УИД№72RS0015-01-2021-000563-66 Дело № 2а- 404/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Нижняя Тавда 04 августа 2021 года
Нижнетавдинский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Слука Т.А.
при секретаре Буберджи Э.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Главному специалисту, главному государственному инспектору-инженеру гостехнадзора Нижнетавдинского района ФИО2 о признании необоснованным отказа инспектора и обязании поставить на учет тракторные прицеп,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 обратилось в суд с настоящим административным иском, мотивируя свои требования тем, что 06 февраля 2017 года решением мирового судьи судебного участка №1 Нижнетавдинского судебного района Тюменской области за ним признано право собственности на тракторный прицеп марки модель 785А (Калачинский механический завод), 1971 года выпуска, заводской №, синего цвета, оценочной стоимостью 20000 рублей в силу приобретательной давности. В последующем он обратился в Гостехнадзор Нижнетавдинского района Тюменской области с целью постановки на учет данного прицепа. 29.04.2021 главный специалистом, главным государственным инспектором-инженером гостехнадзора Нижнетавдинского района ФИО2 было выдано уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации.
Просит суд, признать отказ инспектора гостехнадзора Нижнетавдинского района ФИО2 необоснованным, обязать инспектора ФИО2 поставить на учет тракторные прицеп марки модель 785А (Калачинский механический завод), 1971 года выпуска, заводской №, синего цвета.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, согласно доводов изложенных в административном иске.
Главный специалист, главный государственный инспектор-инженер гостехнадзора Нижнетавдинского района ФИО2 в судебном заседании с доводами административного иска не согласился, указав, что отказ в совершении регистрационных действий в отношении тракторного прицепа основан на требованиях действующего законодательства и является правомерным. При осмотре тракторного прицепа выявлено, что тормозная система, не отвечает требованиям безопасности, установлены колесные диски кустарного производства. В органах гостехнадзора не регистрируются транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и агрегатов. В связи с вышеизложенным уведомлением ФИО1 отказано в предоставлении государственной услуги по регистрации.
В письменном отзыве на административное исковое заявление начальник управления Гостехнадзора по Тюменской области И.Ф.Оленберг просил в удовлетворении заявления отказать по доводам изложенным в отзыве на административный иск.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании положений ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1).
В силу ч.2 вышеназванной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
По таким административным делам административный истец обязан:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением мирового судьи судебного участка №1 Нижнетавдинского судебного района Тюменской области от 06 февраля 2017 за ФИО1 признано право собственности на тракторный прицеп марки модель 785А (Калачинский механический завод), 1971 года выпуска, заводской №, синего цвета, оценочной стоимостью 20000 рублей в силу приобретательной давности.
В соответствии с уведомлением об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации от 29.04.2021 года №52 вынесенным главным специалистом, главным государственным инженером-инспектором гостехнадзора Нижнетавдинского района ФИО2 по заявлению ФИО1, указанным должностным лицом принято решение об отказе в соответствии пунктом 2.9.2 административного регламента по предоставлению Управлением гостехнадзора Тюменской области государственной услуги по государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 22.01.2021 №24-п в связи с отсутствием документов или сведений, наличие которых является обязательным, принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации тракторного прицепа марки модель 785А (Калачинский механический завод), 1971 года выпуска, заводской №, синего цвета.
Также в соответствии с абзацем третьим пункта 4 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 г. №1507, в органах гостехнадзора не регистрируются транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и агрегатов.
Административный истец обратился в суд с требованиями о признании необоснованным отказа инспектора и обязании поставить на учет тракторный прицеп.
Рассматривая заявленные административным истцом требования о признании незаконными бездействий административного ответчика, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ N 196), безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Согласно ст. 5 ФЗ N 196, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 4 ст. 15 ФЗ N 196, транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 15 ФЗ N 196, после внесения изменения в конструкцию состоящих на государственном учете транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1507 утверждены Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники (далее Пивила регистрации).
Абзацами 2,3 пункта 4 Правил регистрации предусмотрено, что органах гостехнадзора не регистрируются: транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и агрегатов; техника, временно ввезенная на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 6 месяцев либо являющаяся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность; временно ввезенная на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 6 месяцев техника, которая в целом или в качестве основных компонентов в виде кузова, рамы или шасси используется для создания другой техники, перегоняется к конечным производителям или вывозится из Российской Федерации, либо техника, являющаяся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность; техника, являющаяся опытным (испытательным) образцом, предназначенным для прохождения испытаний, не связанных с движением по автомобильным дорогам общего пользования.
Для государственной регистрации техники представляются следующие документы:
заявление по форме согласно приложению N 1 или 2;
документ, удостоверяющий личность владельца техники или его представителя (предъявляется при подаче заявления), кроме случаев подачи заявления в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящих Правил;
документ, подтверждающий полномочия представителя владельца техники, в случае, если документы подаются представителем;
документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами;
паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники со статусом "действующий" в системе электронных паспортов самоходной машины и других видов техники, оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее - электронный паспорт техники), с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 16 настоящих Правил;
копия сертификата соответствия или декларации соответствия в случае, если обязательная сертификация установлена законодательством Российской Федерации (может быть представлена по инициативе заявителя);
страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (может быть представлен по инициативе заявителя);
документ, идентифицирующий технику как временно ввезенную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
квитанция (платежное поручение) об уплате государственной пошлины (может быть представлена по инициативе заявителя).
Государственная регистрация техники производится органом гостехнадзора по месту обращения владельца техники вне зависимости от места регистрации физического лица, индивидуального предпринимателя или места нахождения юридического лица, являющихся владельцами техники, в пределах одного субъекта Российской Федерации (п.8).
В соответствии с п. 58 Правил регистрации основанием для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные является отсутствие документов, наличие которых является обязательным в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники" установлено, что паспорта выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 года, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 года;органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 года, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 года, - при предъявлении их к регистрации.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 г. N 100 (в редакции от 03.03.2020 г.) "О паспорте самоходной машины и других видов техники" с 1 января 2016 г. введены единая форма паспорта самоходной машины и других видов техники и Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники.
Оформление паспортов самоходных машин и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства - члена, допускалось до указанной даты подп. "в" п. 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. N 100, подп. "б" п. "2" Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122.
С 01.01.2016 вступил в силу Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники.
В соответствии с п.2 Порядка, единая форма паспорта самоходной машины и других видов техники (далее - паспорт техники) оформляется только организациями-изготовителями машин (заводы) и уполномоченными органами (таможня). Согласно пункту 9 данного Порядка орган, уполномоченный на регистрацию самоходных машин (Гостехнадзор), может выдать дубликат паспорта техники только ранее зарегистрированную машину.
Технической документации завода-изготовителя, регистрационных документов, в том числе паспорта, иных документов о постановке на учет в государственных органах не имеется. Сведений о том, что тракторный прицеп состоял на учет в органах гостехнадзора, не имеется.
Кроме этого, при заполнении полей 8, 9 паспорта техники указываются регистрационный номер и дата регистрации сертификата в Едином реестре выданных сертификатов и наименование выдавшего сертификат соответствия органа по сертификации, включенного в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввезенные из-за рубежа, предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом, наличие документа (в том числе решения суда), подтверждающего право собственности на транспортное средство, в соответствии с законодательством является не единственным условием, необходимым для государственной регистрации, учета техники в органах гостехнадзора.
Документы, подтверждающие заводское изготовление транспортного средства, нанесение на него маркировки с № истцом не предоставлялись. Помимо этого, при осмотре транспортного средства специалистом Управления гостехнадзора Тюменской области выявлено, что на транспортном средстве отсутствует предусмотренная конструкцией и требованиям ГОСТ 12.2.002.3-91 "Система стандартов безопасности труда. Сельскохозяйственные и лесные транспортные средства. Определение тормозных характеристик" тормозная система, что не отвечает требованиям безопасности и требует подтверждения соответствия техническому регламенту ТР ТС 031/2012, установлены колесные диски кустарного производства.
Пунктом 2.6.1 подраздела 2.6 раздела II административного регламента по предоставлению Управлением гостехнадзора Тюменской области государственной услуги по государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 22.01.2021 N 24- п, (далее - Административный регламент) определён перечень документов, подлежащих представлению заявителем, в том числе - паспорт техники.
Согласно пункту 2.9.2 подраздела 2.9 раздела II Административного регламента отсутствие документов или сведений, наличие которых является обязательным, предусмотренных подразделом 2.6 Административного регламента, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Суд не усматривает нарушений законодательства в связи с отказом в регистрации прицепа.
Приобретенный прицеп каких-либо документов, позволяющих идентифицировать его как тракторный прицеп не имеет, в том числе паспорт на него отсутствует.
Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что административный истец ФИО1 обращаясь в уполномоченный орган с заявлением о регистрации тракторного прицепа, представил все необходимые документы для такой регистрации, предусмотренных Правилами, постольку оснований для возложения на административного ответчика обязанности по его регистрации за административным истцом, не имеется.
Учитывая приведенные положения, обжалуемый отказ главного государственного инженера-инспектора гостехнадзора Нижнетавдинского района ФИО2 изложенный в уведомлении об отказе в предоставлении государственной услуги №52 от 29.04.2021 г. в регистрации тракторного прицепа марки модель 785А (Калачинский механический завод), 1971 года выпуска, заводской №, синего цвета, основан на законе, вынесен уполномоченным на то должностным лицом при наличии на то правовых оснований, в пределах компетенции государственного органа по регистрации самоходных машин.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, нормы действующего законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения требования административного истца о признании вышеуказанного отказа необоснованным, и обязании совершить регистрационные действия, полагает необходимым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 - отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218, 226 - 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Главному специалисту, главному государственному инспектору-инженеру гостехнадзора Нижнетавдинского района ФИО2 о признании необоснованным отказа инспектора и обязании поставить на учет тракторные прицеп - отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тюменского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетавдинский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение суда составлено 06 августа 2021 г.
Председательствующий Т.А. Слука