ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 760015-01-2020-001831-26 от 05.10.2020 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

И

Дело № 2а-1419/2020

УИД № 76RS0015-01-2020-001831-26

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05 октября 2020 г.

город Ярославль

Ленинский районный суд города Ярославля в составе председательствующего судьи Куклевой Ю.В.,

при секретаре Божик Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» к Государственной инспекции труда в Ярославской области о признании предписания незаконным,

у с т а н о в и л :

Государственное бюджетное клиническое учреждение здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене предписания №76/8-2521-20-И/12-3614-И/17-107, вынесенного 13 августа 2020 г. государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО1 В обоснование исковых требований указано, что 13 августа 2020 г. Государственной инспекцией труда в Ярославской области была проведена проверка, по результатам которой вынесено обжалуемое предписание, которым на больницу была возложена обязанность в течение 15 рабочих дней начислить и произвести выплаты стимулирующего характера за июль 2020 г. медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также произвести работникам выплату денежной компенсации в связи с несвоевременной выплатой указанной выше выплаты стимулирующего характера в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ. Административный истец не согласен с выводом административного ответчика о том, что спорные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные постановлением Правительства РФ №415 от 02 апреля 2020 г. «Об утверждении Правил предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансферов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования …», являются частью заработной платы, установленной работникам в рамках трудовых отношений, в связи с чем они должны быть выплачены в сроки, установленные статьями 22, частью 6 статьи 136 Трудового кодекса, пунктом 5.2 раздела V Коллективного договора Центральной городской больницы. Указывает, что постановлением Правительства РФ №415 не установлены сроки выплат стимулирующих выплат. Средства на выплаты стимулирующих выплат доводятся до административного истца в рамках соглашения №602иц-2020/ЛМ о предоставлении субсидии на иные цели от 09 января 2020 г. На момент проведения проверки административным ответчиком средства для выплаты работникам стимулирующих выплат за июль из соответствующего бюджета до больницы не были доведены, поэтому выплаты не могли быть произведены.

Представители административного истца Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» по доверенностям ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании каждый в отдельности поддержали исковые требования, указав, что условиями трудовых договоров сотрудников больницы не предусмотрена выплата спорных стимулирующих выплат. Стимулирующие выплаты не могли быть выплачены за счет иных средств - средств обязательного медицинского страхования, платных медицинских услуг, поскольку являются мерами государственной поддержки, носят адресный и целевой характер. Просили требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Ярославской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель заинтересованного лица Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав представителей административного истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев материал проверки Государственной инспекции труда в Ярославской области, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

По делу установлено, что на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Ярославской области №76/8-2521-20-И/12-3539-И/107 от 10 августа 2020 г. ФИО4 была проведена внеплановая выездная проверки Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница», по результатам которой был составлен Акт проверки №76/8-2521-20-И/12-3609-И/107 от 13 августа 2020 г.

Согласно Акту проверки от 13 августа 2020 г., Государственной инспекцией труда в Ярославской области выявлены нарушения обязательных требований, а именно в нарушение статьи 22, части 6 статьи 136 Трудового кодекса РФ, пункта 5.2 раздела V Коллективного договора Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» выплаты стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за июль 2020 г. со сроком выплаты 10 августа 2020 г. на момент проверки не произведены.

На основании Акта проверки от 13 августа 2020 г. государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО1 вынесено предписание №76/8-2521-20-И/12-3614-И/17-107 от 13 августа 2020 г., в соответствии с которым на и.о. директора Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» ФИО5 возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, а именно в течение 15 рабочих дней со дня получения предписания начислить и произвести выплаты стимулирующего характера за июль 2020 г. медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также произвести выплату денежной компенсации в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ за задержку выплаты стимулирующего характера.

Административный истец не согласился с данным предписанием, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 361 Трудового кодекса РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 1, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

09 января 2020 г. между Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области и Государственным бюджетным клиническим учреждением здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» заключено Соглашение №6026иц-2020/ОМ о предоставлении субсидии на иные цели. Согласно данному Соглашению, предметом настоящего Соглашения является порядок предоставления Учредителем из областного бюджета субсидии на иные цели. Учредитель обязался предоставлять в 2020 г. Учреждению субсидию в размере 11 954 500 рублей в соответствии с направлениями расходования средств, выделенных в форме субсидии, указанными в приложении к настоящему Соглашению.

Постановлением Правительства РФ №415 от 02 апреля 2020 г. утверждены Правила предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.

Постановлением Правительства Ярославской области №425-п от 19 мая 2020 г. утвержден Порядок предоставления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Пунктом 3 данного постановления установлено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2020 г.

В рамках реализации постановления Правительства РФ №415 от 02 апреля 2020 г. между Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области и Государственным бюджетным клиническим учреждением здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» были заключены дополнительные соглашения №3 от 23 апреля 2020 г., №4 от 26 мая 2020 г., №5 от 04 июня 2020 г., №6 от 29 июня 2020 г., №7 от 06 июля 2020 г., №8 от 05 августа 2020 г., №9 от 17 августа 2020 г., №10 от 24 августа 2020 г., №11 от 08 сентября 2020 г. к Соглашению №6026иц-2020/ОМ от 09 января 2020 г., в соответствии с которыми в направления расходования и сроки предоставления субсидии на иные цели вносились изменения.

Указанными выше Дополнительными соглашениями в направления расходования и сроки предоставлений субсидии на иные цели включены, в том числе, субсидии на предоставление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств резервного фонда Правительства РФ.

16 апреля 2020 г. директором Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» издан приказ №153 «Об утверждении Положения «О выплатах стимулирующего характера из средств федерального бюджета за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией Центральной городской больницы».

Согласно приказу №153 от 16 апреля 2020 г., приказ распространяется на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2020 г.

Из материалов дела следует, что 27 апреля 2020 г. в Центральную городскую больницу поступило 50 000 рублей на выплату стимулирующих выплат за апрель 2020 г., из которых 15 мая 2020 г. выплачено 32 589 рублей.

29 мая 2020 г. поступило 900 000 рублей на выплату стимулирующих выплат за апрель, май 2020 г., которые выплачены 02 и 10 июня 2020 г. в размерах 218 618 рублей и 419 655 рублей соответственно.

09 июля 2020 г. поступило 864 400 рублей на выплату стимулирующих выплат за июнь 2020 г., которые выплачены 14 июля 2020 г. в размере 526 057 рублей.

21 августа 2020 г. поступило 772 200 рублей на выплату стимулирующих выплат за июль-август 2020 г., которые выплачены 21 августа и 15 сентября 2020 г. в размерах 318 574 рублей и 292 710 рублей соответственно.

Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу статьи 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Согласно пункту 5.2 раздела V Коллективного договора Центральной городской больницы выплата заработной платы производится за первую половину месяца - 25 числа текущего месяца, окончательный расчет за месяц - 10 числа месяца, следующего за расчетным.

Таким образом, окончательно заработная плата за июль 2020 г. должна быть выплачена не позднее 10 августа 2020 г.

Судом установлено, что заработная плата за июль 2020 г. выплачена работникам больницы своевременно. Стимулирующая выплата из средств федерального бюджета за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией за июль 2020 г. выплачена работодателем 21 августа 2020 г. после поступления денежных средств на эти цели.

Исходя из буквального толкования понятий заработной платы и спорных выплат стимулирующего характера, предусмотренных перечисленными выше правовыми актами, суд считает, что предусмотренная постановлением Правительства РФ №415 от 02 апреля 2020 г. и Положением от 16 апреля 2020 г. выплата стимулирующего характера из средств федерального бюджета за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией не является составной частью заработной платы, а потому на нее не распространяются положения статей 22 и 136 Трудового кодекса РФ, а также пункта 5.2 раздела V Коллективного договора Центральной городской больницы.

По своей правовой природе спорная стимулирующая выплата является мерой государственной поддержки за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам в период распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции COVID-19, не включена в систему оплаты труда, не является ее обязательной частью, а также гарантированной и безусловной выплатой, распространяется только на определенную в правовых актах категорию работников. Данная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета, носит целевой характер.

При этом, ни постановлением Правительства РФ №415 от 02 апреля 2020 г., ни постановлением Правительства Ярославской области №425-п, ни Положением о выплатах стимулирующего характера из средств федерального бюджета №153 от 16 апреля 2020 г. не установлены сроки таких выплат.

Данными правовыми актами установлены перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время, перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время, размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью, срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

Судом также установлено, что выплата спорных стимулирующих выплат за счет иных средств, в том числе, средств обязательного медицинского страхования, оказания больницей платных услуг невозможна. Данные выплаты носят целевой характер.

Из материалов дела следует, что из выделенных средств производились выплаты стимулирующего характера, уплата налога на доходы физических лиц, страховых взносов на суммы выплат. По состоянию на 10 августа 2020 г. в больнице не было достаточных денежных средств для выплат стимулирующего характера за июль 2020 г., их выплата была произведена учреждением сразу после поступления денежных средств.

С учетом изложенного, суд считает, что требования, изложенные государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО1 в оспариваемом предписании 76/8-2521-20-И/12-3614-И/17-107 от 13 августа 2020 г., возлагающие на административного истца обязанность в течение 15 рабочих дней произвести выплаты стимулирующего характера за июль 2020 г., а также денежную компенсацию за задержку выплаты, являются незаконными. А потому предписание подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание №76/8-2521-20-И/12-3614-И/17-10, выданное государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО1 в адрес и.о. директора Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» ФИО5 13 августа 2020 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.

Судья Ю.В. Куклева