ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 740 от 09.12.2020 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело 74RS0-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 декабря 2020 года <адрес>

Златоустовский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего Шевяковой Ю.С.,

при секретаре Валиахметовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №25» ГУФСИН России по Челябинской области о признании действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №25» ГУФСИН России по Челябинской области (далее ФКУ ИК-25), в котором просит:

- признать незаконным действие ответчика, выразившееся в отказе в выдаче в установленные законом сроки справки о работе истца в особых условиях труда, предусмотренных Приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 года № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы» за период с 2012 года по настоящее время;

- возложить на ответчика обязанность по продолжению переписки по вопросам, связанным с работой инженера центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-25 ФИО1;

- возложить на ответчика обязанность выдать истцу надлежащим образом оформленную справку о периодах работы ФИО1 в особых условиях труда, предусмотренных Приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 года № 624 за период с 2012 по настоящее время (л.д. 6-7).

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности <должность> в ФКУ ИК-25. ДД.ММ.ГГГГ представитель истца ФИО2 обратился в ФКУ ИК-25 с заявлением о предоставлении надлежащим образом оформленной справки о периодах работы ФИО1 в особых условиях труда, предусмотренных Приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 года № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы» за период с 2012 по настоящее время. На обращение был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный начальником ИК-25 ФИО3, согласно которому в предоставлении справки отказано, переписка с истцом прекращена. Указанный ответ ФИО1 считает незаконным, нарушающим её трудовые права.

В судебном заседании истец ФИО1 настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что предоставление указанной справки необходимо ей для подтверждения периодов работы в особых условиях труда, за которые в соответствии с Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ гражданскому персоналу федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы производятся доплаты.

Представитель ответчика ФКУ ИК-25 ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.23-26). Пояснила, что ФИО1 работает в ФКУ ИК-25 в должности <должность> с ДД.ММ.ГГГГ, занимаемая ею должность относится к категории должностей гражданского персонала учреждения УИС. В соответствии с п. 3 главы 2 приложения 3 к приказу ФСИН России от 13 ноября 2008 года № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы» работникам учреждений УИС в зависимости от вида учреждения, характера и сложности выполняемых работ должностные оклады увеличиваются. На основании указанного приказа ФИО1 ежемесячно устанавливаются надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы. Ранее администрацией ФКУ ИК-25 ФИО1 неоднократно, подробно и всесторонне доводилась информация по ее работе в особых условиях труда, в том числе, в запрашиваемые периоды. Решением Златоустовского городского суда Челябинской области по иску ФИО1 к ГУ - УПФР России в городе Златоусте Челябинской области подтверждено отсутствие у истца права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку работу в особых условиях она не осуществляла. Должностные оклады, тарифные ставки с повышением за особые условия труда в размере 50% выплачиваются всему гражданскому персоналу УИС, что предусмотрено Приказом ФСИН от 13 ноября 2008 года №624. Вместе с тем, особые условия труда, речь о которых идет в указанном приказе, не тождественны особым условиям труда, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии. В обращении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 просила предоставить ей документы, которые ранее ей уже предоставлялись, в связи с чем, обращение рассмотрено в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.15,16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.

Статьей 21 ТК РФ закреплено право работника на получение полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Согласно ст.53 ТК РФ получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, относится к числу основных форм участия работников в управлении организации.

На основании ст.62 ТК РФ, работодатель по письменному заявлению работника обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Из материалов дела следует, что ФИО1 работает в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области в должности <должность> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1 – ФИО2, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), обратился к начальнику ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области с обращением, в котором просил в установленные законом сроки направить в его адрес надлежащим образом оформленную справку о работе ФИО1 в особых условиях труда с 2012 года по настоящее время. К обращению им приложен ответ начальника ГУФСИН России по Челябинской области ФИО5 от 02 октября 2020 года (л.д. 12,13).

На указанное обращение ФИО6 был дан письменный ответ за подписью начальника ФКУ ИК-25 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что ранее подробно и всесторонне (в том числе во время проведения судебных заседаний) до сведения заявителя и его представителя неоднократно доводилась информация по работе ФИО1 в особых условиях труда, в том числе в предоставленной информации охвачен требуемый период времени (ответ на от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в возложении на ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области обязанности по составлению и выдаче требуемых справок о работе ФИО1 в особых условиях труда. Исходя из вышеизложенного, справка предоставлена не будет. В связи со злоупотреблением правом в соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ переписка будет прекращена (л.д.17).

В ходе рассмотрения дела ФИО1 пояснила, что в рассматриваемом случае работодателю следовало предоставить надлежащим образом оформленную справку о периодах её работы в особых условиях труда, осуществление доплаты за работу в которых предусмотрено Приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 года № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы». Однако такая справка предоставлена не была, переписка прекращена, что повлекло нарушение её трудовых прав и законных интересов. В каком виде должна быть оформлена справка, ФИО1 пояснить не смогла, сославшись на то, что порядок оформления документов должен быть известен работодателю. Не оспаривала, что неоднократно обращалась к работодателю с заявлениями о предоставлении справок о работе в особых условиях труда. Ранее ей предоставлялись справки о доплатах, производимых как работнику уголовно-исполнительной системы в соответствии с Приказом ФСИН от 13 ноября 2008 года № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы», однако в справках были указаны лишь выплаченные суммы, ни в одной справке не указан период, за который производилась доплата.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель ответчика ФКУ ИК-25 ФИО4 указала, что ФИО1 не работает в особых условиях труда, код особых условий труда и условий для досрочного назначения страховой пенсии в отношении неё не указывается, в связи с чем, справка о работе в особых условиях труда ей предоставлена быть не может. Указанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу решениями суда по искам ФИО1, в связи с чем, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию. Производимая в соответствии с Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 13 ноября 2008 года № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы» доплата к должностным окладам работникам уголовно-исполнительной системы устанавливается всем работникам уголовно-исполнительной системы и не подтверждает право на досрочное пенсионное обеспечение за работу в особых условиях труда. Ранее ФИО1 неоднократно предоставлялись справки о производимых доплатах к должностному окладу как работнику уголовно-исполнительной системы. Законом порядок оформления справок, предоставляемых работодателем по заявлению работника, не регламентирован, ведомственные инструкции по указанному вопросу отсутствуют, каких-либо требований, предъявляемых к форме справок, которые должны быть предоставлены по её запросу, ФИО1 в своих обращениях в ФКУ ИК-25 не указывала.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 13 ноября 2008 года № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы» утверждена Инструкция о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы (приложение № 3).

Инструкция определяет порядок, условия и размеры выплат компенсационного характера, устанавливаемых и выплачиваемых гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы (п.1).

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к должностным окладам, ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации (п. 2 Инструкции).

Выплаты компенсационного характера осуществляются гражданскому персоналу в пределах средств, ежегодно утверждаемых в установленном порядке на оплату труда (п.3).

Согласно п. 4 Инструкции работникам учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, должностные оклады увеличиваются (в процентах): работникам учреждений, исполняющих наказания, строгого режима-15%.

В соответствии с п. 5 Инструкции гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы выплачиваются должностные оклады с повышением за особые условия труда, а именно за работу в исправительных колониях – на 50%.

Как следует из представленной бухгалтерией ФКУ ИК-25 справки (л.д. 41), <должность> ФИО1 в соответствии с приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы» производится начисление выплаты компенсационного характера повышение должностного оклада на 50% за работу в учреждениях исполнения наказания. Сведения представлены о размере выплат за период с 2012 года по ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее на обращение представителя истца ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении надлежащим образом заверенной справки о периодах работы ФИО1 в уголовно-исполнительной системе, сведений о начислениях компенсационного характера, производимых работодателем в эти периоды, ответчиком были направлены справки о периоде работы ФИО1 в ФКУ ИК-25, а также о производимых начислениях выплат компенсационного характера. В соответствии со справкой, выданной бухгалтерией учреждения, ФИО1 производятся начисления выплат компенсационного характера: повышение должностного оклада на 50% за работу в учреждениях исполняющих наказание и увеличение оклада на 15% за работу в учреждении, исполняющем наказание строгого режима (л.д. 42-45)

На обращение представителя ФИО1 – ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) ФКУ ИК-25 представлена справка об установленных ФИО1 выплатах компенсационного и стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы в соответствии приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49), а также представлены копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ-лс об увеличении должностного оклада ФИО1 за работу в учреждении, исполняющем наказание строго режима в размере 15% с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50), копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ-лс об установлении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы на июль 2020 года в размере 50% от должностного оклада (л.д.51).

Кроме того, до сведения ФИО1 и её представителя ФИО2 работодатель доводил информацию о том, что понятие «Особые условия труда» законодательно не закреплено. В различных нормативных актах различные условия труда могут быть признаны особыми условиями для наступления тех или иных последствий, предусмотренных указанными нормами. ФИО1 работает в особых условиях труда, предусмотренных приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, однако не работала и не работает в особых условиях труда, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, необходимых для назначения ей досрочной пенсии (л.д. 54-55).

Производимые истцу как гражданскому служащему уголовно-исполнительной системы доплаты к должностному окладу в соответствии с Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 13 ноября 2008 года № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы» не свидетельствуют о выполнении ею работы в особых условиях труда, предусмотренных Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 года №85. Следовательно, не порождают для истца право на досрочное пенсионное обеспечение.

Доводы истца о том, что она работала в ФКУ ИК-25 в особых условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 года № 85, неоднократно являлись предметом судебной проверки по иным гражданским делам, рассмотренным Златоустовским городским судом Челябинской области, однако, не нашли своего подтверждения.

Разрешая исковые требования, суд учитывает, что между истцом и ответчиком имеются трудовые отношения, которые регулируются нормами ТК РФ. Вместе с тем, в спорных отношениях имеются вопросы, не урегулированные нормами трудового законодательства. В частности, ТК РФ не регламентирован порядок взаимодействия сторон в случае систематического обращения работника к работодателю с требованиями о предоставлении информации, которая ранее ему неоднократно была предоставлена. В этом случае при отсутствии специальной нормы ТК РФ суд считает возможным применить аналогию закона, распространив на возникшие между сторонами спорные правоотношения действие Закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Пунктом 3 ст.5 указанного закона закреплено право граждан получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в силу требований ст.12 Закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с п.5 ст.11 Закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Из материалов дела следует, что истцу неоднократно предоставлялись справки о производимых доплатах к должностному окладу в соответствии с Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно ответы на обращения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку до сведения ФИО1 ответчиком неоднократно была доведена информация по вопросам, связанным с производимыми ей доплатами в соответствии с приказом ФСИН от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ответами на обращения истца и ее представителя, ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно уведомило заявителя, что переписка по указанным вопросам будет прекращена, не допустив тем самым нарушений прав истца.

Ответ на обращение представителя истца от ДД.ММ.ГГГГ дан уполномоченным лицом, в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ.

Прекращение переписки по во вопросам, указанным в оспариваемом ответе на обращение, не лишает ФИО1 гарантированного ТК РФ права на получение полной и достоверной информации, связанной с выполняемой ею работой, и не умаляет иных прав истца. Согласно объяснений представителя ответчика ФИО4 в процессе рассмотрения настоящего дела, обращения ФИО1 и её представителя ФИО2 по вопросам, связанным с работой истца, продолжают поступать в ФКУ ИК-25, работодателем рассматриваются с направлением ответов по существу обращений.

Вопреки принципу диспозитивности и нормам действующего законодательства, ФИО1 не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемым ответом нарушены ее права и свободы, созданы препятствия к осуществлению своих прав и свобод, либо на нее незаконно возложена какая-либо обязанность, что исключает возможность удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №25» ГУФСИН России по Челябинской области о признании действий незаконными, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд Челябинской области.

Председательствующий Ю.С. Шевякова

Мотивированное решение составлено 16 декабря 2020 года.