ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 740017-01-2021-000833-70 от 12.05.2021 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1033/2021

(УИД № 74RS0017-01-2021-000833-70)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2021 года г. Златоуст Челябинской области

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Рогожиной И.А.,

при секретаре Дергилевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием старшего помощника прокурора г. Златоуста Козловой С.Г., представителя ответчика Администрации Златоустовского городского округа Гибадуллиной В.В.,

гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Шведова Кирилла Павловича к Администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Златоуста Челябинской области обратился в суд в интересах Шведова К.П. с исковым заявлением к Администрации Златоу4ствского городского округа (далее по тексту Администрация ЗГО) в котором просит обязать Администрацию ЗГО обеспечить земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> дорожной сетью и инженерной инфраструктурой (л.д.2-4).

В обоснование исковых требований указано, что в прокуратуру города Златоуста Челябинской области поступило обращение Шведова К.П. Прокуратурой города проведена проверка по его заявлению. Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Администрации ЗГО семьей Джалиловых бесплатно в общую собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>. Пунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) определено право на получение земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с абз. 6 ч. 3-1 Закон Челябинской области от 28 апреля 2011 года №121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области», - земельные участки предоставляются бесплатно из земель, не ограниченных в обороте, при наличии свободных земельных участков соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, образованных из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Планируемые к бесплатному предоставлению гражданам земельные участки должны соответствовать требованиям земельного градостроительного законодательства Российской Федерации, санитарным и иным нормам, установленным законодательством Российской Федерации, а также формироваться с учетом, в том числе транспортной доступности. Как установлено, вышеназванный земельный участок указанным требованиям не отвечает.

На органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) - прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Шведов К.П. является инвалидом 1 группы с детства и не может по состоянию здоровья самостоятельно обратиться в суд.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Златоуста Челябинской области Козлова С.Г. на удовлетворении исковых требований настаивала, по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила суду, что в ходе проверки обращения Шведова К.П., поступившего в прокуратуру г. Златоуста, было установлено, что на заявленном иске настаивает в полном объеме. На Администрацию ЗГО необходимо возложить обязанность обеспечить участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> транспортной доступностью, все инфраструктурой. Данный земельный участок предоставлен бесплатно в общую собственность Джалиловых ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Администрации ЗГО. В соответствии с абз.6 ч.3-1 Закона Челябинской области от 28 апреля 2011 года «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области», земельные участки предоставляются бесплатно из земель, не ограниченных в обороте, при наличии собственных земельных участков соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, образованных из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Планируемые к бесплатному предоставлению гражданам земельные участки должны соответствовать требованиям земельного градостроительного законодательства РФ, санитарным и иным нормам, установленным законодательством РФ, а также формироваться с учетом, в том числе транспортной доступности. Данный земельный участок не обеспечен транспортной и инженерной инфраструктурой.

С момента предоставления семьи Джалиловых названного земельного участка до момента обращения заявителя в прокуратуру прошло более 5 лет. Обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой транспортной и иной инфраструктурой, от наличий которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена. На органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были по возможности, уже на момент их предоставления гражданам снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, ввиду всего этого.

С момента предоставления земельного участка прошло 5 лет. За это время ничего не изменилось, был разработан план проекта планировки, который не был реализован все это время. Администрация ЗГО в ответе на запрос прокурора г. Златоуста указали, что они согласны с данными требованиями, но разработанный проект планировки жилого квартала в поселке <адрес>. Уже в марте 2021 года были внесены изменения в бюджет и планируется решение данного вопроса.

Представитель ответчика Администрации ЗГО Гибадуллина В.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями не согласны в полном объеме, оснований для удовлетворения требований не имеется. Органы местного самоуправления в силу действующего законодательства, не обязаны обеспечить конкретный земельный участок инженерной инфраструктурой и дорогой. В рамках имеющихся полномочий, Администрацией ЗГО проводятся мероприятия для решения данного вопроса. Возложения данной обязанности повлечет расходные обязательства, что не допустимо с принципами разделения властей, изложенными в Конституции РФ. На правообладателе конкретного земельного участка лежит обязанность по обеспечению технического присоединения всех коммунальных сетей. Кроме того, на момент предоставления земельного участка, он соответствовал требованию установленному в Федеральном законе. В связи, с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Обстоятельства по которым ответчик не согласен с заявленными исковыми требованиями подробно изложены в письменном отзыве на исковое заявление (л.д.130-135).

Представитель третьего лица Органа местного самоуправления Комитета по управлению имуществом Златоустовского городского округа Гривин Р.Н., действующий на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснил, что с заявленными требований прокурора города не согласен, полностью поддерживает позицию ответчика.

Истец Шведов К.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.128).

Представитель третьего лица МБУ «Капитальное строительство» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.122).

Третьи лица Джалилов Д.Р., Джалилова Ф.А., Джалилов Р.А., Джалилов Д.Р. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.123, 124, 125, 126, 127).

Руководствуясь положениями ст.ст. 2, 61, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора города Златоуста Челябинской области, заявленные в интересах Шведова К.П. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р Администрации ЗГО семьей Джалиловых бесплатно в общую собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес> (л.д.9 об., 12, 35-39). Технологическое присоединение земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения в виде водоснабжения, газопровода, автомобильной дороги общего пользования отсутствует.

В соответствии с п.6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) определено право получения земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз. 6 ч. 3-1 Закон Челябинской области от 28 апреля 2011 года №121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области» (далее по тексту – Закон № 121-ЗО), земельные участки предоставляются бесплатно из земель, не ограниченных в обороте, при наличии свободных земельных участков соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, образованных из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Планируемые к бесплатному предоставлению гражданам земельные участки должны соответствовать требованиям земельного градостроительного законодательства Российской Федерации, санитарным и иным нормам, установленным законодательством Российской Федерации, а также формироваться с учетом, в том числе транспортной доступности.

Министерством регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372, утверждены Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея вс виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Под инженерной инфраструктурой следует понимать инфраструктуру, обеспечивающую водоснабжение, канализацию, электро-, тепло-, газо- и нефтеснабжение, а также телефонную связь и транспортные сообщения в пределах определенной территории.

В состав объектов коммунальной инфраструктуры входят объекты, предназначенные для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

К числу объектов инженерной инфраструктуры следует отнести объекты, обеспечивающие объекты жилищно-гражданского и производственного назначения централизованными системами водоснабжения, канализации, дождевой канализации, теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, телефонизации и связи.

В соответствии со ст. 2 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Администрацией ЗГО на основании распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации закона -ЗО разработан проект планировки <адрес> в границах которого находится земельный участок к кадастровым номер ром , расположенный по адресу: <адрес> (л.д.46, 55-56,136).

Указанный проект предполагает организацию транспорта и улично-дорожной сети; инженерную инфраструктуру, в том числе схему размещения инженерных сетей и оборудования (электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, телефонизация и радиофикация) (л.д.37-76). Однако, с момента предоставления семье Джалиловых земельного участка (кадастровый номер ) до момента настоящего времени прошло более 5 лет, между тем обязанность Администрации ЗГО по обеспечению земельного участка необходимой транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность постройки и дальнейшего пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.

Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-ЗГО «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-ЗГО «О бюджете Златоустовского городского округа и плановый период 2022 и 2023 годов» одобрен вопрос о выделении средств бюджета ЗГО на проектирование внутриквартальных дорог в <адрес> в сумме <данные изъяты> руб. в рамках Муниципальной программы «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения, дорожной деятельности и транспорта ЗГО», утвержденной постановлением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ-П. Утверждены дорожная карта по проведению мероприятий по проектированию и строительству межквартальных дорог в <адрес> (л.д.136).

В соответствии со статьями 7 и 38 Конституции Российской Федерации, выбор конкретных мер защиты семьи, определение условий и порядка их предоставления, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт "ж" части 1 статьи 72, часть 2 и часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. "в" и "к" ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пп.7 п.1 ст.1, п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно п.2 ст.39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 ст. 39.5 ЗК РФ, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

В силу положений п.6 ст. 39.5 ЗК РФ, абз. 6 ч. 3-1 Закона №121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области» земельные участки предоставляются бесплатно из земель, не ограниченных в обороте, при наличии свободных земельных участков соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, образованных из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Планируемые к бесплатному предоставлению гражданам земельные участки должны соответствовать требованиям земельного градостроительного законодательства Российской Федерации, санитарным и иным нормам, установленным законодательством Российской Федерации, а также формироваться с учетом, в том числе транспортной доступности.

В соответствии с Методическими рекомендациями Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года №372, субъектам Российской Федерации утвержден порядок в случаи бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, указано, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года №2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В данном случаи льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, без необходимо обеспечения надлежащей дорожной сетью и инженерной инфраструктурой.

С моменты выделения земельного участка семье истца прошло более пяти лет, с момент утверждения проекта организации транспорта и улично-дорожной сети; инженерной инфраструктуру <адрес> прошло более семи лет, однако, до настоящие времени какие-либо мероприятия по их реализации не осуществлены.

Администрацией ЗГО принято на себя обязательства по подбору территорий, подлежащих формированию для предоставления бесплатно в собственность граждан, и обеспечению осуществления в отношении них мероприятий, предусмотренных статьями 8, 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 23, 24, 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе по получению технических условий на подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение; обеспечение проведения работ, связанных с формированием земельных участков для индивидуального жилищного строительства в границах территорий ЗГО.

Отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения, водоотведения и дорожной деятельности, и отсутствие финансовой помощи не может являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.

Суд полагает, что возложение на ответчика обязанности обеспечить земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) соответствует положениям п.5 ч.1 ст.16, п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ, ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.1 ч.2 ст.3, п.1, 4, 5 ч.1 ст.3, п. 1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2001 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 09 сентября 2013 года № 372.

На основании вышеизложенного, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Шведова Кирилла Павловича удовлетворить.

Обязать Администрацию Златоустовского городского округа обеспечить земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес><адрес> дорожной сетью и инженерной инфраструктурой в течении одного года с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.

Председательствующий: И.А.Рогожина

Мотивированное решение изготовлено 19.05.2021