ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 740003-01-2019-005695-65 от 28.05.2020 Тракторозаводского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-630/2020

УИД № 74RS0003-01-2019-005695-65

Решение

Именем Российской Федерации

"28" мая 2020 г. г. Челябинск

Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Володько П.В.

при секретаре Яновой Т.В.

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ГУ МВД России по Челябинской области ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к УВМ ГУ МВД России по Челябинской области, ГУ МВД России по Челябинской области о признании действий незаконными,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к УВМ ГУ МВД России по Челябинской области о признании незаконным и отмене решения комиссии УВМ ГУ МВД России по Челябинской области по распределению установленной для Челябинской области квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации за 2019 г. от 25.09.2019 г. в отношении ФИО3 об отказе в выделении квоты, обязании выделить указанную квоту.

По инициативе суда в качестве административного соответчика привлечено ГУ МВД России по Челябинской области.

В обоснование административного иска ФИО3 указал, что 12.09.2019 г. обратился с заявлением о предоставлении государственной услуги по вопросу оформления, выдачи разрешения на временное проживание в РФ в пределах установленной квоты за 2019 г.

На заседании указанной комиссии 25.09.2019 г. в выделении квоты ФИО3 отказано.

Данный отказ является незаконным и несправедливым, поскольку при выделении квот приоритет отдавался гражданам Казахстана и Украины.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 на удовлетворении требований настаивал в полном объёме.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Челябинской области ФИО2 административный иск не признала в полном объёме.

Истец ФИО3 Н, представитель административного ответчика УВМ ГУ МВД России по Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

12.09.2019 г. ФИО3 обратился в ОВМ ОП "Советский" УМВД России по г. Челябинску с заявлением о предоставлении квоты на временное проживание в РФ (л.д. 48).

Как видно из протокола совещания комиссии УВМ ГУ МВД России по Челябинской области по распределению установленной для Челябинской области квоты на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации № 19 от 25.09.2019 г., комиссией рассмотрено 94 заявления от иностранных граждан, в том числе заявление ФИО3 (л.д. 66 - 67).

В выделении квоты административному истцу было отказано, о чем он был уведомлен 03.10.2019 г. (л.д. 49).

Согласно ст.ст. 218, 226, 227 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

В соответствии со ст. 6 Закона разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Правила определения и распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 15.11.2018 № 2496-р "Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2019 год" квота на Челябинскую область на 2019 г. установлена в количестве 800 единиц.

Для распределения квот Приказом УВМ ГУ МВД России по Челябинской области от 12.07.2016 г. № 539 создана комиссия УВМ ГУ МВД России по Челябинской области по распределению установленной для Челябинской области квоты на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации и утверждено положение о ее работе (л.д. 22 – 26).

При этом УВМ ГУ МВД России по Челябинской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в силу положения об УВМ ГУ МВД России по Челябинской области (л.д. 74 -87) является структурным подразделением ГУ МВД России по Челябинской области.

Надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является ГУ МВД России по Челябинской области.

Оснований для удовлетворения заявленных требований суд не находит.

Оспариваемое решение принято комиссией в ходе совещания с полным соблюдением процессуальных требований, предъявляемых положением о работе комиссии.

Проверка обоснованности заявления ФИО3, анализ содержания представленных им документов, необходимых для выделения квоты, является прерогативой уполномоченного органа, в данном случае комисии. Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, в случае анализа целесообразности принятого комиссией решения в отношении ФИО3, с учетом рассмотрения на совещании комиссии аналогичных заявлений еще 93 кандидатов и принимая во внимание ограниченность выделенных квот на выдачу разрешения на временное проживание в РФ, суд может затронуть их права и законные интересы, что недопустимо.

Помимо этого, факт не включения административного истца в список лиц, в отношении которых принято положительное решение о выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в РФ, не препятствует ФИО3 участвовать в заседаниях комиссии неограниченное число раз

Также отказ в выделении квоты не препятствует истцу находиться на территории РФ в ином предусмотренном Законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" порядке.

На основании изложенного, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к УВМ ГУ МВД России по Челябинской области, ГУ МВД России по Челябинской области о признании действий незаконными отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий П.В. Володько