреда, причиненного окружающей среде и понуждении к действиям,
установил:
Серовский городской прокурор, действующий в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Транснефть-Сибирь» (далее – ответчик, АО «Транснефть-Сибирь») о взыскании ущерба, причиненного в результате порчи почв перекрытием ее поверхности, в размере 3 337 500 рублей, ущерба, причиненного в результате загрязнения почв разливом нефти в размере 40 950 000 рублей; ущерба, причиненного в результате порчи почв разливом нефти в размере 14 428 480 рублей, понуждении в срок не позднее 01.10.2020 разработать проект рекультивации земельного участка; понуждении восстановить естественное состояние загрязненного лесного участка площадью 13 588,6 кв. м, в 1,7 км. от села Кошай Сосьвинского городского округа Свердловской области путем проведения рекультивационных работ на, основании проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного в порядке, предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800.
Требования мотивированы тем, что Серовской городской прокуратурой по факту произошедшего 15.06.2020 в 22:06 час. по московскому времени на земельном участке в 1,7 км. от села Кошай Сосьвинского городского округа Свердловской области разлива нефти на 838 км. нефтепровода «Сургут-Полоцк» АО «Транснефть-Сибирь» проведена проверка, в ходе которой установлено следующее. Эксплуатацию магистрального нефтепровода осуществляет Урайское управление магистральных нефтепроводов АО «Транснефть-Сибирь». Указанный нефтепровод по признаку транспортирования горючих и токсичных веществ отнесен к категории опасных производственных объектов, зарегистрирован в соответствующем реестре за номером №. Владельцем лицензии на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности является АО «Транснефть-Сибирь». По информации Урайского УМН АО «Транснефть-Сибирь» причиной разлива нефти явилось разрушение стенок секций № и № с последующим раскрытием по длине 2190 мм. и ширине 240 мм. В результате неудовлетворительного состояния магистрального нефтепровода, повлекшего излив нефти, причинен ущерб объектам окружающей среды. Актом о лесонарущении № от 16.06.2020 ГКУ Свердловской области «Сотринское лесничество» зафиксированы результаты осмотра лесного участка: квартал 1 выдела 21, 35 урочище совхоз Кошайский, Предтурьинское участковое лесничество ГКУ «Сотринское лесничество», которым установлена порча почв в результате разлива нефти. По предварительным данным установлено, что разливом нефти повреждена почва на территории 9 100 кв. м, вред причиненный лесам составил 14 428 480 рублей. Согласно экспертному заключению № от 07.07.2020 <данные изъяты> по результатам проведенного количественного химического анализа почв, отобранных на земельном участке предполагаемого загрязнения почвы нефтепродуктами и фоновых проб почв, отобранных на земельном участке вне территории предполагаемого загрязнения почвы нефтепродуктами, на территории лесного массива в районе 839 км. магистрального нефтепровода «Сургут-1 Полоцк» АО «Транснефть-Сибирь» в Сосьвинском городском округе Свердловской области выявлены превышения фонового содержания нефтепродуктов в почве на глубине 0-20 см. более чем в 2 000 раз, что свидетельствует о существенном загрязнении почвы нефтепродуктами. На момент проведения обследования для ликвидаций разлива работниками Урайское УМН АО «Транснефть-Сибирь» частично снят слой почвы с загрязненных территорий, вырублен подлесок, проведены работы по сбору и локализации разлитой нефти. Проведенные работы по нанесению на загрязненный участок водонепроницаемого глинистого грунта привели к консервации нефти в деятельном слое земли, в результате чего, имеет место просачивание нефти и нефтепродуктов на поверхность почвы и в грунтовые воды. Консервация нефти может продлить сроки реабилитаций загрязненного участка на длительный период времени (более 3 лет). Пропитывание нефтью почвенной массы приводит к изменениям в химическом составе, свойствах и структуре почв, оказывает негативное влияние на рост и развитие растений образуя недостаток элементов питания, а также влечет изменение среды обитания птиц и млекопитающих. Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора на основании заявки Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, общая площадь снятого плодородного слоя почвы на земельном участке, смежным с юго-западной стороны земельного участка (№) составляет 18 365,2 кв. м, в том числе 11 304,1 кв. м, земли гослесфонда (№), 7 061,1 кв. м, охранные зоны нефтепровода, ЛЭП и т.д. (№). Общая площадь участка загрязнения 13 588,6 кв. м. 14.07.2020 отделом регионального государственного экологического надзора по Северному управленческому округу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области выполнены расчеты размера вреда, причиненного почвам в результате их порчи и загрязнения. Размер вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными), для земель лесного фонда составляет 3 337 500 рублей. Размер вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды в результате загрязнения почв, возникшего вследствие разлива нефтепродуктов, для земель лесного фонда составляет 40 950 000 рублей. До настоящего времени ответчик проект рекультивации загрязненного нефтью лесного участка не разработал, к работам по рекультивации не приступил. Причиненный ущерб природным ресурсам ответчиком не возмещен, что явилось основанием для обращения в суд.
К участию в деле в третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования подержал, просил иск удовлетворить по доводам изложенным в иске.
Представитель АО «Транснефть-Сибирь» представил в материалы дела письменные возражения, в которых просил требования удовлетворить частично, возложить на ответчика обязанность по осуществлению рекультивационных работ и восстановлению естественного состояния загрязненного лесного участка, в соответствии с разработанным Проектом (т. 4, л.д. 217-235).
В обоснование своих доводов ответчик указал, что одновременное удовлетворение требований о возмещении вреда в денежной форме и возмещении вреда в натуре неправомерно; ответчиком в настоящее время понесены расходы по ликвидации розлива нефти, рекультивации земель, на основании разработанного и утвержденного Проекта рекультивации от 25.12.2020. Общая сумма затрат составила 25 938 337,52 руб.
Также АО «Транснефть-Сибирь» указало, что применение в расчетах ущерба землям лесного фонда универсальной Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды от 08.07.2010 № 238 (далее – Методика № 238). В данном случае обоснованным и правильным для определения ущерба по землям лесного фонда является применение методики - Особенности возмещения вреда, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 №1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» (далее – Методика № 1730).
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Серовской городской прокуратурой по факту произошедшего 15.06.2020 в 22:06 час. по московскому времени на земельном участке в 1,7 км. от села Кошай Сосьвинского городского округа Свердловской области разлива нефти на 838 км. нефтепровода «Сургут-Полоцк» АО «Транснефть-Сибирь» проведена проверка, в ходе которой установлено, что эксплуатацию магистрального нефтепровода осуществляет Урайское управление магистральных нефтепроводов АО «Транснефть-Сибирь».
Указанный нефтепровод по признаку транспортирования горючих и токсичных веществ отнесен к категории опасных производственных объектов, зарегистрирован в соответствующем реестре за номером А 57- 00019-0156. Владельцем лицензии на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности является АО «Транснефть-Сибирь».
По информации Урайского УМН АО «Транснефть-Сибирь» причиной разлива нефти явилось разрушение стенок секций № и № с последующим раскрытием по длине 2190 мм. и ширине 240 мм. В результате неудовлетворительного состояния магистрального нефтепровода, повлекшего излив нефти, причинен ущерб объектам окружающей среды.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в дело письмом Главного управления МЧС России по Свердловской области от 22.06.2020, протоколами осмотра места происшествия от 16.06.2020, 17.06.2020, объяснениями сотрудников АО «Транснефть-Сибирь», оперативным сообщением об инциденте на ОПО, справкой об инциденте АО «Транснефть-Сибирь» (т. 1, л.д. 13-27).
Актом о лесонарущении № от 16.06.2020 ГКУ Свердловской области «Сотринское лесничество» зафиксированы результаты осмотра лесного участка: квартал 1 выдела 21, 35 урочище совхоз Кошайский, Предтурьинское участковое лесничество ГКУ «Сотринское лесничество», которым установлена порча почв, а именно разлив нефти на лесном участке в результате прорыва нефтепровода. Размер нарушения лесного законодательства и размер вреда причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства составил – порча почв на территории 9 100 кв. м, вред причиненный лесам составил 14 428 480 рублей, что также подтверждается справкой-расчетом размера причиненного вреда ГКУ Свердловской области «Сотрочинское лесничество» (т. 1, л.д. 30-34).
Из представленного в дело письма Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 14.07.2020 также следует, что должностным лицом Министерства 16 и 19 июня 2020 года проведены мероприятия по контролю в виде обследования территории, в результате которого зафиксированы многочисленные разливы нефтепродуктов на участке площадью 1,38 га, из них 0,91 га – земли лесного фонда, 0,47 га – земли промышленности и иного специального назначения (т. 1, л.д. 35).
Кроме того, специалистами отдела технологического лабораторного контроля за источниками загрязнения ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля», 19.06.2020 проведён отбор 6 проб почвы (2 пробы на землях лесного фонда, 2 на землях промышленности, 2 фоновые пробы) на содержание нефтепродуктов с загрязненной территории.
Произведены расчеты размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды для земель лесного фонда, вследствие загрязнения почв нефтепродуктами в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, которые составили 40950,0 тыс. рублей и 3 337,5 тыс. рублей соответственно (т. 1, л.д. 36-43, 62-65).
Согласно экспертному заключению № от 07.07.2020 <данные изъяты> по результатам проведенного количественного химического анализа почв, отобранных на земельном участке предполагаемого загрязнения почвы нефтепродуктами и фоновых проб почв, отобранных на земельном участке вне территории предполагаемого загрязнения почвы нефтепродуктами, на территории лесного массива в районе 839 км. магистрального нефтепровода «Сургут-1 Полоцк» АО «Транснефть-Сибирь» в Сосьвинском городском округе Свердловской области выявлены превышения фонового содержания нефтепродуктов в почве на глубине 0-20 см. более чем в 2 000 раз, что свидетельствует о существенном загрязнении почвы нефтепродуктами (т. 1, л.д. 47).
Обращаясь с иском по настоящему делу, Серовский городской прокурор указал, что в результате нефтезагрязнения АО «Транснефть-Сибирь» лесного участка причинил вред объектам окружающей среде, при этом просил взыскать с ответчика компенсацию за вред почвам на территории 9 100 кв. м лесного участка в сумме составил 14 428 480 руб., в соответствии с расчетом ГКУ СО «Сотринское лесничество»; за вред причиненного почвам как объекту окружающей среды в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности в размере 3 337 500 руб., в соответствии с расчетом утвержденного Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области; за вред причиненный почвам как объекту окружающей среды на территории 9 100 кв. м лесного участка в сумме 40 950 000 руб., соответствии с расчетом утвержденного Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 02.06.2015 N 12-П (далее - постановление № 12-П), лес в качестве одной из разновидностей природных объектов, понятие которых раскрыто в статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Природные объекты, наряду с природными комплексами и компонентами природной среды, являются объектами охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности в соответствии с Законом № 7-ФЗ (статья 4).
Данным законом регламентирован институт компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области ее охраны.
Согласно статье 1 указанного закона вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Как следует из пункта 1 статьи 77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (статья 78 Закона № 7-ФЗ).
В постановлении № 12-П сформулированы следующие правовые позиции:
- при регулировании отношений по возмещению вреда, причиненного лесам, в том числе при определении его объемов (структуры), необходим учет свойств леса и как природного ресурса, и как экологической системы, а при оценке причиненного вреда - учет всех негативных последствий, возникших в результате правонарушения. Поэтому исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам (пункт 3.3);
- особые характеристики вреда, причиненного окружающей среде, который не поддается в полной мере объективной оценке (в частности, по причине отдаленности во времени последствий правонарушения), влекут за собой и применение особого, условного метода определения его размера; специфической чертой имущественной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды является то, что вред как необходимое условие состава правонарушения причиняется не имуществу конкретного лица, а окружающей среде, определяемой данной статьей как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (пункт 3).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 № 1197-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Группа «Илим» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем седьмым статьи 3 и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», частью первой статьи 56 Федерального закона «О животном мире» и статьей 58 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что данные правовые позиции имеют общий характер и подлежат применению не только к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, но и к отношениям по возмещению вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по заготовке древесины.
В целях реализации позиций, сформулированных в постановлении № 12-П, Федеральным законом от 23.06.2016 № 218-ФЗ в статью 100 Лесного кодекса Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» указано, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 78 Закона № 7-ФЗ). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона № 7-ФЗ, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме (пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49).
Согласно части 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Законом № 7-ФЗ.
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Закона № 7-ФЗ вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Вред, причиненный почвам, как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почву, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы, исчисляется на основании Методики № 238.
Вместе с тем, в пункте 3 Методики № 238 указано, что исчисление размера вреда при самовольном снятии, уничтожении или порче почв в лесах производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. № 273.
Между тем, положения Методики № 273 утратили силу в связи с утверждением Методики № 1730, которой также предусмотрено в Особенностях возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам, вследствие нарушения лесного законодательства (приложения № 1 - 4 к данным Особенностям, в пункте 6 Приложения № 3), действующих с 08.01.2019.
Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и является средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы. При этом вопрос о возможности зачета расходов делинквента, связанных, например, с приобретением, транспортировкой и размещением растительного грунта, в составе сумм, исчисленных по обеим Методикам, подлежит разрешению с учетом конкретных обстоятельств дела. Ответчик не должен быть лишен возможности представить доказательства, подтверждающие осуществление мероприятий, направленных на восстановление каждого компонента природной среды. Такие расходы подлежат учету при определении размера вреда.
Таким образом, исчисление размера вреда, причиненного лесу как экосистеме вследствие загрязнения нефтью и нефтепродуктами, следует производить отдельно по каждой из Методик № 238 и 1730, определив размер вреда, причиненного каждому компоненту природной среды, за вычетом произведенных затрат по восстановительным работам (определение Верховного Суда РФ от 23.07.2020 № 304-ЭС20-737).
В ходе рассмотрения спора представители АО «Транснефть-Сибирь» заявили ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы с целью определения фактической площади загрязненного лесного участка и размера причиненного ущерба.
Определением суда от 05.11.2020 по делу назначено проведение судебной экспертизы (т. 2, л.д. 36-40).
В соответствии с заключением эксперта <данные изъяты>№ от 10.08.2021 (т. 2, л.д. 110 – т. 3, л.д. 16) фактическое местоположение лесных участков, загрязненных разливом нефти, определены посредством спутниковых геодезических измерений на местности, относительно пунктов опорной межевой сети, соответствует местоположению этих участков, входящих в состав земель лесного фонда (многоконтурный земельный участок с кадастровым номером №), внесенному в ЕГРН. Местоположение лесных участков отражено на планах Приложений 1-6, координаты характерных точек и площадей лесных участков вычислены и сведены в ведомостях 1-12.
При этом экспертами также установлено, что Расчет размера вреда, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, утвержденного Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области от 14 июля 2020 года, не соответствует расчету размеров вреда, причиненного почвам, на основании фактических данных и показателей, установленных на местности при производстве комплексной экспертизы.
В результате исследования территории, определения границ земельного участка, перекрытого глинистым грунтом, экономических расчетов вреда по перекрытию поверхности почвы установлено: площадь перекрытой почвы на землях лесного фонда составила 4248 кв. м.
Расчет размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности определен экспертами по пункту 10 Методики №, размер которой составил 1 593 000 руб. (4 248 кв. м * 0,5 * 1,5 * 500 руб./м).
Таким образом, размер вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными) составил 1 593 000 руб.
Из содержания заключения судебной экспертизы также следует, что при исследовании земельного участка в границах земель лесного фонда на наличие перекрытия её поверхности, использован почвенно-профильный метод, путём заложения и описания почвенного разреза. В результате исследования установлено, что верхний слой почвы не имеет плодородный слой, представляет собой искусственно созданный горизонт, на глубину - прикопки 01/01/02 - 11 см, прикопки 01/02/05 - 30 см, прикопки - 01/02/06 - 30 см, прикопки 01/02/07 - 40 см. Согласно расчету экспертов, в соответствии с Методикой №, размера вреда в границах лесного участка подверженные разливу нефти определенными Планом границ лесного участка, суммарная площадь загрязненного лесного участка (в составе лесных участков №, №, №) – 2 335 кв. м, с учетом установленных показателей, составила 3 718 066,10 руб. (3 335 кв. м. * 106,38 рублей за 1 плотный куб.м. * 2,62 * 4).
Таким образом, размер вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, составил 3 718 066,10 руб.
Кроме того, экспертами при исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах рассчитано с применением Методики № и составил 27 434 250 руб. в отношении лесного участка и 9 577 000 руб. за земли промышленности (т. 2, л.д. 158-162).
В судебном заседании были опрошены эксперты ФИО8 и ФИО9, которые пояснили, что все расчеты были сделаны раздельно. Сумма ущерба в размере 3 718 066,10 руб. это ущерб лесному участку, вред, причиненный деревьям, а сумма 1 593 000 руб. это ущерб почвам в результате перекрытия. Ввиду того, что вред причинен почвам в результате ее перекрытия необходимо применять Методику №, за вред причиненный лесному участку, одному из элементов – деревьям, кустарникам и т.д. (древостою), необходимо применять Методику 1730.
В письменных возражениях АО «Транснефть-Сибирь» представило контррасчет размера ущерба на землях лесного фонда, с применением Методики №, а также применением площади всего лесного участка – 6 335 кв. м, который составил 7 062 653,30 руб. исходя из формулы: 2.62(1) * 4(2) * 6335(3) * 106.38(4), где:
(1) Коэффициент, установленный к ставкам платы за единицу в 2020 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 года № 310 - 2,62;
(2) Разряд такс. Самовольное снятие, уничтожение или порча почв, нахождение транспортных средств и механизмов, кроме специального назначения в защитных лесах вне отведенных мест, их движение вне существующих лесных дорог - 4;
(3) Площадь лесного участка - 6335 кв. м;
(4) Набольшая ставка платы за единицу объема древесины (Сосна средняя) - 106,38 руб.
Экспертом проверен представленный расчет и признан верным.
Суд, проверив представленный ответчиком контррасчет, соглашается с ним исходя из следующего.
Лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом. Соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам (пункт 3.1 постановление № 12-П).
Так ссылка на Методику № 238 в данном случае, несостоятельна, поскольку согласно абзацу 2 пункта 3 данной Методики исчисление размера вреда при самовольном снятии, уничтожении или порче почв в лесах производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. № 273, в настоящее время Методика № 1730.
Из содержания представленного АО «Транснефть-Сибирь» контррасчет следует, что ответчиком при определении ущерба применена Методика № 1730, положения пункта 6 приложения № 3 Особенностей которой предусматривают компенсацию за такие виды нарушений как - самовольное снятие, уничтожение или порча почв, нахождение транспортных средств и механизмов, кроме специального назначения, в защитных лесах вне отведенных мест, их движение вне существующих лесных дорог.
Таким образом, общая сумма ущерба, причиненного землям лесного фонда, с учетом результатов обследования проведенной судебной экспертизы составляет 8 655 653,30 руб., в том числе: 1 593 000 руб. – сумма ущерба в результате порчи почв перекрытием; 7 062 653,30 руб. – сумма ущерба землям лесного фонда.
Судом не принимаются вол внимание представленные истцом в обоснование своей позиции расчеты по первому пункту исковых требований в связи с тем, что при расчетах была использована иная площадь лесного участка, чем фактически установленная экспертами. Также судом не могут быть приняты во внимание расчеты по 2 и 3 пунктам исковых требований, поскольку была использована Методика № 238, которая не подлежит применению для расчетов ущерба, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства. Более того, пункт 3 исковых требований фактически дублирует требования заявленные истцом в пункте 1 исковых требований, с учетом площади лесного участка (9 1000 кв. м/0,91 га) и применения разных Методик, что является недопустимым.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения части 3 статьи 196 ГПК РФ, а также предъявление к АО «Транснефть-Сибирь» искового заявления в Арбитражный суд Тюменской области, в рамках дела № (т. 5, л.д. 84-105), суд приходит к выводу о том, что общая сумма ущерба, причиненного землям лесного фонда, с учетом результатов обследования проведенной судебной экспертизы составляет 8 655 653,30 руб.
Кроме того, судом установлено и подтверждается представленными в дело доказательствами, что АО «Транснефть-Сибирь» в порядке и сроки, установленные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (п. 26) разработан, согласован и утвержден 25.12.2020 Проект рекультивации земель на участке нефтепровода «Сургут-Полоцк» 838 км филиала «Урайское управление магистральных нефтепроводов» АО «Транснефть-Сибирь», которым определены виды и сроки производимых рекультивационных работ (т. 4, л.д. 117-197).
Сроки проведения рекультивационных работ определены в два этапа: 1-й технический этап рекультивации проводится: июнь - октябрь 2020 года; 2-ой биологический этап рекультивации проводится: апрель - октябрь 2021 года и май - октябрь 2022 года.
Судом установлено, что по состоянию на 01.09.2021 затраты АО «Транснефть-Сибирь» на ликвидацию розлива нефти составили: 22 093 660,22 руб.; расходы на рекультивацию составили 3 844 677,30 руб. Общая сумма затрат общества составила: 25 938 337,52 руб., что подтверждается представленными в дело первичными документами (договоры, акты, пл. поручения, накладные, путевые листы, ведомости, командировочные, распоряжения, отчеты) (т. 5, л.д. 106 – т. 16, л.д. 221).
Таким образом, сумма произведенных АО «Транснефть-Сибирь» затрат значительно превышает размер ущерба.
При таких обстоятельствах, суд, с учетом вышеизложенных норм права, принимая во внимание размер причиненного ущерба, сумму произведенных затрат по восстановительным работам, а также наличие у АО «Транснефть-Сибирь» разработанного, согласованного и утвержденного 25.12.2020 с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрацией Сосьвинского ГО Свердловской области, Проект рекультивации земель на участке нефтепровода «Сургут-Полоцк» 838 км филиала «Урайское управление магистральных нефтепроводов» АО «Транснефть-Сибирь», приходит к выводу об удовлетворении требований в части понуждения ответчика восстановить естественное состояние загрязненного лесного участка, в 1,7 км. от села Кошай Сосьвинского городского округа Свердловской области путем проведения рекультивационных работ на, основании Проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного 25.12.2020 в порядке, предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800.
В силу положений статьи 104 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального образования город Тюмень подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования Серовского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.
Обязать акционерное общество «Транснефть-Сибирь» восстановить естественное состояние загрязненного лесного участка, в 1,7 км. от села Кошай Сосьвинского городского округа Свердловской области путем проведения рекультивационных работ на, основании Проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного 25.12.2020 в порядке, предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Акционерного общества «Транснефть-Сибирь» государственную пошлину в доход муниципального образования город Тюмень в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 04 октября 2021 года.
Судья А.В. Терентьев