ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 730014-01-2022-000192-59 от 13.04.2022 Николаевского районного суда (Ульяновская область)

№73RS0014-01-2022-000192-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2022 года р.п. Николаевка

Николаевский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Яниной И.В.,

с участием прокурора Осокина А.А.,

при секретаре Прокофьевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1-120/2022 по административному иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Николаевский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л :

В суд в защиту интересах неопределенного круга лиц с административным иском к административному ответчику Администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области обратился прокурор, с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером площадью 112 109 кв.м, расположенном по адресу: в 2-х километрах южнее поворота с ФАД М-5 «Урал» на <адрес>, в <адрес> дороги «р.<адрес>», в <адрес> севернее <адрес> в <адрес>, обязать в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать указанную несанкционированную свалку бытовых отходов путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации по следующим основаниям.

В ходе проверки соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы обращения с отходами производства и потребления, установлено, что на указанном земельном участке имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов.

В приложении А 15 «Реестр мест несанкционированного складирования ТКО» к Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории <адрес>, утвержденной Министерства природы и цикличной экономики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, значится несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером .

Таким образом, данная несанкционированная свалка образована до начала работы на территории <адрес> регионального оператора ООО «Межрегиональная экологическая компания», приступившего к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку данная свалка не относится к числу вновь образованных и образована более 5 лет назад, а на момент ее образования региональный оператор по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов деятельность не осуществлял, именно органы местного самоуправления обязаны организовать ее ликвидацию.

Таким образом, ответственность за исполнение законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов несет администрация МО «<адрес>».

В целях устранения указанных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО «<адрес>» было внесено представление исх. № Прдр-20730016-5-21/-20730016. Согласно поступившим ответам на представление администрацией района были взяты обязательства по обеспечению прекращения незаконного размещения твердых коммунальных отходов на вышеназванном земельном участке, а также его очищению от имеющихся отходов.

В ходе проведенной прокуратурой района повторной проверки было установлено, что указанная несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов до настоящего времени не ликвидирована.

Бездействием администрации МО «Николаевский район» нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституцией РФ.

По ходатайству административного ответчика, с учетом мнения административного истца судом в качестве административного соответчика привлечено ООО «Межрегиональная экологическая компания».

Представитель административного истца Осокин А.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал к административному ответчику АМО «Николаевский район», с учетом принципов разумности и справедливости считает необходимым оставить прежний срок для исполнения решения суда - 6 месяцев.

Представитель административного ответчика - Администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области Аргуткина Е.А., административные исковые требования признала частично, пояснила следующее. Действительно имеется несанкционированная свалка вблизи <адрес>, в общей сложности требования не оспаривают, но, когда произошла, так называемая «мусорная реформа» в 2020 году, и когда заступил региональный оператор в соответствии с изменениями в законодательство, с января 2020 года по сентябрь 2020 года по сведениям Администрации мусор вывозился региональным оператором техникой и водителями <данные изъяты>» на этот несанкционированный полигон. Считает, что ООО «Межрегиональной экологической компании» как административный соответчик должен этот объем отходов оттуда вывезти, так как он способствовал расширению данной свалки, административные исковые требования должны быть удовлетворены в солидарном порядке за счет двух соответчиков. Также пояснила, что от регоператора поступало обращение в Администрацию о необходимости убрать несанкционированную свалку вблизи <адрес>, В свою очередь, региональному оператору Администрацией направлялись письма о том, что он возит мусор на несанкционированный полигон без разрешения Администрации, просили разъяснить как мусор обезвреживают, как перерабатывают. Ответа не поступило. К административной ответственности региональный оператор не привлекался, работа по составлению протоколов об административном правонарушении в рамках Правил благоустройства за складирование мусора не велась, так как тогда был такой переходный период, что было, в принципе, трудно понять, куда возить этот мусор. К ограничению доступа на свалку, в том числе в виде оцепления, установки запрещающих табличек, Администрация мер не принимала, но и разрешения вывозить мусор на <адрес> свалку рег. оператору выдано не было, хотя все понимали, куда мусор вывозится. Изучив представленные регоператором путевые листы, пояснила, что путевые листы начинаются с июня месяца, июнь, июль и начало августа. В путевых листах за июнь-август маршрут указан в пределах Николаевского района, километраж менее 200км., это говорит о том, что мусор не был вывезен на Кузоватовскую свалку. По устному сообщению директора ООО «Уют» техники из <адрес> в Кузоватово не было, письменного ответа организация не предоставила.. С учетом пояснений представителя регоператора, отмечает, что в данном случае не стоит вопрос об определении категории опасности отходов, стоит вопрос по ликвидации свалки. С учетом того, что на протяжении длительного времени вывозился мусор рег. оператором на <адрес> свалку, они способствовали ее разрастанию, у регоператора тоже есть ответственность за нарушение схемы потоков ТКО, они должны были погрузить мусор в машину, отвезти на санкционированный полигон, там переработать. С учетом того, что бюджет дотационный, формируется в конце года на следующий год, просит предоставить один год на исполнение решения суда.

Представитель административного соответчика - ООО «Межрегиональная экологическая компания» Арестов Д.В. административные исковые требования считает подлежащими удовлетворению за счет Администрации МО «Николаевский район», по существу исковых требований пояснил следующее. Возражает против привлечения ООО «МЭК» в качестве административного соответчика, так как региональный оператор отвечает исключительно за твердые коммунальные отходы, без соответствующей экспертизы данную свалку как свалку твердых коммунальных отходов идентифицироать нельзя. Согласно постановлению Правительства РФ № 1156 региональный оператор в случае выявления свалки твердых бытовых отходов уведомляет об этом собственника. Именно собственник земельного участка обязан ликвидировать данную свалку. Между требованием о признании бездействия администрации незаконным и деятельностью регоператора нет причинно-следственной связи, даже если арендованной техникой вывозились ТКО, которые также не были идентифицированы, деятельность регоператора образованию данной свалки никак не способствовала, потому что образована она была задолго до появления регоператора. Информация, куда <данные изъяты>» должен вывозить мусор, была, они должны были руководствоваться действующим законодательством. Куда вывозила мусор техника МУК «УМХ» не известно, системы ГЛОНАСС нет. Возможно, мусор и вывозился на <адрес> свалку, но такое указание водителям регоператор не давал, было указание везти ТКО в р.<адрес> на полигон, Изначально обговаривали, что приемка будет на полигоне в р.<адрес>. В <адрес> было разрешение вывозить мусор на площадку временного накопления вблизи р.<адрес>. В январе-феврале осуществлял вывоз мусора <данные изъяты>». Региональным оператором машины закуплены были в марте 2020 года, но на линии выехали в июне, июль-август были уже мусоровозы регоператора ездили только в р.<адрес>.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации, в рамках которых закреплены и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

В частности, названный Федеральный закон относит к числу вопросов местного значения муниципального района относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов (п. 14 ч. 1 ст. 15).

Закрепление в п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопроса местного значения муниципального района организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории района своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Аналогичное положение содержит п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13 октября 2015 года N 26-П, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального образования, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и возложения обязанности принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.

В ходе проведенной прокуратурой Николаевского района проверки установлено наличие несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером площадью 112 109 кв.м, расположенном по адресу: в 2-х километрах южнее поворота с ФАД М-5 «Урал» на <адрес>, в 100 метрах восточнее автомобильной дороги «р.<адрес>», в 1650 метрах севернее <адрес> в <адрес>.

В целях устранения нарушений закона ДД.ММ.ГГГГ прокурором в администрацию МО «Николаевский район» внесено представление об устранении нарушений закона, принятии мер к ликвидации несанкционированной свалки.

Вместе с тем, до настоящего времени указанная свалка не ликвидирована, что подтверждается актом осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, и не оспаривается сторонами.

Наличие несанкционированной свалки противоречит требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1657 «О единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов», р. 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3..

Ненадлежащее исполнение администрацией МО «Николаевский район». обязанностей по организации очистки территории муниципального образования от мусора и отходов повлекло образование несанкционированной свалки мусора, что создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняет ущерб окружающей среде, тем самым нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального района ", свидетельствует о незаконном бездействии администрации МО «Николаевский район».

Учитывая вышеизложенное, административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению за счет административного ответчика администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, к которому и были изначально предъявлены административные исковые требования.

Довод административного ответчика о необходимости возложения солидарной обязанности на ООО «Межрегиональная экологическая компания» судом отклоняются.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в п. 4.2 Постановления от 13.10.2015 N 26-П, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.

Поскольку виновное лицо в образовании несанкционированной свалки не установлено, достаточных доказательств, включая исследованные путевые листы, счета-фактуры, показания свидетеля ФИО5, руководителя МП <данные изъяты>», о вывозе мусора региональным оператором на указанную свалку, при отсутствии возражений со стороны районной администрации, непринятии последней исчерпывающих мер к недопущению вывоза мусора на свалку, материалы дела не содержат, результаты проверки прокуратуры подтвердили факт наличия несанкционированной свалки на территории общего пользования и непринятия надлежащих мер администрацией района по реализации возложенных полномочий, приведенные выше полномочия является публично-правовой обязанностью административного ответчика – администрации района, обязанность по ее ликвидации лежит на собственнике земельного участка. При наличии требований о возмещении убытков они могут быть рассмотрены в отдельном производстве.

Руководствуясь ст.178 КАС РФ суд, учитывая, что для исполнения решения суда потребуются значительные бюджетные финансовые средства, изыскание дополнительных денежных средств на эти цели, соответственно, потребует значительного периода времени, с учетом обстоятельств дела, а также необходимости соблюдения баланса интересов сторон, объема предстоящих работ, с учетом позиции лиц, участвующих в деле, полагает разумным установить срок исполнения решения – в течение года с момента вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Николаевского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Николаевский район» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Николаевский район» по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером площадью 112 109 кв.м. по адресу: в 2-х километрах южнее поворота с ФАД М-5 «Урал» на <адрес>, в 100 метрах восточнее автомобильной дороги «р.<адрес>», в 1650 метрах севернее <адрес> в <адрес>.

Обязать администрацию МО «Николаевский район» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером площадью 112 109 кв.м, расположенном по адресу: в 2-х километрах южнее поворота с ФАД М-5 «Урал» на <адрес>, в 100 метрах восточнее автомобильной дороги «р.<адрес>», в 1650 метрах севернее <адрес> в <адрес>, путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации.

Установить срок исполнения решения – в течение одного года со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы или представления через Николаевский районный суд.

Судья И.В. Янина

В окончательной форме решение изготовлено 20.04.2022 года