УИН №72RS0014-01-2023-005760-80
Дело №2а-7820/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 11 августа 2023 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Добрынина И.Н.,
при ведении протокола секретарем Семеновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-7820/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к РОСП Ленинского АО г.Тюмени, Начальнику отдела - старшему судебному приставу РОСП Ленинского АО г. Тюмени, Управлению федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о признании незаконным постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банках или иных кредитных организациях от 10.05.2023 по исполнительному производству №95385/23/72004-ИП от 05.05.2023 (арест счетов в ПАО «Сбер»), о признании незаконным постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банках или иных кредитных организациях от 10.05.2023 по исполнительному производству №95385/23/72004-ИП от 05.05.2023 (арест счетов в АО «Тинькофф Банк»), о признании незаконным постановления о запрете на регистрационные действия в отношении автомобиля от 10.05.2023 по исполнительному производству №95385/23/72004-ИП от 05.05.2023 (арест автомобиля), о признании незаконным постановления об обращении взыскания на денежные средства должника в валюте при исчислении долга в рублях от 10.05.2023 по исполнительному производству №95385/23/72004-ИП от 05.05.2023 (арест и продажа валюты), о признании незаконным постановления о взыскании суммы исполнительского сбора от 22.05.2023 по исполнительному производству №95385/23/72004-ИП от 05.05.2023, об обязании устранить нарушения путем возврата денежных средств, а также о компенсации судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к РОСП Ленинского АО г.Тюмени, Начальнику отдела - старшему судебному приставу РОСП Ленинского АО г. Тюмени, Управлению федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о признании незаконным постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банках или иных кредитных организациях от 10.05.2023 по исполнительному производству №95385/23/72004-ИП от 05.05.2023 (арест счетов в ПАО «Сбер»), о признании незаконным постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банках или иных кредитных организациях от 10.05.2023 по исполнительному производству №95385/23/72004-ИП от 05.05.2023 (арест счетов в АО «Тинькофф Банк»), о признании незаконным постановления о запрете на регистрационные действия в отношении автомобиля от 10.05.2023 по исполнительному производству №95385/23/72004-ИП от 05.05.2023 (арест автомобиля), о признании незаконным постановления об обращении взыскания на денежные средства должника в валюте при исчислении долга в рублях от 10.05.2023 по исполнительному производству №95385/23/72004-ИП от 05.05.2023 (арест и продажа валюты), о признании незаконным постановления о взыскании суммы исполнительского сбора от 22.05.2023 по исполнительному производству №95385/23/72004-ИП от 05.05.2023, об обязании устранить нарушения путем возврата денежных средств в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, которая складывается из следующих сумм: 3000 рублей - курсовая разница на покупку валюты, 1000 рублей - потери по процентам со вклада, 1000 рублей сумма исполнительского сбора, 5000 рублей сумма морального вреда, а также о компенсации судебных расходов, мотивировав требования тем, что оспариваемые постановления вынесены ранее срока для добровольного исполнения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Дело рассматривается при данной явке.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как гласит статья 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также - Закон об исполнительном производстве).
Исходя из положений ст.4 Закона об исполнительном производстве, ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение в связи с этим прав административного истца.
Как следует из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя РОСП Ленинского АО г.Тюмени ФИО2 от 05.05.2023 возбуждено исполнительное производство №95385/23/72004-ИП по предмету взыскания с ФИО1 в пользу СНТ «Незабудка» денежных средств в размере 23140,44 рублей.
Должнику установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от 05.05.2023 направлено посредством ЕПГУ в адрес ФИО1 06.05.2023, прочитано 06.05.2023.
«1. Обратить взыскание на денежные средства, находящиеся на счёте(ах):Счет № №; Публичное акционерное общество "Сбербанк России"; БИК: №; валюта счета: СЕРЕБРО В ГРАММАХ; код подразделения: 1597; дата актуальности сведений: 06.05.2023 Счет №; Публичное акционерное общество "Сбербанк России"; БИК: №; валюта счета: ДОЛЛАР США; код подразделения: 1597; дата актуальности сведений 06.05.2023 Счет №№; Публичное акционерное общество "Сбербанк России"; БИК: №; валюта счета: ЕВРО; код подразделения: 1597; дата актуальности сведений: 06.05.2023Счет № №; Публичное акционерное общество "Сбербанк России"; БИК: №; валюта счета: ЮАНЬ; код подразделения: 1597; дата актуальности сведений: 06.05.2023 Счет(а) открыт в ЗАПАДНОСИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ№8647 ПАО СБЕРБАНК на имя должника ФИО1, адрес: <адрес>, дата рождения: 27.04.1967, ИНН: № на общую сумму 25 140,44 руб (Двадцать пять тысяч сто сорок рублей сорок четыре копейки руб).основной долг на сумму 25140.44 р.
«1. Объявить запрет на совершение действий по распоряжению, регистрационных действий в отношении следующих транспортного (ых) средства (в): Ключ сведения о транспортном средстве: №. Легковые автомобили комби (хэтчбек); Не указано; ВОЛЬВО С30 ; 2007г.в.; г/н №; У/Л/ У\/1 №; Номер кузова (прицепа) №; № двиг: №; Объём двигателя, см куб. 2435.0; Мощность двигателя, кВт 125.0; Мощность двигателя, л.с. 170.0; Первичный ПТС (уникальный номер регистрации) №; Наименование технологической операции Изменение собственника (владельца); Наименование регистрационного документа Свидетельство о регистрации транспортного средства (приказ МВД России № 346-93); Серия и номер регистрационного документа №; Дата выдачи регистрационного документа 04.07.2018; Дата актуальности сведений: 05.05.2023».
Основаниями для наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства на счете, для принудительной продажи валюты, для ареста автомобиля указаны следующие: «В срок, предоставленный для добровольного исполнения, должник не исполнил требования исполнительного документа».
Принимая вышеизложенные установленные фактические обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также Федеральным законом от 02.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и иными федеральными законами.
Статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других -органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Из содержания предмета и оснований заявленных требований следует, что административный истец полагает свои права нарушенными в связи с тем, что оспариваемые постановления вынесены ранее срока для добровольного исполнения требования исполнительного документа.
В соответствии с частями 11, 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
В силу части 3 статьи 24 Закона об исполнительном производстве, извещения, адресованные гражданину, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе, по его месту жительства, месту нахождения или месту работы либо в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а извещения, направляемые посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, - на абонентские номера, предоставленные Федеральной службе судебных приставов операторами связи. Извещения, адресованные организации или гражданину, осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, либо в единый личный кабинет организации или гражданина, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (при их наличии).
Подобные положения также содержаться в пункте 1 Правил направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 №606.
Таким образом, в силу требований Закона об исполнительном производстве основанием для признания должника, не исполнившим установленную обязанность в рамках исполнительного производства в назначенный срок, является факт нарушения им такого срока при наличии обстоятельств его надлежащего извещения (уведомления) уполномоченным органом о юридическом факте.
Как указано в правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27.09.2018 №2486-О, применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения задачи защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ).
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемые решения, действия, бездействие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований.
Совокупность указанных требований подтверждена, поскольку материалы дела свидетельствуют о реальном нарушении имущественных прав административного истца. Поскольку оспариваемые постановления вынесены 10.05.2023, однако о факте возбуждения исполнительного производства истец была уведомлена 06.05.2023, то есть ранее установленного для добровольного исполнения срока, суд признает оспариваемые постановления незаконными, а требования в указанной части обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Необходимо учитывать, что требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены и рассмотрены судом в рамках административного судопроизводства.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданине или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самое правления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закон) или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданин) причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку при рассмотрении дела было установлено совершение незаконных действий должностных лиц службы судебных приставов, которыми были нарушены права административного истца на имущество, суд считает требования о компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей законными обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Если лицо, чье право было нарушено, воспользовалось правом на компенсацию в соответствии с нормами КАС РФ, оно лишается права на компенсацию морального вреда по гражданскому законодательству, но не лишается права на возмещение вреда имущественного характера в соответствии с правилами деликтной ответственности (ст. 1069, 1070 ГК РФ).
Истцом также заявлены требования о восстановлении нарушенного права путем возврата денежных средств, который суд считает подлежащими удовлетворению посредством возложения на начальника РОСП Ленинского АО г.Тюмени устранить допущенные нарушения.
В силу ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Поскольку решение суда состоялось в пользу истца, заявление о взыскании судебных расходов признается судом законными.
Сопоставив перечень оказанных услуг (юридических по составлении искового заявлении), суд признает расходы на оплату услуг представителя относимыми.
По разъяснениям, приведенным в п.12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
Как указано в п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Из материалов дела следует, что оно рассмотрено в общем порядке, какую-либо сложность не представляет.
Таким образом, принимая во внимание необходимость соблюдения баланса интересов сторон, учитывая, что предмет оказания правовой помощи соответствует фактически принятым (оплаченным) денежным средствам за оказание юридических услуг, степени участия представителя и объему оказанных услуг (составление искового заявления), суд считает справедливым и разумным взыскать с ответчика УФССП России по Тюменской области в пользу истца 6000 руб. доказанных судебных расходов (квитанция на оплату услуг).
На основании изложенного, суд, руководствуясь ст. ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банках или иных кредитных организациях от 10.05.2023 по исполнительному производству №95385/23/72004-ИП от 05.05.2023 (арест счетов в ПАО «Сбербанк»), постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банках или иных кредитных организациях от 10.05.2023 по исполнительному производству №95385/23/72004-ИП от 05.05.2023 (арест счетов в АО «Тинькофф Банк»), постановление о запрете на регистрационные действия в отношении автомобиля от 10.05.2023 по исполнительному производству №95385/23/72004-ИП от 05.05.2023 (арест автомобиля), постановление об обращении взыскания на денежные средства должника в валюте при исчислении долга в рублях от 10.05.2023 по исполнительному производству №95385/23/72004-ИП от 05.05.2023 (арест и продажа валюты), постановление о взыскании суммы исполнительского сбора от 22.05.2023 по исполнительному производству №95385/23/72004-ИП от 05.05.2023.
Взыскать с УФССП России по Тюменской области в пользу ФИО1 5000 рублей в счет компенсации морального вреда, а также 6000 рублей судебных расходов.
Обязать начальника РОСП Ленинского АО г.Тюмени устранить допущенные нарушения и сообщить об этом в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Тюмени.
Решение в окончательном виде будет составлено 11.08.2023.
Судья подпись И.Н.Добрынин
Решение в окончательном виде составлено 11.08.2023.
УИД № 72RS0014-01-2023-005760-80
Подлинник решения подшит в административное
дело № ________________ и хранится
в Ленинском районном суде г.Тюмени
Судебный акт (не) вступил в законную силу
«_______» ________________ 20 ______ г.
Судья: И.Н.Добрынин
Помощник судьи: С.В.Мресова