ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 730012-02-2023-000355-30 от 24.10.2023 Мелекесского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-2-342/2023

УИД №73RS0012-02-2023-000355-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2023 года с. Новая Малыкла

Ульяновская область

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Зиминой Н.Г.,

при секретаре Балдиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к Новомалыклинскому районному потребительскому обществу о признании действий (бездействия) незаконными и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указало, что согласно п.п. 5, 16 ст.20.1 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Правил «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 №515 (далее – Правила №515), правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно – оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.

Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п.9 Правил №515).

Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п.10 Правил №515).

Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрам выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п.26 Правил 515).

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 №792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» подлежат обязательной маркировке Табачная продукция с 1 марта 2019 г, молочная продукция – с 1 сентября 2021 г., обувные товары – с 1 июля 2019 г.; белье постельное, столовое, туалетное – с 1 декабря 2019 года.

В соответствии с п.2 Правил маркировки молочной продукции средствами идентификация особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. №2099 (далее – Правила №2099) маркированная молочная продукция – молочная продукция, на которую нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о которой (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе мониторинга. Код идентификации транспортной упаковки – последовательность символов, представляющая собой уникальный номер транспортной упаковки молочной продукции, формируемая в соответствии с разделом V настоящих Правил.

Согласно п.51 Правил №2099 информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке молочной продукции.

В соответствии с п.91 Правил №2099 участники оборота молочной продукции, осуществляющие продажу молочной продукции с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте или о выводе из оборота молочной продукции посредством контрольно-кассовой техники, а при осуществлении операций корректировки первично поданной информации о цене товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара, о выводе из оборота маркированной молочной продукции посредством контрольно-кассовой техники направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота молочной продукции посредством контрольно-кассовой техники.

В соответствии с п.2 Правил маркировки табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средства идентификации, в отношении табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. №224 (далее – Правила №224) маркированная табачная продукция – табачная продукция, на которую нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о маркировке которой (в том числе сведения о маркировке нанесенных на нее средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе мониторинга, последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляр товара. Код идентификации – последовательность символов, представляющая собой уникально номер экземпляра товара.

Согласно п.41 Правил №224 информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации, нанесенном на упаковку табачной продукции или на этикетку.

В соответствии с п.67 Правил №224 участники оборота табачной продукции, осуществляющие продажу табачной продукции с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга с использованием контрольно-кассовой техники информацию об обороте табачной продукции, если операция осуществляется между участниками оборота табачной продукции, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, или о выводе из оборота табачной продукции, а при осуществлении операций корректировки первично поданной информации о выбытии маркированного товара посредством контрольно-кассовой техники направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота табачной продукции посредством контрольно-кассовой техники. Корректировка первично поданной информации возможна только в отношении цены товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара.

Согласно п.2 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности, утвержденных Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2019 г; №1956, «белье» - продукция, относящаяся к товарной группе «Отдельные позиции товаров легкой промышленности», соответствующая коду 6302 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и кодам 13.92.12, 13.92.13 и 13.92.14 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное и определяющая товары легкой промышленности, в отношении которых принято решение о маркировке средствами идентификации, а также комплекты и наборы указанных товаров, на которые распространяется действие Настоящих Правил (далее – Правила №1956).

В соответствии с п.35 Правил №1956 информационная система мониторинга не допускает Повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров.

Согласно п.69 Правил №1956 участники оборота товаров, осуществляющие продажу товаров с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте товаров, если операция осуществляется между участниками оборота товаров, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, о выводе из оборота товаров возврате в оборот товаров с неповрежденным средством идентификации с использованием контрольно-кассовой техники, за исключением участников оборота товаров, которые вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов в соответствии законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в соответствии с п.691 Правил №1956 участники оборота товаров, осуществляющие продажу маркированных товаров или возврат в оборот товаров с неповрежденным средством идентификации и операцию корректировки первично поданной информации о выводе из оборота товаров или о возврате оборот товаров с неповрежденным средством идентификации посредством контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота товаров посредством контрольно-кассовой техники или возврата в оборот с товаров неповрежденным средством идентификации. Корректировка первично поданной информации возможна только в отношении цены товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость включенного в стоимость товара.

Поскольку код идентификации является уникальным для каждого экземпляра товара, повторное нанесение одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара недопустимо, как и повторное его сканирование и вывод из оборота.

Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза.

Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в отношении Новомалыклинского районного потребительского общества 23.03.2023, 03.05.2023, 25.05.2023, 09.08.2023 были проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований.

В рамках указанных контрольных (надзорных) мероприятий Управлением проводился сбор и анализ данных по товарным группам «Табачная продукция», «Товары легкой промышленности», размещенных в разделе «Повторные продажи» Государственной информационной системы мониторинга «Честный знак» (https://gov.crpt.ru).

В результате проведения наблюдений установлено, что Новомалыклинское районное потребительское общество в период с 10.02.2023 по 10.03.2023 по адресам: 433590, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Станция Якушка, ул.Кооперативная, д.10; 433564, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Верхняя Якушка, ул.Советская, зд.53; 433564, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Верхняя Якушка, ул.Кооперативная, д.2; 433572, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Новая Бесовка, ул.Кооперативная, зд.13; 433580, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Новочеремшанск, ул.Парковая, д.10; 433591, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Эчкаюн, ул.Центральная, д.33; 433566, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Елховый Куст, ул.Набережная, д.40 допустило 246 повторных продаж маркированной средствами идентификации табачной продукции на общую сумму 37160,92 руб.

Новомалыклинское районное потребительское общество в период с 10.03.2023 по 10.04.2023 по адресам: 433566, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Елховый Куст, ул.Набережная, д.40; 433592, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Вороний Куст, ул.Центральная, 28; 433580, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Новочеремшанск, ул.Парковая, д.10; 433580, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Новочеремшанск, ул.Дорожная, д.10; 433590, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Станция Якушка, ул.Кооперативная, д.10; 433571, Ульяновская область, Новомальпслинский район, с.Средний Сантимир, ул.Кооперативная, д.2 допустило 16 повторных продаж маркированной средствами идентификации молочной продукции на общую сумму 949 руб.

Новомалыклинское районное потребительское общество в период с 16.04.2023 по 15.05.2023 по адресам: 433571, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Средний Сантимир, ул.Кооперативная, д.2; 433590, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Верхняя Якушка, ул.Кооперативная, д.2 допустило 4 повторные продажи маркированного средствами идентификации товара легкой промышленности – белья (код товара 02900023876911) на общую сумму 4171,00 руб.

Новомалыклинское районное потребительское общество в период с 16.04.2023 по 15.05.2023 по адресам: 433571, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Средний Сантимир, ул.Кооперативная, д.2; 433590, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Станция Якушка, ул.Кооперативная, д.10 допустило 17 повторных продажи маркированного средствами идентификации обуви на общую сумму 4926,94 руб.

Новомалыклинское районное потребительское общество в период с 13.06.2023 по 12.07.2023 по адресам: 433571, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Средний Сантимир, ул.Кооперативная, д.2; 433565, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Высокий Колок, ул.Братьев Кипкаевых, д.59 допустило 4 повторные продажи маркированного средствами идентификации обуви на общую сумму 3332 руб.

В адрес Новомалыклинского районного потребительского общества Управлением неоднократно направлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (№ 240 от 24.03.2023, №429 от 12.05.2023, №539 от 31.05.2023, №540 от 31.05.2023, №908 от 14.08.2023).

Обязанность продавца (изготовителя) предоставлять необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), реализуемых им товаров, а также сведений о технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, установлена положениями статей 8, 10 Закона о защите прав потребителей.

Пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 2, 3 статьи 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Действия Новомалыклинского районного потребительского общества по продаже товаров (табачной продукции) под одним и тем же кодом идентификации нарушают права неограниченного круга потребителей с.Станция Якушка, с.Верхняя Якушка, с.Новая Бесовка, с.Новочеремшанск, с.Средний Сантимир, с.Елховый Куст, с.Высокий Колок, с.Новая Бесовка, с.Эчкаюн, с.Вороний Куст Новомалыклинского района Ульяновской области на получение необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающих возможность их правильного выбора, и подлежат устранению путем возложения обязанности не допускать повторную реализацию товара, ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот.

Просит признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей с.Станция Якушка, с.Верхняя Якушка, с.Новая Бесовка, с.Новочеремшанск, с.Средний Сантимир, с.Елховый Куст, с.Высокий Колок, с.Новая Бесовка, с.Эчкаюн, с.Вороний Куст Новомалыклинского района Ульяновской области действия Новомалыклинского районного потребительского общества, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров «Честный знак», а именно по повторной продаже маркированной средствами идентификации табачной продукции, товаров легкой промышленности, ранее выведенных из оборота без его возврата в оборот; обязать Новомалыклинское районное потребительское общество прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно не допускать повторную продажу маркированной средствами идентификации табачной продукции, товаров легкой промышленности, ранее выведенных из оборота без его возврата в оборот; обязать Новомалыклинское районное потребительское обществе в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу довести его до сведения неопределенного круга потребителей с.Станция Якушка, с.Верхняя Якушка, с.Новая Бесовка, с.Новочеремшанск, с.Средний Сантимир, с.Елховый Куст, с.Высокий Колок, с.Новая Бесовка, с.Эчкаюн, с.Вороний Куст Новомалыклинского района Ульяновской области через средства массовой информации.

В судебном заседании представитель административного истца не присутствовал, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дне слушания был извещен надлежаще и своевременно.

Руководствуясь положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).

Согласно п.п. 5, 16 ст.20.1 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Правил «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 №515 (далее – Правила №515), Правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно – оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.

Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п.9 Правил №515).

Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п.10 Правил № 515).

Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п.26 Правил №515).

Табачная продукция и белье постельное, столовое, туалетное и кухонное согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 №792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» подлежат обязательной маркировке с 1 марта 2019 года и с 1 декабря 2019 года соответственно.

В соответствии с п.2 Правил маркировки табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 года №224 (далее – Правила №224) маркированная табачная продукция – табачная продукция, на которую нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о маркировке которой (в том числе сведения о маркировке нанесенных на нее средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе мониторинга, последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара. Код идентификации – последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.

Согласно п.41 Правил №224 информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации, нанесенного на упаковку табачной продукции или на этикетку.

В соответствии с п.67 Правил №224 участники оборота табачной продукции, осуществляющие продажу табачной продукции с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга с использованием контрольно-кассовой техники информацию об обороте табачной продукции, если операция осуществляется между участниками оборота табачной продукции, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, или о выводе из оборота табачной продукции, а при осуществлении операций корректировки первично поданной информации о выбытии маркированного товара посредством контрольно-кассовой техники направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота табачной продукции посредством контрольно-кассовой техники. Корректировка первично поданной информации возможна только в отношении цены товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара.

Согласно п.2 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров кой промышленности, утвержденных Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2019 года №1956, «белье» - продукция, относящаяся к товарной группе «Отдельные позиции товаров легкой промышленности», соответствующая коду 6302 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и кодам, 13.92.12, 13.92.13 и 13.92.14 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное и определяющая товары легкой промышленности, в отношении которых принято решение о маркировке средствами идентификации, а также комплекты и наборы указанных товаров, на которые распространяется действие настоящих Правил (далее – Правила №1956).

В соответствии с п.35 Правил №1956 информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров.

Согласно п.69 Правил №1956 участники оборота товаров, осуществляющие продажу товаров с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте товаров, если операция осуществляется между участниками оборота товаров, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, о выводе из оборота товаров возврате в оборот товаров с неповрежденным средством идентификации с использованием контрольно-кассовой техники, за исключением участников оборота товаров, которые вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов в соответствии законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, соответствии с п.691 Правил №1956 участники оборота товаров, осуществляющие продажу маркированных товаров или возврат в оборот товаров с неповрежденным средством идентификации и операцию корректировки первично поданной информации о выводе из оборота товаров или о возврате оборот товаров с неповрежденным средством идентификации посредством контрольно- кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота товаров посредством контрольно-кассовой техники или возврата в оборот с товаров неповрежденным средством идентификации. Корректировка первично поданной информации возможна только в отношении цены товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость включенного в стоимость товара.

Поскольку код идентификации является уникальным для каждого экземпляра товара, повторное нанесение одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара недопустимо, как и повторное его сканирование и вывод из оборота.

Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза.

Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.

Судом установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в отношении Новомалыклинского районного потребительского общества 23.03.2023, 03.05.2023, 25.05.2023, 09.08.2023 были проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований.

В рамках указанных контрольных (надзорных) мероприятий Управлением проводился сбор и анализ данных по товарным группам «Табачная продукция», «Товары легкой промышленности», размещенных в разделе «Повторные продажи» Государственной информационной системы мониторинга «Честный знак» (https://gov.crpt.ru).

В результате проведения наблюдений установлено, что Новомалыклинское районное потребительское общество в период с 10.02.2023 по 10.03.2023 по адресам: 433590, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Станция Якушка, ул.Кооперативная, д.10; 433564, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Верхняя Якушка, ул.Советская, зд.53; 433564, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Верхняя Якушка, ул.Кооперативная, д.2; 433572, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Новая Бесовка, ул.Кооперативная, зд.13; 433580, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Новочеремшанск, ул.Парковая, д.10; 433591, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Эчкаюн, ул.Центральная, д.33; 433566, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Елховый Куст, ул.Набережная, д.40 допустило 246 повторных продаж маркированной средствами идентификации табачной продукции на общую сумму 37160,92 руб.

Новомалыклинское районное потребительское общество в период с 10.03.2023 по 10.04.2023 по адресам: 433566, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Елховый Куст, ул.Набережная, д.40; 433592, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Вороний Куст, ул.Центральная, 28; 433580, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Новочеремшанск, ул.Парковая, д.10; 433580, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Новочеремшанск, ул.Дорожная, д.10; 433590, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Станция Якушка, ул.Кооперативная, д.10; 433571, Ульяновская область, Новомальпслинский район, с.Средний Сантимир, ул.Кооперативная, д.2 допустило 16 повторных продаж маркированной средствами идентификации молочной продукции на общую сумму 949 руб.

Новомалыклинское районное потребительское общество в период с 16.04.2023 по 15.05.2023 по адресам: 433571, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Средний Сантимир, ул.Кооперативная, д.2; 433590, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Верхняя Якушка, ул.Кооперативная, д.2 допустило 4 повторные продажи маркированного средствами идентификации товара легкой промышленности – белья (код товара 02900023876911) на общую сумму 4171,00 руб.

Новомалыклинское районное потребительское общество в период с 16.04.2023 по 15.05.2023 по адресам: 433571, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Средний Сантимир, ул.Кооперативная, д.2; 433590, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Станция Якушка, ул.Кооперативная, д.10 допустило 17 повторных продажи маркированного средствами идентификации обуви на общую сумму 4926,94 руб.

Новомалыклинское районное потребительское общество в период с 13.06.2023 по 12.07.2023 по адресам: 433571, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Средний Сантимир, ул.Кооперативная, д.2; 433565, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Высокий Колок, ул.Братьев Кипкаевых, д.59 допустило 4 повторные продажи маркированного средствами идентификации обуви на общую сумму 3332 руб.

В адрес Новомалыклинского районного потребительского общества Управлением неоднократно направлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (№240 от 24.03.2023, №429 от 12.05.2023, №539 от 31.05.2023, №540 от 31.05.2023, №908 от 14.08.2023).

Обязанность продавца (изготовителя) предоставлять необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), реализуемых им товаров, а также сведений о технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, установлена положениями статей 8, 10 Закона о защите прав потребителей.

Пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 2, 3 статьи 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Действия Новомалыклинского районного потребительского общества по продаже товаров (табачной продукции) под одним и тем же кодом идентификации нарушают права неограниченного круга потребителей с.Станция Якушка, с.Верхняя Якушка, с.Новая Бесовка, с.Новочеремшанск, с.Средний Сантимир, с.Елховый Куст, с.Высокий Колок, с.Эчкаюн, с.Вороний Куст Новомалыклинского района Ульяновской области на получение необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающих возможность их правильного выбора, и подлежат устранению путем возложения обязанности не допускать повторную реализацию товара, ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот.

В соответствии со ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправление общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 176-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к Новомалыклинскому районному потребительскому обществу о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности удовлетворить.

Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей с.Станция Якушка, с.Верхняя Якушка, с.Новая Бесовка, с.Новочеремшанск, с.Средний Сантимир, с.Елховый Куст, с.Высокий Колок, с. Эчкаюн, с.Вороний Куст Новомалыклинского района Ульяновской области действия Новомалыклинского районного потребительского общества (ИНН 7312000160, ОГРН 1027300784499), выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров «Честный знак», а именно по повторной продаже маркированной средствами идентификации табачной продукции, товаров легкой промышленности, ранее выведенных из оборота без его возврата в оборот.

Обязать Новомалыклинское районное потребительское общество (ИНН 7312000160, ОГРН 1027300784499) прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно не допускать повторную продажу маркированной средствами идентификации табачной продукции, товаров легкой промышленности, ранее выведенных из оборота без его возврата в оборот.

Обязать Новомалыклинское районное потребительское обществе (ИНН 7312000160, ОГРН 1027300784499) в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу довести его до сведения неопределенного круга потребителей с.Станция Якушка, с.Верхняя Якушка, с.Новая Бесовка, с.Новочеремшанск, с.Средний Сантимир, с.Елховый Куст, с.Высокий Колок, с.Эчкаюн, с.Вороний Куст Новомалыклинского района Ульяновской области через средства массовой информации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 31 октября 2023 года.

Судья Н.Г. Зимина